Прецедентное решение Верховного суда Израиля

Представители ультраортодоксально-религиозных ашкеназский партий никогда не назначаются министрами в Израиле. Эта практика существует на протяжении десятилетий, причем ее причиной является не дискриминация ашкеназских ультраортодоксов, а то обстоятельство, что, вступая в должность, министр обязан публично принести присягу на верность Государству Израиль. В отличие от сефардских ультраортодоксов из партии ШАС, ашкеназские ультраортодоксы принципиально не готовы приносить эту присягу, рассматривая ее в качестве уступки сионизму, еврейскому национально-освободительному движению, идеологию которого они отвергают. Следует пояснить, что исторически сионизм трактовался еврейской религиозной ультраортодоксией в качестве «бунта против бремени царствия небесного», попытки, не дожидаясь прихода Мессии, вернуть еврейский народ из многовекового изгнания и восстановить его государственную независимость на Святой Земле. Тот факт, что попытка удалась и независимое еврейское государство восстановлено не мог не повлиять на реальное политическое поведение еврейских ультраортодоксов, но на уровне теории для большинства из них ничего не изменилось. Они по-прежнему крайне критически относятся к сионизму и к его символам (государственный флаг, государственный гимн, День Независимости Израиля, личность основоположника политического сионизма Теодора Герцля и т.д.).

Сказанное отнюдь не означает, что они не заинтересованы в участии в управлении сионистским государством. Открыто и активно антисионистские группировки внутри ультраортодоксально-религиозного еврейства, например, сатмарские хасиды или «Нетурей карта», абсолютно маргинальны в современном Израиле. Однако принцип остается принципом. Поэтому представители ультраортодоксальных ашкеназских партий (сейчас они объединены в блок «Еврейство Торы») всегда назначаются не министрами, а заместителями министров, имеющих полномочия министров, поскольку заместители министров не обязаны приносить присягу на верность Государству Израиль.

В нынешнем правительстве Биньямина Нетаньяху в таком качестве функционирует заместитель министра здравоохранения Яаков Лицман. Номинально министром здравоохранения является сам Биньямин Нетаньяху, но он в дела этого министерства не вмешивается. Надо отметить, что особых нареканий по работе Яакова Лицмана на занимаемом им посту нет. Он занимает этот пост не впервые, работу знает и занимается ею серьезно.

Тем не менее, находящаяся сейчас в оппозиции партия «Еш атид» («Есть будущее»), известная своим жестким неприятием религиозной ультраортодоксии, подала в июле иск в Верховный суд Израиля (БАГАЦ) с требованием, чтобы в Министерство здравоохранения был назначен министр «на полную ставку». В минувшее воскресенье БАГАЦ обнародовал свое решение по этому иску, приняв требования партии «Еш атид». В решении суда было сказано, что государство обязано в течение 60 дней назначить министра здравоохранения. Это решение мотивируется тем, что премьер-министр перегружен своей собственной работой и не может в реальности функционировать еще и в качестве министра здравоохранения.

Заместитель председателя БАГАЦа судья Эльяким Рубинштейн заявил по этому поводу: «Мы говорим об ответственности, здравоохранение это не мелочь в Государстве Израиль, оно касается всех присутствующих в этом зале. Кто на самом деле ответственен за здравоохранение? (…) У премьер-министра есть Иран и проблемы безопасности, и проблемы международных отношений, и СМИ и еще много чего. Нужен хозяин, а кто тут хозяин?»

Что же касается практики назначения заместителей министров с полномочиями министра, то суд признал ее незаконной, и «несмотря на то, что так делалось, теперь эта практика навсегда отменяется и больше не будет восстановлена».

В данных условиях перед Яаковом Лицманом стоит выбор между тремя возможностями:

  1. Стать министром здравоохранения, принеся присягу и тем самым нарушив принципы партии, которую он представляет.
  2. Стать обычным заместителем министра, подчиненным реально функционирующему министру здравоохранения. То есть, лишиться большей части своих нынешних полномочий.
  3. Совсем уйти из Министерства здравоохранения, то есть потерять все.

Безусловно упомянутое решение БАГАЦа создает определенные проблемы и для премьер-министра Биньямина Нетаньяху, поскольку именно ему придется искать выход из создавшейся ситуации, чтобы с одной стороны обеспечить устойчивость правящей коалиции, а с другой стороны выполнить решение Верховного суда.

Инициатор же иска, ставшего поводом для данного прецедентного решения БАГАЦа, лидер партии «Еш атид» Яир Лапид заявил в этой связи: «Мы приветствуем решение суда, который принял иск партии «Еш атид» и заявил, что во главе Министерства здравоохранения должен стоять министра на полной ставке. Общественный интерес победил интерес политический».

62.82MB | MySQL:102 | 0,520sec