Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 августа – 6 сентября 2015 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке, Йемене, Афганистане и Ливии продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных группировок. В Турции боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) продолжают регулярно нападать на военных и полицию. Сложной остается обстановка в Южном Судане, Ливане, на Синайском полуострове в Египте и на северо-западе Пакистана.

В Сирии на прошедшей неделе наиболее интенсивные боевые действия велись в провинции Дамаск и на севере страны в провинциях Идлиб и Алеппо. После срыва очередного перемирия сирийская правительственная армия и формирования ливанской «Хизбаллы» возобновили наступление в городе Забадани к северо-западу от Дамаска вблизи границы с Ливаном. Боевики «Исламского государства» (ИГ) предприняли попытку отбить у сил исламистской оппозиции часть юго-западных пригородов Дамаска. В провинции Идлиб отряды исламистской коалиции «Джейш аль-Фатх» пытались штурмом взять район Аль-Фоа. В провинции Алеппо боевики ИГ попытались захватить у других исламистских группировок город Мареа недалеко от границы с Турцией. Массовые антирежимные протесты вспыхнули в городе Сувейда на юге Сирии после гибели в результате теракта 37 человек, включая известного лидера друзов В. аль-Балуса. По информации американских СМИ, ЦРУ и силы спецназначения США проводят в Сирии секретную операцию по ликвидации боевиков ИГ с использованием БПЛА. Совет национальной безопасности Турции заявил о намерении продолжать совместные с международной коалицией действия против ИГ в Сирии.

Президент САР Б. Асад положительно отозвался о плане мирного урегулирования в Сирии, предложенном ранее Тегераном, назвав его «конструктивной политической инициативой со стороны Ирана». Этот документ предполагает немедленное прекращение огня, формирование единого правительства и внесение поправок к конституции страны, проведение выборов в условиях присутствия международных наблюдателей.

4 августа президент России В. Путин, касаясь ситуации в Сирии, заявил: «Мы рассматриваем разные возможности, но пока участие в военных операциях у нас на повестке дня не стоит. Пока говорить об этом преждевременно, но мы и так оказываем Сирии достаточно серьезную поддержку и техникой, и подготовкой военнослужащих и вооружением». По мнению Путина, борьба с терроризмом в САР должна идти параллельно с политическим процессом, «а Асад готов к определенным шагам в данном направлении». «Но это, прежде всего, вопрос внутрисирийского развития. Мы ничего не навязываем, но готовы способствовать этому внутрисирийскому диалогу». Ранее, 1 августа, министр иностранных дел РФ С. Лавров отметил, что борьба международного сообщества с угрозой ИГ станет эффективной, когда страны Запада и их партнеры на Ближнем Востоке откажутся от требования отставки Асада как условия для сотрудничества с сирийской армией. По словам Лаврова, Москва считает, что Асад «прекрасно легитимен», потому что является избранным президентом государства-члена ООН.

Спецпредставитель ООН по Сирии С. де Мистура предложил «дорожную карту» по урегулированию сирийского кризиса, призвав к созданию переходного правящего аппарата в стране, который «будет обладать всеми исполнительными полномочиями за исключением протокольных». Предполагаемая роль Асада в переходном процессе не указывается.

5 августа госсекретарь США Дж. Керри в ходе телефонного разговора с главой МИД России С. Лавровым высказал тревогу в связи с сообщениями СМИ о предполагаемом усилении российского военного присутствия в Сирии. В Вашингтоне считают, что «всякая военная поддержка режима Асада для любых целей, будь то в форме военного персонала, поставки самолетов, оружия или финансирования, является дестабилизирующей и контрпродуктивной». В то же время Керри считает, что для урегулирования кризиса в Сирии необходимо сотрудничество с Россией и другими странами.

Боевики ИГ совершали в Сирии во время конфликта военные преступления и преступления против человечности, говорится в опубликованном 3 сентября очередном, десятом по счету, докладе Комиссии ООН по расследованию возможных нарушений прав человека в Сирии. Причем ИГ, «будучи структурированной группой, направляет и организует эти акты насилия против гражданских лиц».

