О ядерной энергетике Туниса

Надвигающийся кризис в энергетическом секторе характерен не только для Алжира, о чем много говорят в последние годы, но и для всех стран Северной Африки. Несмотря на то, что государства региона кардинально различаются по объемам собственных запасов углеводородов и полезных ископаемых, по степени изученности своих недр, по уровню развития добывающей и перерабатывающей инфраструктур, а также по источникам удовлетворения потребностей в энергоносителях, общая тенденция последних лет – высокие темпы роста спроса на традиционные виды топлива и произведенной энергии, которые значительно опережают аналогичные показатели предложения.

Исключение составляет только Ливия, но не по причине успешной энергетической политики, а по причине отсутствия ясности в перспективе сохранения ее как государства вообще, по причине чего энергетический сектор страны может просто перестать функционировать как система. Хотя до 2011 г. ситуация с обеспечением топливом  и электричеством в Ливийской Джамахирии была самой лучшей на региональном уровне.

Если говорить о Тунисе, то вызовы, стоящие сегодня перед правительством в энергетическом секторе, достаточно остры.

Темпы роста на электричество и углеводороды остаются в стране достаточно высокими – 6-7 % в год, и, согласно прогнозам, останутся таковыми до 2020 г.[i]

Общий объем спроса в 2014 г. составил 9 200 тыс. тонн в нефтяном эквиваленте.

Источниками сырья для восполнения этих потребностей служат натуральный газ (55 %), нефть (41 %) и иные источники (4 %), в т.ч. гидроэлектростанции, мощности, работающие на солнце, ветре, угле.

Однако собственные запасы удовлетворяют сегодня лишь часть этих потребностей: добыча газа обеспечивает около 50 % от объема потребления, а нефти – 2/3. Импорт газа осуществляется из Алжира, в т.ч. в виде платы за транзит по Транссредиземноморскому газопроводу.

Налицо также уверенная тенденция по снижению объемов нефтедобычи: за последние 30 лет она уменьшилась в 3 раза, достигнув 60 000 барр./сут. в 2013 г. со 180 000 барр./сут. в 1980 г. Мощностей по переработке углеводородов тоже недостаточно, они удовлетворяют потребности в нефтепродуктах только на 1/3. Это вынуждает правительство закупать не сырую нефть, а готовую и более дорогую продукцию нефтеперерабатывающей промышленности, что ложится более тяжелым бременем на экономику.

Иностранные инвесторы в стране представлены, рассматривается возможность геологоразведки на предмет обнаружения новых месторождений в разных районах страны. Однако политическая нестабильность и дефицит собственных инвестиционных ресурсов значительно препятствуют развитию проектов в области геологоразведки и строительству перерабатывающих мощностей.

Большая надежда возлагалась на Ливию, которая имела значительные финансовые ресурсы и, в частности, была потенциальным инвестором для реализации ряда проектов, в т.ч. строительства нового крупного нефтеперерабатывающего завода в г. Схира суммарной мощностью для переработки 250 000 барр./сут. Однако после событий в Ливии 2011 г. вероятность оказания помощи в реализации проектов со стороны Триполи близка к нулю.

Как ни парадоксально это звучит, но негативный вклад в экономику страны, импортирующей нефтепродукты, вносит и снижение цен на нефть 2014-2015 гг.: в этих условиях геологоразведка на ее территории с целью обнаружения новых запасов не выглядит в глазах инвесторов столь привлекательной с точки зрения рентабельности, и проекты откладываются.

Определенные усилия делаются в области развития возобновляемой энергетики, но даже при развитии ситуации по наиболее оптимистичному варианту этот сектор способен удовлетворить в лучшем случае несколько процентов от растущих потребностей ввиду объективных причин.

Встает необходимость поиска новых решений для снижения такого разрыва между собственными запасами и объемами производства энергоресурсов с одной стороны, и растущим спросом на них с другой стороны. И наиболее эффективным способом решения этой проблемы является ядерная энергетика.

Первые разговоры о возможности строительства мощностей в стране начались еще в 1980-х гг., но серьезного внимания эта тема тогда не получила.

Непосредственно о намерениях построения собственной атомной электростанции было объявлено в 2006 г., о чем впервые официально заявил глава Тунисской газовой и электрической компании (Tunisian Electricity and Gas Company – далее по тексту TEGC) Осман бен Арфа. Первоначально в мае того же года он озвучил, что мощность планируемой к построению атомной станции должна составить 600 МВт, а ее стоимость – 1,14  млрд долл. США. Позднее, в ноябре он заявил, что мощность составит 900 МВт. Срок окончания строительства был обозначен 2020 г[ii]. Объем потенциально производимого станцией электричества может обеспечить до 20 % от соответствующих потребностей страны.

