Ситуация в зоне Сахеля: июнь 2015 г.

В июне на севере Мали продолжилось противостояние между формированиями повстанцев из альянса группировок туарегов и арабов «Координация движений Азавада» (КДА) — с одной стороны, малийской армией и союзной с ней «Группой самообороны туарегов Имгада и союзников» (ГСТИС).

2 июня Международная федерация по правам человека (МФПЧ) и ее малийское отделение осудили внесудебную расправу над 6 мирными туарегами, которую совершили «храбрые» малийские солдаты и боевики ГСТИС 21 мая после восстановления контроля над населенным пунктом Тин Хама. Со своей стороны Миссия ООН в Мали (Minusma) направила туда комиссию по расследованию происшедшего после того, как командованию миротворцев стало известно о допущенных там «серьезных нарушениях прав человека и международного гуманитарного права, и в частности, казни гражданских лиц».

Правительство Мали поспешило опровергнуть какую-либо причастности малийских военных к инциденту, указав, что речь шла о «кровавом сведении счетов между боевиками местных вооруженных групп» после нападения на Тин Хаму 20 мая отряда КДА, при котором погибли трое гражданских лиц. Это нападение было отражено малийскими военными.

В коммюнике МФПЧ и Малийской ассоциации по правам человека (МАПЧ) сообщалось: эти организации получили подтверждение того, что «шесть гражданских лиц, в том числе сотрудник гуманитарной организации, были убиты 21 мая в Тин Хаме после боев между формированиями КДА с «малийскими военными и отрядами ГСТИС».

МФПЧ и МАПЧ призвали противоборствующие на севере Мали стороны уважать нормы международного права. Правительству Мали предлагалось провести «беспристрастное расследование с тем, чтобы предать суду тех, кто совершил это деяние», имеющее признаки военного преступления.

По данным правозащитников, после этой расправы община кель эссук (туареги) была вынуждена покинуть Тин Хама. Ранее представители этой общины отказались войти в ГСТИС.

4 июня стало известно об очередной серии расправ над гражданскими лицами в районе Гундам на севере Мали. На сей раз в нескольких инцидентах погибли три человека. Про одного из них КДА заявила, что это был ее сторонник. Ответственность за убийство она возложила на «проправительственную милицию и ее бойцов – выходцев из Движения за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА)», вошедших в ГСТИС.

Француский контингент «Бархан» избегает вмешиваться в малийскую междоусобицу. Это объяснимо: туареги поддерживали действия французов при их вторжении в Мали в январе 2013 года. К тому времени северная часть страны была оккупирована джихадистами. Они и сейчас служат французам проводниками при выполнении разведывательно-поисковых миссий, нередко обеспечивая их успех. Кроме того, у командования операции «Бархан» есть опасения, что в случае, если французы встанут на сторону Бамако в противостоянии с КДА, это подтолкнет туарегов к альянсу с джихадистами. В данном случае оно, похоже, прислушалось к пожеланию экспертов, призвавших французов делать разницу между политико-военными группами туарегов и формированиями джихадистов.

Между тем джихадисты в июне продолжили осваивать новые территории, никак не относящиеся в Северному Мали. 10 июня стало известно, что в местечке Миссени на юге страны близ границы с Буркина-Фасо и Кот-д`Ивуар исламисты убили офицера жандармерии. Там же группа джихадистов захватила на время полевой лагерь военных, которые, судя по всему, как это уже не раз бывало в прошлом, не приняли боя и бежали. Исламисты сожгли два армейских автомобиля и мотоциклы жандармов. Это нападение стало первым, совершенным джихадистами в данном регионе. Сражу же появились предположения, что джихадисты проникли в Мали из Кот-д`Ивуар.

18 июня, за несколько дней до подписания повстанцами из КДА мирного соглашения с Бамако, малийские власти отменили постановления об аресте, выписанные по отношению к 15-ти представителям руководства этой организации. Напомним, что Бамако подписал это соглашение в одностороннем порядке 15 мая в Алжире.

Подписание документа повстанцами могло быть сорвано из-за того, что боевики ГСТИС первоначально отказались оставить город Менака на северо-востоке страны и передать его под контроль ООН, что предусматривалось допсоглашением, заключеным повстанцами и алжирским посредником. 19 июня под очевидным нажимом со стороны Бамако формирования ГСТИС  оставили Менаку.