Тунис возобновил работу своего консульства в Сирии. Вместе с тем, речь пока не идет о возобновлении полноценных дипломатических отношений между двумя государствами, которые были разорваны в 2012 г.

В Йемене на прошедшей неделе наиболее ожесточенные бои велись в провинциях Мариб северо-восточнее столицы страны Саны и Таиз, к югу от столицы. Авиация арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, которая воюет на стороне йеменского президента М. Хади против мятежников-хоуситов, подвергала непрерывным бомбардировкам Сану, окрестности столицы и северные районы Йемена, где находится плацдарм мятежников-хоуситов.

4 августа в результате ракетного удара (предположительно ракетой «Точка-У» советского производства) по военной базе в Сафире в провинции Мариб погибли до 130 военнослужащих коалиционных сил. В числе погибших 63 человек из ОАЭ, более 30 – из Бахрейна, остальные — саудовцы и йеменцы. Военные погибли в результате взрыва склада боеприпасов, в который попала ракета. Сообщается также об уничтожении трех ударных вертолетов AH-64 «Апач» и свыше 40 единиц бронетехники и армейских грузовиков. Ракетный удар предположительно нанесли военные, лояльные бывшему президенту Йемена А. А. Салеху.

ОАЭ «продолжат защищать Йемен до тех пор, пока в страну не вернутся безопасность и стабильность», заявил наследный принц Абу-Даби шейх М. бен Заид Аль Нахайян. Он также пообещал отомстить за гибель людей. ВВС ОАЭ 5 сентября нанесли массированные удары по позициям хоуситов и войск Салеха в Сане и на севере Йемена. Сана 6 сентября подверглась массированной бомбардировке авиацией арабской коалиции. Целью налетов стали объекты хоуситов в различных частях города, а также международный аэропорт столицы. Одной из целей бомбардировки стал президентский дворец.

4 сентября в США с официальным визитом прибыл король Саудовской Аравии Сальман. На переговорах с президентом Б. Обамой обсуждались вопросы противодействия «возможным деструктивным действиям Ирана после заключения ядерной сделки», мирное урегулирование на Ближнем Востоке, борьба с ИГ и ситуация в Сирии. Обсуждение так же касалось расширения возможностей для взаимодействия бизнес-сообществ двух стран. США и КСА выразили свою обеспокоенность развитием ситуации в Йемене и считают, что стороны конфликта в этой стране должны договориться о создании правительства национального единства. Саудовский король поддержал достигнутую с Ираном договоренность по ядерной программе. «Обе стороны подтвердили необходимость продолжения усилий по поддержанию безопасности, процветанию и стабильности в регионе и, в частности, противостоянию дестабилизирующей деятельности Ирана». Вашингтон и Эр-Рияд считают необходимым принять «долгосрочное решение» по урегулированию конфликта в Сирии на основе договоренностей «Женева-1». Стороны вновь подтвердили, что Б. Асад «утратил легитимность», поэтому процесс передачи политической власти в стране должен предусматривать его уход с поста президента САР. Саудовский монарх заявил, что КСА стремится к кооперации с США для достижения стабильности на всем Ближнем Востоке.

По информации американских СМИ, США намерены поставить КСА новейшие системы вооружений на сумму порядка одного миллиарда долларов. В частности, речь идет о высокоточных вооружениях, системах спутниковой навигации и ракетах для истребителей F-15.

Республиканская оппозиция в Сенате Конгресса США потеряла шансы полностью заблокировать соглашение по ядерной программе Ирана после того, как на минувшей неделе 34 из 100 сенаторов высказались в поддержку Венских соглашений. Теперь президент Б. Обама сможет наложить вето на данное решение, которое республиканцы преодолеть не смогут.

