О межпартийных переговорах в Турции по вопросу формирования коалиционного правительства

13 августа лидеры двух ведущих политических движений Турции, а именно Партии справедливости и развития (ПСР) и Народно-республиканской партии (НРП), официально объявили о провале коалиционных переговоров. При этом в своем выступлении глава ПСР А.Давутоглу заявил о том, что политические платформы двух движений слишком различны, чтобы оказалось возможным их сблизить. Глава НРП К.Кылычдароглу, в свою очередь, отметил, что его партии, по сути дела, не было сделано предложения о формировании долгосрочного правительства. По словам К.Кылычдароглу, речь на протяжении всего месяца переговоров шла лишь о формировании коалиционного правительства на переходный период до объявления новых выборов, а о долгосрочном правительстве речи не шло. К.Кылычдароглу не преминул отметить, что А.Давутоглу, по его впечатлению, проявлял искреннюю заинтересованность в успехе переговоров и две партии вполне могли бы договориться. Если бы не вмешательство президента Р.Т.Эрдогана, который с момента объявления итогов парламентских выборов однозначно негативно высказался о перспективе появления в Турции многопартийного правительства. Надо отдать должное: Р.Т.Эрдоган не склонен к излишним словесным манёврам и достаточно определённо выражает свою позицию.

Итак, можно констатировать, что НРП, да и оппозиция в целом, проигрывает второй раунд борьбы за власть. Напомним, что первым раундом стало назначение на пост спикера в парламенте (Меджлисе) страны кандидата от ПСР, при скрытой поддержке Партии националистического движения и неспособности Народно-Республиканской партии и прокурдской Демократической партии народов что-либо этой комбинации противопоставить.

Итогом второго раунда для партии большинства, во-первых, стала передышка в тридцать два дня, которую ПСР обеспечил президент страны Р.Т.Эрдоган, явно тянувший время перед тем, как поручить формирование правительства Ахмету Давутоглу. Напомним, что поручение поступило лишь 10 июля, тогда как выборы состоялись 7 июня. Более того, отмашка от президента поступила прямо накануне праздничной недели Рамазан Байрам, что по сути сразу «съело» неделю переговоров. Не будем забывать, что законодательно отведён сорокапятидневный срок на формирование коалиционного правительства. После чего, президент имеет конституционное право принять решение о повторных выборах. Отметим как немаловажную деталь: именно «имеет право», что Р.Т.Эрдоганом трактуется как категорический императив, то есть как «должен». Впрочем, давать лично отмашку ему не слишком выгодно, куда как лучше провести это решение через парламент, но об этом чуть ниже.

Продолжали тянуть время ПСРовцы и дальше, создавая видимость переговоров и подогревая интерес в турецком обществе к созданию так называемой «Большой коалиции». Этим они вряд ли ввели в заблуждение экспертов, хотя изрядно подогрели ожидания обывателей, нередко достаточно доверчивых и падких на заявления политиков, вопреки даже здравому смыслу.

Проколы, конечно, случались. Из серии озвученной цифры в тридцать пять часов очных встреч за месяц между делегациями ПСР и НРП, которая моментально просигнализировала отсутствие серьёзности в обсуждениях. Поскольку, в противном случае, эта цифра должна была равняться объёму переговоров за два рабочих дня, а не за месяц дебатов.

Связка президент – премьер демонстрируют классику жанра «плохого» и «хорошего» полицейского. В отношении А.Давутоглу бережно культивируется образ политика попавшего в зависимость, заложника воли Р.Т.Эрдогана, который в глубине души «спит и видит» возможность стать самостоятельной фигурой и имеет такой потенциал. Тот факт, что оппозиция винит в срыве переговоров только и исключительно Р.Т.Эрдогана – лучший показатель того, что такая схема работает и свой потенциал ещё не исчерпала.

С другой стороны, руководство Народно-республиканской партии, в очередной раз, поставило вопросы о своей состоятельности. Если дело обстоит так, как К.Кылычдароглу заявляет, а именно, если с самого начала речь шла только о формировании коалиционного правительства переходного периода, то зачем вообще было тратить месяц драгоценного времени, игнорируя крайнюю дату, 23 августа? За остающийся недельный срок А.Давутоглу проведёт ритуальные переговоры с лидером Партии националистического движения и, по всей видимости, придёт к «неутешительному» итогу о том, что коалиционное правительство в стране невозможно. Строго говоря, это не является такой уж неправдой с точки зрения нежелания ПСР делиться властью и неспособности оппозиции договориться между собой. Даже при наличии такого «пряника», как теоретический шанс сформировать коалиционное правительство без ПСР вообще.

Но своей очереди К.Кылычдароглу, который, как лидер второй партии в Меджлисе, вполне мог претендовать на свой шанс сформировать правительство, за неимением времени просто не дождётся. Так что, ПСР не оставила даже теоретических шансов оппозиции «рыпнуться». Хотя, выборы спикера в парламент страны сильно успокоили ПСР, получившей наглядное свидетельство о том, что оппозиция не в состоянии в полной мере использовать представившийся ей шанс.

Впрочем стоит, конечно, дождаться 23 августа, перед тем как делать окончательные выводы, но вряд ли картина претерпит кардинальные изменения. Если не произойдёт ничего из ряда вон выходящего то, в третьем раунде наступает, возможно наиболее критический момент: будет решаться вопрос о том, какое правительство поведёт страну на досрочные выборы. Тут есть по большому счёту три варианта:

1.Действующее правительство или новое правительство меньшинства, в обоих случаях на 100% состоящее из членов ПСР;

2.Коалиционное временное правительство, скажем, ПСР и ПНД (которая пока заявляет о нежелании участвовать в такой схеме);

3.Правительство с разделением портфелей министров, пропорциональным текущему представительству партий в Меджлисе. Последнее – безусловно, худший вариант. Он становится реальностью, в том случае, если решение о досрочных выборах примет президент. Для того, чтобы первый вариант стал реальностью предстоит пройти процедуру голосования в парламенте и набрать простое большинство, то есть 276 голосов и более.

Отметим, что для ПСР жизненно важно, чтобы в преддверии внеочередных, похоже, неизбежных уже, выборов, все рычаги влияния и все задокументированные итоги их деятельности за 13 лет, хранящихся в архивах госучреждений, оставались бы в их руках, что невозможно, если портфели министров придётся делить с «варягами». Представляется, что план третьего раунда уже пошагово разработан, нам же остаётся «покурить» в антракте до конца недели и дождаться начала третьего акта спектакля, когда ситуация начнёт потихоньку проясняться.

62.81MB | MySQL:102 | 0,777sec