20 июня произошло долгожданное. Представители КДА подписали в Бамако мирное соглашение. Со стороны КДА документ подписал глава «Арабского движения Азавада» (АДА) Сиди Брахим ульд Сидати. На церемонии присутствовали президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта и глава Миссии ООН Монги Хамди.

В тот же день Париж объявил, что министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан отправится 22 июня в Мали с тем, чтобы поддержать мирное соглашение, подписанное в Бамако повстанцами. Одновременно сообщалось о продолжении операции «Бархан», которую Франция проводит на территории пяти стран Сахеля — Мали, Мавританиии, Нигера, Чада и Буркина-Фасо. В рамках операции в этих странах развернуты 3 тысячи французских солдат, в том числе 1350 — в Мали.

15 июня джихадисты жестко ответили Чаду, играющему одну из ведущих ролей в международных усилиях по стабилизации в Мали и зоне Сахеля, а также в борьбе против группировки «Боко харам» из Нигерии. В тот день были совершены два теракта с использованием боевиков-смертников. Целью первого был центральный комиссариат полиции в Нджамене, второго — полицейская школа, где в момент теракта находились многочисленнные курсанты. Подобные теракты ранее не совершались в Нджамене. В результате терактов погибли 38 человек, в том числе 3 смертника.

29 июня 11 человек погибли в ходе операции полиции Чада в одном из кварталов Нджамены против лиц, подозреваемых в принадлежности к «Боко харам». Среди погибших оказались 5 полицейских, 5 боевиков и информатор полиции. На месте проживания боевиков были обнаружены «пояса смертников».

17 июня командующий Minusma дивизионный генерал Мишель Лоллесгаард (Дания) признал, что возглавляемый им контингент понес самые тяжелые потери по сравнению с другими 15-ю миротворческими миссиями ООН из-за плохой подготовленности выделенных в его состав формирований, неудовлетворительного тылового и разведывательного обеспечения. Со времени развертывания в 2013 году Миссия потеряла 36 солдат убитыми и свыше 200 ранеными.

По оценке генерала, лагеря Миссии плохо защищены от обстрелов реактивными снарядами и атак с использованием заманированных автомашин. Он считает, что миротворцы заслужили большего и в части «уровня элементарного комфорта» в их полевых лагерях. Он подверг резкой критике ООН за то, что та привлекла сторонние частные организации для тылового обеспечения Миссии. «Это не работает в условиях враждебного окружения, которое имеет место в Мали», — сказал он, выступая в ООН. «Это безответственно продолжать направлять на север Мали старые гражданские незащищенные грузовики, водителями которых являются гражданские лица», — сказал он, обращаясь к чиновникам ООН.

17 июня в Мавритании были осуждены три гражданина этой страны, арестованные в октябре 2014 года по обвинению в связях с «Исламским государством» (ИГ). Они получили 5, 7 и 10 лет тюрьмы соответственно. Понятно, что в ходе процесса обиняемые отвергли предъявленные им обвинения, но в распоряжении у следствия оказалась видеозапись того, как осужденные принимали присягу на верность ИГ. По данным следствия, в задачу осужденных входила вербовка граждан Мавритании в ряды ИГ. Таким образом, ИГ впервые проявило себя в Мавритании.

Стоит напомнить, что в предыдущие годы Мавритания неоднократно становилась целью террористов. Жесткая позиция, занятая руководством этой страны, позволила не только с успехом бороться с террористамми на собственной территории, но и совершать превентивные операции на территории Мали в 2010 и 2011 годах. «В настоящее время больше нет террористов на национальной территории. Они даже не могут приближаться к нашим границам», — заявил в марте этого года президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз.

Однако оптимизм президента был развеян 27 июня, когда группа исламистов атаковала малийской город Нара близ границы с Мавританией. Малийские военные источники утверждали, что армейские подразделения смогли отбить нападение. При этом погибли по меньшей мере 3 солдата и 9 боевиков.

Ответственность за нападения на малийские населенные пункты близ границ с Мавританией и Кот-д`Ивуар взяла на себя джихадистская группировка «Ансар ад-дин».

В целом, июнь подтвердил общую тенденцию на расширение географии действий джихадистов в Сахеле. Также подтвердились и ранее сделанные выводы о быстром распространении влияния ИГ в регионе. Все это вместе взятое вряд ли обещает ему спокойное будущее.

62.84MB | MySQL:102 | 0,726sec