Сохранение санкций в отношении Ирана приведет к провалу ядерного соглашения, заявил 3 сентября верховный лидер ИРИ А. Хаменеи. По его словам, «санкции должны быть сняты, а не приостановлены» и «не будет никакой сделки», если мировые державы будут настаивать на приостановлении, а не отмене санкций в рамках ядерного соглашения с Ираном. Хаменеи дал иранскому Меджлису (парламенту) указание проголосовать по вопросу ядерной сделки, но не продемонстрировал своего отношения к ней, заявив, что решение должны принять парламентарии.

Тем временем на минувшей неделе в Иране прошли два крупных военных учения: двухдневные учения ополченческих сил «Басидж» и учения ВВС с участием «всех видов авиационной техники, имеющейся на вооружении иранских ВВС».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 2 сентября выступил за переговоры с палестинцами без предварительных условий и в поддержку принципа «два государства для двух народов», за «демилитаризованное палестинское государство, признающее национальное государство еврейского народа». При этом Нетаньяху выразил готовность «прямо сейчас» поехать в палестинскую столицу Рамаллу для переговоров.

США перечисляют Израилю на нужды обороны до 8,5 млн долларов ежедневно и готовы продлить это сотрудничество на десятилетие вперед, а также ускорить разработку новых израильских систем ПРО, заявил 2 сентября глава американской дипломатии Дж. Керри.

3 сентября парламент Турции поддержал инициативу правительства о продлении на один год мандата вооруженных сил страны на операции против ИГ и других террористических группировок в Сирии и Ираке. Действующий мандат заканчивается 4 октября. Таким образом, военные получили возможность еще один год проводить, при необходимости, трансграничные операции, а также предоставлять турецкую территорию для нужд международной коалиции против «Исламского государства».

В самой же Турции, преимущественно на востоке и юго-востоке страны, боевики сепаратистской РПК продолжают регулярно совершать вооруженные нападения на военных и сотрудников сил безопасности и полиции.

Очередной раунд диалога по урегулированию конфликта в Ливии прошел 3-4 сентября в Женеве. В нем участвовали «все стороны», включая представителей международно признанного правительства в Тобруке и Всеобщего национального конгресса из Триполи. Были проведены «завершающие дискуссии о соглашении и его приложениях, включая формирование правительства национального согласия». Соглашение по ливийскому урегулированию может быть подписано до 20 сентября и вступить в силу до 20 октября, заявил спецпосланник генсека ООН по Ливии Б. Леон.

Успеха добилась на прошедших 4 сентября региональных выборах в Марокко умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР), возглавляющая с января 2012 г. правительство королевства. Предварительные результаты голосования показывают, что кандидаты от ПСР сумели завоевать 25,66% в региональных советах, в том числе в крупнейших городах страны — Рабате, Касабланке, Фесе, Танжере и Агадире, заметно опередив своих главных соперников – либерально ориентированную партию «Подлинность и модернизм» и национально-консервативную партию «Истикляль». Вместе с тем, по итогам муниципальных выборов, также состоявшихся 4 сентября, ПСР заняла третье место, уступив партиям «Подлинность и модернизм» и «Истикляль».

Лидер повстанцев в Южном Судане, бывший вице-президент страны Р. Машар Тени вновь обвинил правительственную армию в нарушении режима прекращения огня, соглашение о котором было достигнуто в конце августа. Со своей стороны, Совет Безопасности ООН 5 сентября пригрозил вновь ввести санкции против Южного Судана, если правительство и оппозиция не обеспечат соблюдение перемирия.

Приложение

 

 

О состоянии военно-воздушных сил Турции

 

 

Военно-воздушные силы Турции (60 тыс. человек) являются самостоятельным видом национальных вооруженных сил. Они включают в себя военную авиацию и силы ПВО и предназначены для решения следующих основных задач: завоевания и удержания господства в воздухе; обеспечения ПВО страны и войск (сил флота); изоляции района боевых действий; авиационной поддержки сухопутных войск и ВМС; ведения воздушной разведки в интересах всех видов ВС; осуществления воздушных транспортных перевозок. При этом турецкие ВВС могут действовать как самостоятельно, так и в составе группировок объединенных ВВС НАТО.

