Израиль: газовый конфликт и газовый проект

Прошел месяц с тех пор как, в связи с требованиями внести ряд изменений в соглашение по итогам общественного слушания, провалилась очередная попытка израильского правительства утвердить соглашение с газовыми монополиями.

Драматические события с хлопаньем дверей и бойкотом переговоров со стороны всех участников процесса, продолжались практически весь август. В итоге переговорная группа правительства во главе с министром энергетики Ювалем Штайницем подписала текст соглашения об условиях добычи природного газа в Израиле на ближайшие десятилетия.

Соглашение обязывает консорциум газовых компаний начать поставки газа с крупнейшего месторождения «Левиафан» до конца июля 2019 года. А до этого израильская экономика сохранит полную зависимость от месторождения «Тамар», газ с которого правительство разрешило частично экспортировать в Египет и Иорданию.

В результате переговоров и совместных уступок, правительство все же добилось снижения цен на газ, но уступило газовым компаниям по ряду пунктов: согласилось на индексацию газовых цен в соответствии с динамикой рыночных цен на энергоносители, отказалось от серьезных санкций за срыв сроков разработки месторождения «Левиафан» и обязалось противодействовать любым частным законопроектам, направленным на изменение «правил игры» для газового сектора.

Кстати именно последний пункт привел к тому, что делегация компании Noble Energy прилетевшая в Израиль для подписания контракта, буквально хлопнула дверью и вернулась в США. Представители консорциумов требовали предоставить им гарантии полного невмешательства государственных регуляторов в их деятельность на протяжении 15 лет. В итоге правительство согласились гарантировать отказ от внесения изменений в государственную регуляцию по газовой отрасли до 2029 года. При этом не было гарантировано, что подобные изменения не будут осуществлены Кнессетом по индивидуальной инициативе депутатов. Но это просто реверанс в сторону оппозиции, так как все понимают, что без правительственной поддержки, никакая частная инициатива депутата Кнессете, никогда не превратится в закон.

В соглашение были внесены два пункта, невыполнение которых освободит государство от этого обязательства. До конца 2017 года компании должны будут вложить в разработку месторождения «Левиафан» не менее 2 миллиардов долларов и газ из него должен начать поступать до конца 2019 года. При этом, вопреки рекомендации Банка Израиля, конкретных санкций за нарушение данных требований в соглашении прописано не было.

В соглашении так же не появился пункт о подготовке израильского персонала для работы в газодобывающей отрасли, на чем в принципе настаивали представители Минэнерго. Видимо монополисты посчитали, что подготовка местного персонала, это прерогатива государства и его образовательной системы и решили не оплачивать государственные общеобразовательные проекты, а Министерство энергетики пытаясь всеми силами добиться подписания договора, решило не становиться в позу по «мелочам».

В вопросе о ценах стороны договорились, что клиенты смогут выбирать один из трех сценариев – средняя цена на текущие газовые сделки, средняя цена на газ в Израиле без учета сделок с государственной электрической компанией «Хеврат хашмаль» или привязка к ценам на нефть. В ближайшее время средняя цена должна снизиться с 5,4 до 4.7-5,2 доллара за британскую термическую единицу (165-180 долларов за 1000 кубометров). Однако, по мнению именно представителей «Хеврат хашмаль» из-за частичной привязки к американскому индексу цен, при неблагоприятных обстоятельствах цена может к концу 15-летнего срока вырасти до 6,4 доллара.

До ввода в строй месторождения «Левиафан» государство будет иметь право контролировать цены, основываясь на самой низкой рыночной цене на газ, а не на среднем показателе, как предусматривалось предыдущим соглашением.

Согласно достигнутой договоренности компании Ицхака Тшувы, в течение шести лет, должны будут продать свою долю в месторождении «Тамар», а Noble Energy снизить свою долю в «Тамар» до 25%. Должны быть проданы и месторождения «Кариш» и «Танин».