Тунис был второй после Египта арабской страной, заявившей о намерении построить собственную атомную электростанцию. В течение следующих месяцев подобные заявления прозвучали со стороны официальных лиц Марокко, Алжира и некоторых других стран региона. Тогда же было отмечено возрастание интереса к использованию ядерных технологий  с целью опреснения, очистки вод и в медицинских целях, о чем высказывались официальные представители МАГАТЭ.

Что же послужило толчком к такому резкому всплеску интереса к ядерным технологиям в середине 2000-х гг. в странах Магриба и вообще в арабском мире в целом? Если открыть европейскую прессу тех лет, то, помимо растущих потребностей в энергоресурсах, назывались и другие причины.

В-частности, ресурс World Nuclear News напрямую увязал это явление с расширением экспансии Франции на этом направлении. В статьях агентства сообщалось, что в 2007 г. Париж заключил рад соглашений с Грузией, Тунисом, Вьетнамом и Алжиром в области развития ядерных технологий. При этом отмечалось, что инициатором является французская сторона[iii]. То есть Франция обозначила арабскому миру возможность решения своих энергетических проблем с помощью построения атомных станций (естественно, силами компании Areva), что и обусловило этот всплеск. К слову, соглашения в области ядерной энергетики Париж вскоре заключил с Рабатом и даже с Триполи[iv].

Но тогда же европейские аналитики указывали в числе возможных причин еще одну – это ядерная программа Ирана, которая в те годы стала предметом опасений и споров. По их мнению, несмотря на мирный характер планируемых в арабском мире, включая страны Магриба, проектов построения атомных станций, некоторые технологии при желании могли бы быть использованы в военных целях. По этой причине интерес к атомным проектам, по мнению аналитиков, был обусловлен желанием достичь некоторого баланса сил в регионе[v].

По нашему мнению, все три вышеперечисленных причины имеют право на существование: желанию получить атомные технологии для производства энергии способствует как объективная ситуация с дефицитом энергоресурсов, так и активность иностранных, в первую очередь, французских компаний в этом секторе.

Что касается проблемы вокруг иранской ядерной программы как толчка в сторону освоения ядерных технологий в целях достижения силового паритета в регионе, то, конечно, это утверждение более актуально для стран Персидского залива ввиду их географической близости к Ирану. В Северной Африке такие амбиции теоретически наиболее вероятны у Египта, который претендует на роль лидера в арабском мире и не может быть в стороне от этих вопросов.

Вместе с тем, в случае отсутствия исчерпывающего решения иранской проблемы (а оно пока не найдено) возможность милитаризации региона, в  т.ч. распространения ядерного оружия, становится более вероятной. И в этой ситуации полный отказ от возможности получения ядерных технологий военного назначения (в любой форме)  для Алжира, Туниса или Марокко означает потенциальную уязвимость на фоне региона. Поэтому, потенциальное использование ядерных технологий в военных целях как косвенную причину интереса к сектору атомной энергетики в странах Магриба, несмотря на географическую отдаленность от Ирана, полностью списывать нельзя.

Но вернемся к Тунису. Первое соглашение о сотрудничестве в области ядерных технологий было подписано президентами Франции и Туниса в декабре 2006 г. Затем – в апреле 2008 г., оно предусматривало обмен опытом и научными разработками, а также подготовку инженеров в течение последующих 20 лет[vi].

Следующее межправительственное соглашение об углублении сотрудничества было подписано в апреле 2009 г[vii]. Правда, о конкретном проекте строительства атомной станции вопрос не поднимался.

К слову, в Тунисе Париж действовал менее активно по сравнению с Алжиром, что объяснимо меньшей привлекательностью страны с финансово-экономической точки зрения.

В 2011 г. TEGC заявляло о том, что проект атомной станции находится на стадии научной разработки, о более конкретных шагах пока слышно не было.

В том же 2011 г. TEGC подверглась резкой критике за атомный проект, причем не со стороны оппозиционных политических сил, а со стороны общественных организаций, интернет-блоггеров и интернет-сообществ. В качестве причины для снятия проекта с повестки дня активистами указывалась высокая стоимость, недопустимая для текущего бюджета страны, а также большие экологические риски. Активисты призывали уделить больше внимания возможностям производства энергии из возобновляемых источников вместо строительства атомной станции[viii].

Конечно, большие затраты на сооружение станции являются серьезным препятствием на пути реализации проекта, а опасения экологического характера также имеют право на существование. Но, посмотрев на вещи объективно, можно понять, что возобновляемая энергетика сегодня, тем более в условиях Туниса, не способна заменить хотя бы одну атомную станцию, а в соответствующем эквиваленте стоимость производства солнечной или ветряной энергии не меньше, чем из ядерного топлива. Но что касается этих самых активистов, то здесь, вероятнее всего, имеет место заразительная тенденция, пришедшая с Европы, где протесты подобного рода стали распространенным явлением. А резкая активизация этих сообществ и относительно высокий уровень их организации, который имел место в Тунисе, наводит на мысли о наличии  сил, которые стоят за подобными событиями, а именно производителей возобновляемой энергии из возобновляемых источников. Что, впрочем, имеет место не только в Тунисе.