Руководство ВВС осуществляет командующий через свой штаб, находящийся в Анкаре. Организационно турецкие ВВС включают в себя четыре командования, в состав которых входят авиабазы. Это – 1-е и 2-е Тактические авиационные командования (ТАК), Учебное командование и Командование штаба ВВС (две базы транспортной авиации). Штаб 1-го ТАК находится в Эскишехире на западе Турции, штаб 2-го ТАК – в Диярбакыре на юго-востоке страны. Самолеты и вертолеты размещены на десяти основных авиабазах (всего в Турции имеется 34 аэродрома). Боевая авиация состоит из 21 эскадрильи: истребительно-бомбардировочных – 8, истребительных ПВО – 7, разведывательных – 2, учебно-боевых – 4. Вспомогательная авиация насчитывает 11 эскадрилий: транспортных – 5, самолетов-заправщиков – 1, учебных – 5.

Наиболее мощная авиационная группировка (1-е ТАК) развернута в Западной Анатолии – 5 авиационных баз и 1 зенитная ракетная база.

На вооружении ВВС состоит 307 боевых самолетов, в том числе тактических истребителей 299 (F-16C/D – 238, F-4E – 40, NF-5A/B – 21), 3 самолета ДРЛО и управления «Боинг-737-700 и 5 самолетов радиоэлектронной разведки и РЭБ («Гольфстрим» — 2, CN-235 — 2, С-130В — 1). Вспомогательная авиация представлена 94 военно-транспортными и 168 учебными самолетами, 7 самолетами-заправщиками. Вертолетная авиация имеет на вооружении 46 многоцелевых и транспортных вертолетов. Кроме того, армейская авиация имеет на вооружении 44 ударных вертолета типа АН-1 «Супер Кобра». Имеется также несколько десятков беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных типов, в том числе национального производства.

Основу боевой мощи турецких ВВС составляют тактические истребители типа F-16, полученные из США или собранные по лицензии на местном авиазаводе. Все эти машины неоднократно модернизировались. Командование турецкой авиации считает, что последняя программа модернизации истребителей F-16 «дала им самые передовые технологии, теперь наши ВВС обладают ещё более высокими оперативными возможностями». Истребители оснащены новым радиолокатором AN/APG-69(V)9, цветными дисплеями, новыми компьютерными системами, системой нашлемного целеуказания, новой системой идентификации «свой-чужой», а также получили новую систему навигации и современные средства радиоэлектронной борьбы. Увеличен спектр используемого вооружения. Неоднократно модернизировались и тактические истребители типа F-4 и F-5, но на сегодняшний день эти машины устарели и требуют замены на новые модели. Причем самолеты F-5 используются в основном как учебно-боевые. На вооружение в ближайшее время должен поступить четвертый самолет ДРЛО и У «Боинг-737-700».

Турция является одним из девяти участников программы создания многофункционального истребителя пятого поколения F-35. В 2014 г. Анкара после некоторой задержки официально заказала первые два самолета этого типа. Всего же планируется приобрести 100 истребителей F-35. Европейский авиастроительный консорциум «Еврофайтер» предложил Турции истребители «Тайфун». Рассматривается возможность приобретения шведских истребителей типа «Гриппен». Одновременно прорабатываются варианты проекта создания собственного истребителя TF-X. Обновляется парк военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации. На вооружение ВВС поступают более современные образцы авиационного оружия, в том числе национальной разработки.

Турецкая авиация принимает самое активное участие в борьбе с боевиками сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), причем самолеты, вертолеты и БПЛА действуют не только над своей территорией на юго-востоке страны, но и в воздушном пространстве Северного Ирака. После крупного теракта, совершенного 20 июля с. г. в приграничном турецком городе Суруч, турецкая авиация активизировала действия против баз и лагерей боевиков РПК на иракской территории.

