Отложен второй раунд переговоров между правительством Афганистана и Движением «Талибан»

«В связи с сообщениями о смерти муллы Омара, возникшей неопределенностью и по просьбе руководства афганских талибов, второй раунд мирных афганских переговоров, запланированный на  31 июля 2015 г., откладывается. Пакистан и другие дружественные  Афганистану страны выразили надежду, что  руководство Талибан продолжит участие   в мирных переговорах в целях содействия установлению прочного мира в Афганистане…, — говорится в пресс-релизе Министерства иностранных дел Пакистана.

Напомним, что  первый раунд официальных переговоров состоялся  7 июля 2015 г.  в местечке Мюрри, недалеко от Исламабада; организатором выступил Пакистан.  Стороны обменялись  несколькими взаимными призывами:  Кабул, например, — к прекращению огня  ввиду резкого усиления боевой активности талибов против национальных сил безопасности, с одной стороны, и вооруженных столкновений  между Движением «Талибан» (ДТ) и боевиками, примкнувшими к организации «Исламское государство», с другой.

Талибы потребовали   удаления имен лидеров ДТ из «черных списков» ООН и США;  ставили вопрос об учреждении  постоянного офиса (предположительно в странах Персидского залива). Это рассматривается ими как заявка на легитимность в качестве официальной  политической организации.

В целом доминировала положительная составляющая переговоров;  участники признали необходимость проведения мер доверия между всеми заинтересованными сторонами и согласились на конструктивную встречу в конце июля с.г. В качестве наблюдателей на переговорах присутствовали американские и китайские представители.

По их итогам команды переговорщиков от правительства Афганистана и ДТ получили поддержку своих сторонников. Цель переговорного процесса — найти способ положить конец 14-летней войне в Афганистане. Мирное урегулирование противоборствующих сторон стало приоритетным для президента Ашрафа Гани, который пришел к власти в сентябре 2014 г. В решении этого вопроса он опирался на помощь Пакистана.

В рамках подготовки ко второму раунду переговоров Кабул одновременно предпринял несколько шагов.  Во-первых, президент Ашраф Гани приступил к формированию команды переговорщиков, в состав которой планировал  включить представителей  всех слоев общества: интеллигенции, женщин, моджахедов, сражавшихся против советских войск в 1979 – 1988 гг. и  талибов, стоявших у власти Исламского эмирата Афганистан в 1996-2001 гг.
Во-вторых, администрация президента выступила с заявлением     о готовности     вступить в переговоры о прекращении огня. В середине июля 2015 г.   боевики ДТ  вновь провели серию атак на силы безопасности в ряде районов страны: на северо-востоке провинции Бадахшан, в провинциях Гильменд, Забуль, Фарьяб  и т.д.    Кабул обратился к к руководству талибов отдать приказ прекратить огонь.

Со своей стороны, афганские талибы информировали  правительство Саудовской Аравии о процессе переговоров о примирении.  С этой целью бывший заместитель министра иностранных дел правительства талибов мулла Джалиль  и экс-губернатор Кандагара мулла Хасан    были направлены в Эр-Рияд для обмена мнениями  с руководством  КСА о мирных переговорах. 

Официальный пресс-релиз о кончине лидера афганских талибов, эмира Исламского эмирата Афганистан (1996 – 2001 гг.) муллы Мохаммада Омара    прояснил многое в современной ситуации в Афганистане.

В пакистанских СМИ время от времени появлялась информация о его  смерти.  Но ранее официально никто ее не подтверждал. И в эти дни СМИ распространяют заявления от имени членов его семьи о том, что лидер ИЭА скончался еще в апреле 2013 г. Противоречивость подобных сообщений  и многолетнее отсутствие муллы Омара на публике  стали одной из причин внутреннего раскола в ДТ. Младший брат муллы Омара  мулла Абдулла Маннан подтвердил, что его семья не давала клятвы  верности какому-либо иному лидеру талибов и не планирует делать это.    Он, будучи одним из  руководящих  членов  Шуры (Совета талибов) 31 июля 2015 г. призвал проталибски настроенных  религиозных лидеров сосредоточиться на преодолении  раскола в ДТ, а не присягать на верность  другому лицу.

В целом сценарий афганских переговоров напоминает  плохо сыгранную пьесу. Исламабаду необходимо было дождаться проведения президентских выборов в сентябре 2014 г. (окончание срока полномочий антипакистански настроенного экс-президента Х.Карзая), далее — вывода коалиционных войск США/НАТО из Афганистана в декабре 2014 г., в 2015 г. инициировать процесс переговоров и жестко контролировать его до получения требуемого  Пакистану результата.

Проведение первого раунда было  необходимо еще при официальной жизни муллы Омара с целью подтвердить  нацеленность руководства оппозиционного ДТ на контакт с  Кабулом. Напомним, что мулла Омар постоянно заявлял о невозможности прямых переговоров в условиях присутствия иностранных войск в Афганистане. Проясняется и время проведения переговоров – на исходе дней главного талиба.

Но разработанный при поддержке Исламабада сценарий не состоялся после официального заявления о смерти лидера ИЭА, и второй раунд был отложен.   Отдельные группировки афганских талибов резко выступали против мирных переговоров с афганским правительством.  Потребовались усилия, направленные на преодоление внутреннего раскола в  ДТ. С этой целью было организовано заявление Джалалуддина Хаккани, основателя  крупной афганcкой группировки боевиков  (второе по численности соединение, сражавшееся против официальных властей  Кабула с 2001 г.).  Он не только поддержал назначение нового лидера талибов муллы Мансура Ахтара, легитимность которого была поставлена под сомнение, но и настаивал на признании его другими боевиками. Это заявление было крайне важно как для властей Афганистана, так и Пакистана.  

Цель взятой паузы в переговорах Кабул – ДТ — противостоять становлению параллельных движений боевиков, выступающих против современной политической системы страны, ратующих за возврат ИЭА.

Новый лидер ДТ Мансур Ахтар —  личность,  которая, видимо,  согласилась  с  предложенным властями  Пакистана и Афганистана  планом мирных переговоров.

52.18MB | MySQL:103 | 0,481sec