К визиту главы МИД Ирана М.Д.Зарифа в Пакистан

В рамках  стратегии развития регионального сотрудничества  министр иностранных дел Ирана Мохаммад  Джавад Зариф с официальным однодневным визитом 11 августа 2015 г.  прилетел в  Пакистан.   В прошлом месяце  высокопоставленный иранский чиновник  посетил ряд арабских стран — Кувейт, Катар и Ирак. Из Исламабада он направился в Нью-Дели.

Это первый визит  министра после  подписанной в Вене 14 июля 2015 г. Совместной комплексной программы действий по ядерной программе Ирана  с «шестеркой» (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия). Пакистан приветствовал это соглашение. Федеральное правительство Наваза Шарифа подчеркивало, что права Ирана должны уважаться, но и Тегеран должен  выполнять свои международные правовые обязательства, которые успокоят другие страны.

Цель августовской встречи – перезагрузить политические и экономические  пакистано-иранские отношения после снятия международных санкций с Ирана, и наметить механизмы защиты  давно обсуждаемых энергетических проектов.  Глава внешнеполитического ведомства Ирана  встретился с премьер-министром Миан Мухаммадом Наваз Шарифом и провел двусторонние переговоры с его советником по вопросам национальной безопасности и иностранных дел С.Азизом. Стороны  подчеркнули положительную динамику развития двусторонних отношений.

Нельзя сказать, что экономические связи были обнулены в последние два года. Но  товарооборот резко  упал с 2 млрд долл. в 2013 г. до 300 млн  долл к середине 2015 г. 

Тегеран заинтересован в развитии сотрудничества в энергетической сфере и готов удовлетворить потребности Пакистана в  электроэнергии, природном газе, сырой нефти и нефтепродуктах, а также в участвовать в масштабных инфраструктурных проектах – строительство шоссейных дорог и  железнодорожных путей, возведении плотин, строительстве  нефтеперерабатывающих заводов и электростанций. 

В первую очередь стороны обсуждали статус энергетических и нефтегазовых проектов.  Иран на протяжении нескольких лет поставляет  74 MВт электроэнергии в приграничные города Пакистана. Обсуждалось, что эта цифра  может быть увеличена  до 100 МВт.  В стадии строительства находится линия электропередач для снабжения  глубоководного порта Гвадар  мощностью  100 МВт; и в настоящее время ведутся переговоры о третьем проекте  — Соглашении о  поставках  1000 МВт. Пакистанская сторона подтверждает готовность технико-экономического обоснования  этого проекта.

Но главным остается проект пакистано-иранского газопровода. Иран обладает одиними из крупнейших в мире запасами газа. Еще в марте  2013 г. Исламабад подписал с Тегераном договор о строительстве газопровода на своей территории. Планировалось, что он  будет импортировать  21.5 млн куб. м иранского природного газа на ежедневной основе.

Премьер-министр Наваз Шариф, придя к власти в июне 2013 г. отрицал все внешнеполитические действия прежних федеральных властей Исламабада и молчаливо присоединился к режиму санкций против Ирана.  Тогда же, в 2013 г.  Иран заявил, что завершил свою часть газопровода и до настоящего времени ждет, чтобы  Пакистан построил свою.

Политическая  часть  визита в Пакистан министра иностранных дел Ирана  М.Д.Зарифа включала обсуждение вопросов, вернее  поиск  путей к единству в мусульманском мире посредством решения региональных проблем, таких, как конфликты в Сирии и Йемене, а также борьба с угрозой исходящей от «Исламского государства» (ИГ).  В апреле 2015 г. Тегеран приветствовал решение Национальной ассамблеи Пакистана (нижняя палата парламента) об отказе направить войска федеральной армии в Саудовскую Аравию  для участия в военной кампании против хоуситов в Йемене.

В рамках борьбы с экстремизмом в регионе  Тегеран поддержал посредническую роль Исламабада на переговорах между афганским правительством и Движением «Талибан».

Во время своего первого визита в Пакистан в  апреле 2015 г.  министр иностранных дел Ирана М.Д.Зариф уже высказывал опасение относительно вызовов со стороны  ИГ.  Отмечалось, что группировка заметно активизировалась в северных и южных районах Афганистана.  На территории Ирана (по сообщениям пакистанских СМИ) она «набирала обороты»  на восточных и западных рубежах страны.  И Пакистан, и Иран  еще весной 2015 г. подчеркивали, что ИГ может поставить  под угрозу совместные пакистано-иранские нефтегазовые проекты. 

Министр внутренних дел Ирана Абдул Реза Рахими Фазли  еще в апреле 2015 г. призывал к проведению трехсторонней (Афганистан, Иран, Пакистан) военной операции в Афганистане и Пакистане с целью ликвидации в регионе  сторонников  «Исламского государства». Но и тогда и в настоящее время  это предложение осталось без ответа, как и многие другие вопросы.

52.27MB | MySQL:103 | 0,466sec