 

Новые сторонники и новые противники соглашения

Накануне подписания газового соглашения, председатель Банка Израиля Карнит Флуг заявила о поддержке продвигаемого правительством соглашения, считая, что в сложившейся ситуации предложенный план является удовлетворительным решением для нужд рынка. В принципе понять руководство центрального банка страны нетрудно, ведь реализация газового проекта, должна принести более чем солидные дивиденды Израилю. Так только за первое полугодие 2015 года консорциум «Тамар» заплатил государству за добычу газа 348 миллионов шекелей, что на 70 миллионов шекелей больше, чем за первое полугодие 2014 года. При этом остальные полезные ископаемые в совокупности дали в бюджет лишь 3% от доходов с месторождения «Тамар». Так 6,7 миллиона шекелей государство получило за добычу фосфатов и 3 миллиона – за добычу нефти. К концу года общая сумма поступлений от добычи полезных ископаемых должна составить 820 миллионов шекелей, на 102 миллиона больше, чем в 2014 году.

Хотя Карнит Флуг заявила, что решение не идеально, однако отмечает, что оно имеет ряд существенных достоинств. В первую очередь это касается снижения уровня неопределенности по срокам разработки месторождения «Левиафан» и малых месторождений «Танин» и «Кариш». Однако Флуг рекомендовала включить в текст соглашения штрафные санкции для компаний, на случай, если те нарушат график работ, но это не произошло.

В тоже время Управления электроэнергии («Решут а-хашмаль») заявило, что несмотря на поправки, которые были внесены в последнее время в газовое соглашение, оно приведет к резкому росту цен на природный газ на израильском рынке. Согласно оценке Управления, цены могут вырасти до 30%. В первую очередь, это произойдет из-за газа, закупаемого «Хеврат хашмаль» в соответствии с соглашением, подписанным в 2012 году. В итоге дополнительные расходы могут к 2029 году составить 13 миллиардов шекелей, и они лягут на плечи налогоплательщиков.

Чтобы этого избежать, в Управлении рекомендуют изменить соглашения, подписанные в 2014 году между частными компаниями по производству электричества и поставщиками газа, а также установить цены на газ с месторождений, которые будут проданы в соответствии с газовым соглашением («Танин», «Кариш» и частично «Тамар»). Это не позволит поставщикам продавать газ по завышенным, неконкурентоспособным ценам.

Соответствующие рекомендации были переданы ответственному за бюджет в Минфине в марте 2015 года, однако они не попали в «газовое соглашение» и не обсуждались публично. Кстати само заключение Управления электроэнергии о ситуации на газовом рынке было подготовлено несколько недель назад, но почему-то только сейчас предано огласке. Видимо подковерная борьба перешла на ковер. Как результат сайт Ynet сообщает, что рекомендации Управления не понравились в правительстве. Это привело к тому, что глава правительства и министр энергетики начали предпринимать шаги для смещения Орит Фаркаш с ее должности.

 

Международный рынок

В рамках подготовки газового соглашения было подписано разрешение на продажу Иордании природного газа из месторождения «Тамар». Согласно этому документу, двум иорданским компаниям Arab Potash Company и Bromide Company на протяжении 15 лет будет продаваться по 2,2 миллиарда кубометров природного газа в год.

Вопрос о поставках газа в Иорданию, прорабатывался несколько лет и все время возникали «обстоятельства», мешающие его реализации. С одной стороны, иорданские исламисты были возмущены планами правительства заключить договор с Израилем на поставку газа. Активисты Фронта исламского действия (политического крыла местного ответвления группировки «Братья-мусульмане») пообещали подать в суд на любого, кто решится на покупку израильских энергоносителей. В связи с чем в Иордании проходили массовые демонстрации протеста.

С другой стороны, в начале января Иордания сама заморозила переговоры с Израилем о поставках газа. Это решение было принято после того, как руководитель израильского антимонопольного ведомства Дэвид Гило известил представителей компаний Noble Energy и «Делек» о расторжении компромиссного соглашения, позволявшего им сохранить за собой контроль над двумя крупнейшими газовыми месторождениями Израиля «Тамар» и «Левиафан».

Видимо, чтобы «подтолкнуть» израильские власти к решению газового вопроса, в конце июля, власти Иордании опубликовали тендер на закупку 1,66 миллиардов кубометров сжиженного природного газа (LNG) в течение четырех лет. Публикация тендера означала, что в Аммане решили не дожидаться окончания конфликта между газовым консорциумом и государственными регуляторами в Израиле.

В итоге сегодня есть разрешение на поставку газа в Иорданию, но пока еще нет нужной инфраструктуры для его реализации. Хотя специалисты утверждают, что технические проблемы будут решаться быстрее чем политические и возможно уже в следующем году, начнется реализация этого «исторического» проекта.