Совсем недавно, 1 июня 2015 г., меморандум о взаимопонимании в области развития ядерной энергии был подписан между Тунисом и Россией в ходе проведения форума «Атомэкспо-2015». Со стороны России его подписывал заместитель генерального директора корпорации «Росатом» Николай Спасский, с тунисской стороны – посол Туниса в РФ Али Кутали[ix]. Это первое соглашение между двумя государствами в ядерной энергетике, оно предполагает создание рабочей группы по определению совместных проектов и по подготовке межправительственного соглашение, заключение которого возможно в будущем, на предмет оказания помощи в развитии ядерной инфраструктуры в Тунисе. Посол Туниса в Москве сообщил, что возможные сроки подписания соглашения – октябрь 2015 г[x]. Он также добавил, что «Тунис планирует прибегнуть к помощи России в строительстве АЭС в Тунисе»[xi].

Это событие было описано некоторыми российскими информационными агентствами в позитивных и оптимистичных тонах.

Конечно, расширение возможностей международного сотрудничества российской корпорации не может не радовать.

Однако, не все так оптимистично, как кажется на первый взгляд. И дело даже не в конкуренции с Areva, которая, кстати, не проявляет особого рвения к тунисским проектам. Причина в том, что нет ответа на вопрос, кто и чем будет платить за строительство.

Экономика Туниса сейчас переживает не лучшие времена, и найти сумму более 1 млрд долл.США (это более 1 % ВВП) для бюджета страны будет непросто. Строительство «в кредит» за счет российских средств не вызывает особого оптимизма для российских инвесторов, а надежды на помощь западных институтов (таких, как Всемирный банк или Международный валютный фонд) в реализации проекта силами российской компании в условиях конфронтации Москвы и Запада невелики.

Но и без этого крупные инвесторы могут отказаться от участия в финансировании ввиду того, что проект еще не представлен на рассмотрение в МАГАТЭ. Вероятность того, что тунисская станция будет одобрена организацией, чего пока в Северной Африке сумело добиться лишь Марокко, под большим вопросом.

Во-первых, МАГАТЭ может не устроить анализ сейсмостойкости района будущей станции.

Во-вторых, рядом находится Средиземное море и страны ЕС, которые очень негативно воспринимают любые инициативы о создании ядерных мощностей у своих границ. И если в случае с марокканским проектом, который, как предполагается, будет расположен на берегу Атлантического океана, экологические опасения в период одобрения этой идеи сильно не тревожили европейцев (правда, они все равно прозвучали со стороны Испании ввиду потенциальной опасности для Канарских островов), то в случае Туниса возражений будет намного больше.

В-третьих – это ситуация с безопасностью внутри страны и вокруг нее, которая в свете последних событий вызывает опасения. В связи с угрозой терактов внутри страны, а также ухудшающимся положением дел в соседней Ливии, МАГАТЭ вряд ли одобрит проект строительства атомной станции.

Как известно, без одобрения МАГАТЭ доступ финансовых, да и технических ресурсов может быть затруднен, что снижает привлекательность проекта.

Ввиду этого, возникает закономерный вопрос о необходимости с точки зрения экономической эффективности инвестировать российские средства в этот весьма сомнительный проект.

[i] https://www.iaea.org/technicalcooperation/documents/Success-Stories/tun4005.pdf

[ii] http://uk.reuters.com/article/2006/11/23/idUKAM233712620061123

[iii] http://www.world-nuclear-news.org/newsarticle.aspx?id=13702

[iv] http://www.world-nuclear-news.org/NP-France_and_Libya_sign_nuclear_cooperation_accord-1107086.html

[v] http://uk.reuters.com/article/2006/11/23/idUKAM233712620061123

[vi] http://www.world-nuclear-news.org/IT-Tunisia_signs_up_for_French_nuclear_cooperation-2904087.html

[vii] http://www.world-nuclear-news.org/IT-Franco-Tunisian_nuclear_cooperation_agreement_signed-2403098.html

[viii] http://www.tunisia-live.net/2011/08/02/nuclear-energy-plant-in-tunisia-by-2020-steg-confirms/

[ix] http://arabic.rt.com/news/784617-%D8%B1%D9%88%D8%B3%D9%8A%D8%A7-%D8%AA%D9%88%D9%86%D8%B3-%D8%B7%D8%A7%D9%82%D8%A9-%D9%86%D9%88%D9%88%D9%8A%D8%A9-%D8%B1%D9%88%D8%B3-%D8%A7%D8%AA%D9%88%D9%85/

[x] http://1prime.ru/News/20150703/814577147.html

[xi] http://www.rusenergy.com/ru/news/news.php?id=76388

 

52.22MB | MySQL:103 | 0,606sec