Ситуация в Алжире: июль 2015 г.

В июле вновь вспыхнули ожесточенные межобщинные столкновения в Гардайе (600 км к югу от Алжира, основной город в долине Мзаб, где исторически проживало преимущественно берберское население). 8 июля стало известно, что после продолжавшихся два дня стычек в городке Гюэррара (120 км к северо-востоку от г.Гардайя) между мозабитами (берберы) и шаамба (арабы) погибли 23 человека, в том числе по меньшей мере 16 берберов, десятки получили ранения. В Гардайю были вынуждены отправиться министр внутренних дел Алжира Нуреддин Бедуи и командующий войсками 4-го военного округа. Последнему было поручено возглавить операцию по восстановлению порядка. Экстренное заседание кабинета министров с участием армейского командования созвал президент Абдельазиз Бутефлика. Силовики арестовали 38 участников столкновений.

Напряженность между двумя общинами возникла в конце 2013 г. из-за разногласий по поводу принадлежности земель. С того времени погибли более 10 человек. Прошедшие 7 – 8 июля столкновения стали самыми кровопролитными за последнее время. Представители берберской общины назвали происшедшее «терроризмом», поскольку противостоявшая им сторона применила огнестрельное оружие.

В июле стало очевидным, что Алжир, потерявший 50% своих доходов из-за падения цен на нефть на мировом рынке, вынужден принимать меры жесткой бюджетной экономии для того, чтобы обеспечить социальные выплаты, гарантирующие властям поддержание внутреннего равновесия. Правительство Абдельмалека Селлаля оказалось перед трудным выбором при подготовке проекта бюджета, призванного не допустить возникновения финансового кризиса. Закон о бюджете на 2015 год предусматривал направление свыше 17 млрд долларов на социальные выплаты в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, поддержания многодетных семей. Кроме того, власти поддерживают низкие цены на такие товары первой необходимости, как хлеб, молоко, сахар, масло, бензин, газ и вода. Общие расходы государства на все это оцениваются в 40 млрд долларов, что почти совпадает с суммой бюджетного дефицита в 42 млрд долларов. Теперь такие расходы вряд ли возможны.

Среди мер, призванных смягчить остроту ситуации, рассматривается, в частности, возможность объявления фискальной амнистии, призванной привлечь в банки средства неформального сектора экономики, которые А.Селлаль оценил в 37 млрд долларов.

В июле стало известно, что по итогам шести месяцев 2015 года торговый дефицит Алжира составил 7,78 млрд долларов. За этот же период экспорт обеспечил покрытие лишь 2/3 импорта. Экспорт углеводородов принес стране 18,9 млрд долларов, в то время как годом ранее этот же показатель составил 32,14 млрд долларов.

18 июля газета «Аль-Хабар» сообщила, что в ночь с 17 на 18 июля, в первый день религиозного праздника Ид аль-Фитр,  в засаде, устроенной «террористической группой» в районе Айн-Дефлы в 150 км к юго-западу от Алжира, погибли 11 солдат Национальной народной армии (ННА) Алжира. Первоначально эта информация не была подтверждена официально. Ответственность за этот теракт взяла на себя «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ), сообщившая о 14 убитых солдатах. Согласно коммюнике АКИМ, всем нападавшим удалось скрыться после нападения, захватив при этом оружие убитых. Только 19 июля ННА признала гибель 9 солдат.

21 июля в Мадриде премьер-министр Алжира А.Селлаль заверил, что его страна продолжит «преследовать террористов» из АКИМ, убивших ранее 9 солдат. «Мы полны решимости до конца бороться с терроризмом», — заявил он. По его словам, «мы обеспечили безопасность наших семи границ, и силы безопасности полны решимости обеспечить мир и спокойствие алжирцев».

В июле стало известно о новых организационных потерях АКИМ. Входившее в нее и действовавшее в районе Константины формирование «Серриет аль-Гураба» обявило о присоединении к «Исламскому государству» (ИГ).

27 июля стало известно, что Алжир передал Тунису список из 13 предпринимателей, которые, по алжирским данным, причастны к прямому или опосредствованному финансированию терроризма. Отмеченные предприниматели переводили «значительные суммы денег» на счета в европейских банках, с которых их затем снимали финансисты террористических организаций.

23 июля президент А.Бутефлика произвел частичные перестановки в правительстве Алжира. Наиболее заметной из них стала отправка в отставку министра торговли Амары Бенюнеса. Его место занял Бехти Белаид. А.Бенюнес считался человеком, близким к президенту. Его отставка не сопровождалась какими-либо объяснениями. Новый министр торговли является представителем пропрезидентской партии Национальное демократическое объединение (НДО) Ахмеда Уяхьи. Последний возглавляет кабинет президента. Б.Белаид  уже руководил министерством торговли в период с 1996 по 1997 годы, в период правления Ламина Зеруаля.