Со времени начала в 2011 г. вооруженного конфликта в Сирии турецкие самолеты интенсивно патрулируют воздушное пространство на границе с соседней страной. При этом они неоднократно вторгались в небо САР. В конце августа военные ведомства Турции и США подписали соглашение о совместных действиях ВВС двух стран по нанесению ударов по позициям и силам экстремистского образования «Исламское государство» на севере Сирии, а с 28 августа турецкая авиация стала участвовать в налетах на боевиков ИГ на территории САР совместно с ВВС стран антитеррористической коалиции.

Турецкие военные самолеты регулярно нарушают воздушное пространство над греческими островами в Эгейском море.

Важное значение командование ВВС придает оперативной и боевой подготовке (ОБП) соединений, частей, подразделений и штабов всех уровней, которая носит комплексный характер и отличается достаточной интенсивностью, что обеспечивает поддержание высокого уровня обучения личного состава авиации, а также зенитных ракетных и радиотехнических частей и подразделений. Основными формами ОБП являются командно-штабные учения и штабные тренировки, летно-тактические и специальные учения, инспекторские проверки и учения-соревнования. Национальные ВВС регулярно участвую в учениях военно-воздушных сил стран НАТО. Также регулярно проводятся совместные учения ВВС Турции и Азербайджана.

По мнению зарубежных военных экспертов, по своей профессиональной подготовке, количеству летных часов (в том числе в горных условиях и на низких высотах), а также морально-психологическому настрою пилоты турецких ВВС являются одними из самых подготовленных в ВВС блока НАТО. В регионе Ближнего и Среднего Востока ВВС Турции качественно уступают лишь ВВС Израиля. При этом парк израильских машин более новый, к тому же там есть такие мощные самолеты как тактические истребители F-15 различных модификаций. Более современным является и электронное оснащение израильских самолетов и вертолетов. Израиль превосходит Турцию по самолетам ДРЛО и управления, БПЛА, системам авиационного вооружения и управления.

Противовоздушная оборона Турции является составной частью объединенной системы ПВО НАТО в Европе. На вооружении сил ПВО (в составе ВВС и армейской) состоит 92 ПУ устаревших, хотя и модернизированных ЗУР среднего радиуса действия «Найк-Геркулес, 8 батарей (48 ПУ) ЗРК «Усовершенствованный Хок», 86 ЗРК ближнего действия «Рапира», 32 ЗРК «Атылган», 108 ПЗРК «Стингер», до 700 орудий зенитной артиллерии. Имеется разветвленная сеть радиолокационных постов, позволяющая обнаруживать воздушные цели на различных дальностях и высотах.

Большое внимание командование ВВС Турции уделяет поддержанию высокой боеготовности системы ПВО. В ходе ежегодных учений «Мавиок» и «Сарп» проверяется уровень готовности авиации и наземных сил ПВО к отражению возможных авиаударов вероятного противника с западного, южного и восточного направления. В последнее время значительное внимание стало уделяться подготовке личного состава авиационных подразделений поисково-спасательной службы.

Военно-политическое руководство страны принимает меры по созданию современной эффективной системы ПВО/ПРО, которая позволит Турции значительно увеличить зону контроля воздушного пространства по периметру национальных границ и существенно повысить возможности по борьбе с современными средствами воздушного нападения. Для дальнейшего наращивания боевых возможностей национальной ПВО в ближайшей перспективе намечается провести мероприятия по реорганизации и усовершенствованию системы управления. В качестве одного из основных компонентов перспективной объединенной системы ПВО Турции рассматривается подсистема раннего радиолокационного предупреждения (проект «Пис Игл»), которая будет создана на базе четырех самолетов ДРЛО и У «Боинг 737-700». Планируется принять на вооружение современные зенитные ракетные системы дальнего действия, обладающие возможностями ПРО. В стране ведутся собственные разработки низко- и средневысотных систем ПВО.

Турция участвует в несении боевого дежурства в объединенной системе ПВО Североатлантического альянса в Европе. Анкара также участвует в создании объединенной системы ПРО НАТО.

52.44MB | MySQL:103 | 0,452sec