Пакистан – Афганистан: напряженность нарастает

В августе 2015 г. власти Афганистана окончательно расписались в  неспособности  противостоять вооруженной оппозиции в лице Движения «Талибан» (ДТ).  Волна террористических  атак вновь прокатилась по  ряду провинций и столице Афганистана.  Среди них —  дерзкое нападение  талибов на полицейскую  академию в Кабуле, повлекшую гибель нескольких десятков молодых курсантов; взрывы в жилых кварталах столицы и т.д.     Движение «Талибан» взяло на себя ответственность за серию вооруженных нападений на государственные учреждения и теракты против местного населения.

Вступив в должность президента в сентябре 2014 г. Ашраф Гани Ахмадзай  отдал Пакистану на реализацию  проект урегулирования отношений с ДТ, получив взамен хрупкие гарантии  обеспечения переговорного процесса с талибами.

Еще в 2014 г. вызовом для Кабула  стал наплыв боевиков  с территории южного соседа. Тогда, в июне федеральная армия Пакистана развернула  военную операцию «Удар меча», целью которой декларировалась ликвидация  бандформирований и мест их укрытий в зоне пуштунских племен вдоль границы с Афганистаном.  Основной удар был нанесен по их позициям в агентстве Северный Вазиристан, и только в декабре 2014 г., освободив большую часть его территории, правительственные силы  вошли в соседнее агентство Хайбер. Боевики (афганцы, пакистанцы, арабы, уйгуры, таджики, узбеки и т.д.), блокируемые с юга, пересекали пакистано-афганскую границу, и с боями уже в Афганистане отвоевывали у местных антиправительственных вооруженных группировок зоны влияния.

Весной-летом 2015 г. традиционная активность афганских талибов против центральных властей была усилена бежавшими из Пакистана. Власти Афганистана признали, что Движение «Талибан» еще  более укрепилось за последние десять месяцев, период правления правительства национального единства.    Дополнительно террористический фон в Афганистане был  усилен августовскими терактами. Одна из  причин – резкое выражение несогласия ряда полевых командиров переговорным процессом  правительства Кабула и ДТ при посредничестве Пакистана.

Заявления о терактах афганских талибов, действующих с территории Пакистана, в 2015 г. делают власти Афганистана; хотя еще год назад подобные  ноты выпускал Исламабад.

Афганские власти   незамедлительно провели несколько пресс-конференций. Широкое освещение обеспечили  приглашенные иностранные диппредставители. Глава государства обвинил Пакистан, заявив, что  тот должен прекратить необъявленную войну против Афганистана, которую тот ведет на протяжении  нескольких лет.  Он призвал Исламабад предотвратить террористическую деятельность со своей территории против его страны и убедить талибов сесть за стол переговоров.

Исламабад молниеносно включился в информационную войну, подчеркнув, что «принял к сведению пресс-конференцию президента Афганистана», которая состоялась  10 августа 2015 г.  в Кабуле и его содержание, относящееся к Пакистану.

Вслед за  проведением пресс-конференции президента Афганистана    в афганских социальных сетях  возмущенное население призвало к  бойкоту пакистанских продуктов и валюты, широко используемой на местах.    Впервые за десять месяцев правления новой администрации  и афганские власти, и население  резко критиковали  Исламабад. Протестующие обвиняли Межведомственную разведку Пакистана  в поддержке террористических группировок, предоставлении им места укрытий на пакистанской  территории, в частности, в Северном Вазиристане.

К обвинительным заявлениям подключился и главный исполнительный директор правительства Афганистана Абдулла Абдулла. Он заявил, что «элементы, которые совершают преступления в Афганистане, финансируется и вооружаются соседним Пакистаном»; после смерти  муллы М.Омара террористические группы  (афганские и пакистанские) открыто собирались  в Пакистане и объявили войну правительству Афганистана.

В тот же день  Национальный директорат безопасности Афганистана (National Directorate of Security (NDS)) заявил, 12 августа 2015 г.  что «определенные элементы пакистанской армии стояли  за смертельными нападениями в Кабуле», указывая на Межведомственную разведку.

Делегация афганских правительственных чиновников во главе с министром иностранных дел Афганистана Салахуддином Раббани спешно прилетела 13  августа 2015 г. в Пакистан. В составе делегации в Исламабад также прибыли исполняющий обязанности министра обороны Афганистана Масум Станекзай, гендиректор Национального директората безопасности Рахматулла Набиль.  Кабул  потребовал  от Исламабада арестовать и экстрадировать  лидеров афганских талибов (согласно афганским источникам речь шла о боевиках «сети Хаккани»), находящихся на его территории.

Но ответ Афганистан    получил еще 12 августа. Генерал  Рахил Шариф, начальник штаба армии заявил, что  террористы и оружием,  и финансами поддерживаются извне. Во время инспекционной поездки  в Северный Вазиристан он заявил, что военная операция ведется успешно и  подошла к финальному концу.  Для Кабула  это означает  очередную волну терактов, так как бежать  боевикам некуда, кроме как на север, в Афганистан.

52.2MB | MySQL:103 | 0,513sec