Еще один реальный потребитель израильского газа — это Египет. Как заявил министр нефти Египта Шариф Исмаил в интервью газете «Аль-Муссавар», Египет готов закупать израильский газ, если это будет соответствовать экономическим и геополитическим интересам страны. Отмечается, что египетские компании на текущий момент ведут переговоры с компаниями «Делек» и Noble Energy, однако для утверждения сделки потребуется согласие правительства Египта.

При этом не стоит  забывать, что в свое время Египет поставлял газ в Израиль, по цене 2,7 доллара за британскую термическую единицу (95 долларов за 1000 кубометров), то есть по цене вдвое дешевле, чем сегодня Израиль закупает сам у себя газ, для своей государственной электрической компании. Потребует ли Египет, обратного «жеста доброй воли» от Израиля, вопрос уже не экономический, а политический.

Хотя с другой стороны, у компании Noble Energy, есть серьезные политические лоббисты. Как сообщалось ранее в последние годы госсекретарь США Джон Керри неоднократно употреблял свое влияние, чтобы продвигать те или иные соглашения между Израилем и соседними странами в сфере природного газа. На официальном уровне при этом говорилось об укреплении «умеренной оси стран» на Ближнем Востоке, но, согласно появившимся публикациям, Керри не может считаться независимым посредником в этом вопросе, поскольку часть его личного капитала размещена в акциях газовых компаний. Сообщалось, что в 2013 году госсекретарь вложил от полумиллиона до миллиона долларов в акции компании Noble Energy, имеющей долю во всех израильских газовых месторождениях.

Керри продвигал, в частности, сделку по экспорту природного газа из месторождения «Левиафан» в Иорданию и Египет.

Отметим, что еще в декабре 2014 года Амос Хохстейн, заместитель госсекретаря США по вопросам энергетики, сообщил агентству Bloomberg, что Израиль вскоре будет поставлять природный газ соседним странам — Египту и Иордании, а также Турции. По его словам, сотрудничество в области энергетики поможет преодолеть политические разногласия в регионе.

Ранее Амос Хохстейн помог заключению договора американской компании Noble Energy,  с иорданскими Arab Potash и Bromine, а также между израильским консорциумом и иорданской электрической компании о поставках газа в течение 15 лет.

Еще одним стратегическим партнером Израиля на международном рынке газа может стать Кипр. 28 июля премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил с коротким визитом Кипр, с целью обсуждения сотрудничества в сфере экспорта природного газа. В ходе десятичасового визита израильский премьер встретится с президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом. Стороны обсудили возможность экспорта газа из израильских месторождений в Средиземном море через Кипр в Европу, а также прокладку электрического кабеля, который соединит Израиль с Грецией через Кипр. Следует отметить, что Нетаньяху и Анастасиадис уже встречались в июне этого года в Иерусалиме.

 

Решение принято, но не окончательно…

В итоге в воскресенье, 16 августа, на еженедельном заседании кабинета министров все же был утвержден исправленный вариант соглашения между правительством и газодобывающими компаниями. Единственным министром, проголосовавшим против, был министр экологии Габай, специально прервавший для этого свой отпуск за границей.

Трое министров не приняли участие в голосовании из-за конфликта интересов. Министр финансов Моше Кахлон (Кулану) не голосовал потому, что является родственником Коби Маймона, одного из владельцев газовой компании «Исрамко». Министр соцобеспечения Хаим Кац (Ликуд) не голосовал потому, что является акционером газодобывающей компании, а министр строительства Йоав Галант (Кулану) – потому, что ранее занимал пост генерального директора компании по поиску газовых месторождений Nymex oil and gas.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, открывая это заседание, подчеркнул, что газовое соглашение принесет государству сотни миллиардов шекелей, которые будут вложены в образование, здравоохранение, социальные и иные национальные проекты.

Для того, чтобы соглашение вступить в силу, оно должно быть утверждено Кнессетом. Однако парламентарии до конца лета будут находиться на каникулах.

Осенняя сессия начнётся битвой за бюджет, так что многим депутатам, да и партиям будет не до газовых проектов. Хотя возможно, что именно этот проект может стать разменной монетой, ведь его торпедирование не развалит правительство, а вот не утвержденный бюджет может. Так что суета вокруг газового проекта будет продолжаться еще как минимум до конца года.

62.86MB | MySQL:102 | 0,557sec