Одновременно Сид Ахмед Феррухи возглавил Министерство сельского хозяйства, внегородского развития и рыболовства. Ульд Али аль-Хаджи стал министром по делам молодежи и спорта.

6 июля газета «Суар д`Альжери» сообщила, что на должность командующего ВМС Национальной народной армии (ННА) Алжира назначен генерал-майор Лахуэль. Эта должность была вакантной с 17 февраля с.г., когда скончался бывший командующий ВМС ННА генерал-майор Малек Несиб. Одновременно с назначением командующего было названо имя нового начальника Главного штаба ВМС ННА. Им стал генерал-майор Бен Медах.

Также по случаю отмечавшегося 5 июля национального праздника – Дня независимости – два представителя алжирского генералитета получили высшие в алжирской военной иерархии воинские звания корпусного генерала. Речь идет о командующем Национальной жандармерией корпусном генерале Ахмеде Бустиле и командующем войсками 5-го военного округа (штаб – г.Константина) корпусном генерале Бенали Бенали. Такие же воинские звания до этого имели всего два человека – заместитель министра обороны, начальник генштаба ННА корпусной генерал Ахмед Салах Гаид и глава алжирской разведки корпусной генерал Мухаммед Медьен (Туфик). Обратило на себя внимание то, что главком Сухопутных войск ННА генерал-майор Ахсен Тафер, в прямом подчинении которого находятся командующие шестью военными округами, не получил более высокое звание, хотя, по данным газеты, его имя значилось в списке представленных на повышение. Исторически в алжирских условиях главком Сухопутных войск считается первым кандидатом на должность начальника генштаба.

25 июля глава АНДР произвел перестановки на трех ключевых постах, касающихся безопасности государства и его личной безопасности. Речь шла о должностях начальника контрразведки, главы президентской службы безопасности и командующего Республиканской гвардией. Первоначально официально об этом не сообщалось. По данным газеты «Аль-Ватан», речь шла о санкциях, связанных с имевшей место попыткой несанкционированного проникновения неизвестных на территорию президентского комплекса в Зеральде к западу от Алжира. Охранники комплекса были вынуждены применить оружие, что вызвало панику во дворце.

Занимавшего пост начальника контрразведки (второе лицо в иерархии разведывательного сообщества Алжира – Департамента разведки и безопасност) генерал-майора Али Бендауда сменил полковник Абдельазиз. Недавно ставший корпусным генералом Бенали Бенали возглавил Республиканскую гвардию. На посту командующего войсками 5-го военного округа его сменил генерал Ахмед Мулай Мелиани. Занимавший в течение 10 лет пост главы президентской службы безопасности генерал Джамель Кехаль Медждуб уступил свой пост генералу Насеру Хабхи.

В июле стало известно о намерении командования ННА усилить южные рубежи Алжира, направив туда дополнительно десятки тысяч солдат. Подобная мера представляется более чем оправданной – там Алжир граничит с Мали, Нигером и Ливией. Для обеспечения подобного развертывания войск в Таманрассете командование ННА намерено построить 4-звездочную гостиницу, новый региональный штаб общей площадью 38 тысяч кв. метров, новый госпиталь. Предполагается, что последний будет обслуживать и местное население – таким образом военные надеются упрочить связи с ним. Для размещения солдат заказаны 18 тысяч жилых модулей, оборудованных кондиционерами, что крайне важно для условий Алжирской Сахары. Военные завершили развертывание оптиковолоконной системы закрытой связи вдоль южной границы Алжира. На очереди – развертывание электронной системы слежения за границей.

В июле стало известно, что Алжир продолжил массированные закупки военной техники в России. В частности, по ранее подписанному контракту стоимостью 2,7 млрд долларов в Алжир началась поставка шести тяжелых вертолетов Ми-26Т2, 42 боевых вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник». Предусматривается также модернизация ранее поставленных 39 вертолетов Ми-171Ш.

По имеющимся данным, поставка вертолетов Ми-26Т2 производства завода «Росвертол» (входит в холдинг «Вертолеты России») будет выполнена двумя партиями по три машины.

Модернизация алжирских вертолетов Ми-171Ш будет происходить на Улан-Удэнском авиационном заводе (входит в холдинг «Вертолеты России»). В частности, модернизированные вертолеты получат новые бортовые системы оружия.

В целом, начавшаяся переброска десятков тысяч солдат (некоторые источники утверждают о 100 тысячах) на южные рубежи Алжира вряд ли обусловлена заботой об их безопасности. Скорее всего, в Алжире пришли к пониманию необходимости международной военной операции в Ливии, и переброска войск – это признак создания наступательной группировки, которая в случае необходимости войдет в эту страну.

52.38MB | MySQL:103 | 0,454sec