Тунис: что стоит за законом об амнистии сторонников свергнутого режима

К проблемам тунисского руководства, которые связаны с инфильтрацией исламистов различных мастей из соседней Ливии, прибавились и вопросы стабилизации экономической ситуации в стране. В общем-то эти два аспекта, безусловно, тесно переплетены между собой, и выход из экономического тупика является для новых властей Туниса приоритетной. По оценке президента страны Б.ас-Себси и его сторонников в правительстве экономический рывок возможен только в случае привлечения к инвестиционным проектам сторонников свергнутого президента Бен Али и его клана. После «жасминовой революции» значительное количество финансовых авуаров «семьи» было выведено за рубеж, а остальные серьезные владельцы капиталов заняли позицию некой пассивности. Это вызвано приходом к власти исламистской партии «Ан-Нахда», которая начала активно заналась переделом рынка с явным акцентом на клановое распределение господствующих позиций в экономическом секторе. Эта попытка, в основу которой была положена идея о привлечении в экономику инвестиций из аравийских монархий (прежде всего катарских), не сработала и, в конечном счете, привела к провалу исламистов на парламентских и президентских выборах. Тем не менее, попытки Б.ас-Себси пролоббировать закон об амнистии «сторонников Бен Али», что автоматически означает возвращение их капиталов в экономику страны, спровоцировало волну народных протестов летом с.г. Это, правда, решимость президента не поколебало. Он прекрасно понимает, что без этого момента выполнить все взятые на себя перед профсоюзами предвыборные обязательства по экономической стабилизации будет практически невозможно.

При этом позиция крупнейших профсоюзов в отношении спорного законопроекта также неоднозначна. Одно из основных профобъединений UGTT, которое сыграло весомую роль в свержении режима Бен Али, выдвинуло 28 августа с.г. серьезное требование об отзыве законопроекта. При этом надо отметить, что такая непримиримая позиция может быть вызвана сепаратными переговорами правительства с еще одним профсоюзом UTICA, который является конкурентом UGTT и выступает за принятие закона. Напомним, что законопроект предусматривает вывод дел функционеров бывшего режима из-под юрисдикции национального юридического бюро и передачу их на рассмотрение специальной комиссии, которая находится под полным контролем исполнительной власти. Этому решению крайне противится не только часть лидеров профсоюзов, но и в первую голову сторонники прежнего президента М.Марзуки, которые стараются торпедировать закон в силу интересов внутриполитической борьбы. На острие копья здесь выступает комиссия по делам коррупции Instance Verité et Dignité (IVD), которую возглавляет Сайхем Бен Седрин. Она должна сдать свои полномочия новой комиссии через полгода, если конечно закон будет принят. В этой связи необходимо отметить, что главным резоном таких игр является стремление сторонников М.Марзуки не допустить альянса нынешнего президента с «бывшими». При этом предлагаемый законопроект мало чем отличается от предыдущих предложений самого Седрина. Принятие закона даст нынешнему президенту очень крепкую связь со сторонниками Бен Али, а через них — и с аравийскими монархиями. Это позволит ему «сесть» на финансовые потоки, а значит — и обеспечить преемственность своего клана и сторонников у власти. В принципе перспектива принятия закона и стала основой негласного альянса между сторонниками Б.ас-Себси и сторонниками Бен Али накануне президентских выборов в 2014 году. И роль сторонников бывшего режима оказалась весьма значительной в конечной победе Б.ас-Себси. Последний сейчас только закрепляет успех и старается выполнить свое предвыборное обещание сторонникам свергнутого президента. При этом часть их активов уже реквизирована и такие ключевые фигуры бывшего режима как Б.Трабелси, С.аль-Матери, С.Шибуб, безусловно, из активного «экономического оборота» выведены. Их возвращение в активную политическую и экономическую жизнь страны маловероятно в силу общего негативного отношения к ним со стороны абсолютно большей части населения. Что, однако, не означает отсутствия их подспудного участия в экономической жизни Туниса через подставные фирмы. Другие представители  прежнего режима, типа М.Мабрука, сумели сохранить свои активы и при новых властях, и чувствуют себя довольно уверено и без принятия закона об амнистии. Но в данном случае принятие закона делает ставку и на более глобальные вещи. Десятки тысяч тунисцев из всех социальных слоев имеют фонды и сбережения в заграничных банках, и принятие закона позволит им безболезненно вернуть эти деньги на родину и вложить их в бизнес, а это означает серьезную электоральную поддержку.

«Ан-Нахда» занимает гибкую позицию в отношении закона. Есть его критики в лице одного из партийных руководителей А.Мекки. Но общий настрой в данном случае следующий: новый закон должен быть принят с поправками, которые позволили бы попасть под амнистию и тем функционерам партии, которые еще продолжают находиться у власти в различных министерствах и ведомствах. В этом случае они готовы его поддержать, и это генеральная линия главы партии Р.Гануши. Последний стремится таким образом сохранить экономическое присутствие своих ближайших сторонников у экономических рычагов власти. По оценкам экспертов, на такую договоренность Б.ас-Себси готов пойти, и это будет означать создание зачатков баланса интересов различных политических сил. Другими словами, принятие закона положит начало истории с чистого листа с предоставлением в политической жизни Туниса места практически всем ведущим силам страны. Такой шаг сможет создать серьезный противовес набирающим силу не без влияния своих ливийских единомышленников тунисским салафитам, которые агрессивно заявили о себе во время последних атак на туристические центры Туниса. Амнистия даст возможность не только вернуть выведенные на период смуты капиталы собственно самих тунисцев, но и привлечь иностранных, прежде всего, французских инвесторов. Это является ключевой задачей нынешнего президента, и по оценке обозревателей, его планы имеют все шансы на успех, поскольку отвечают коренными интересам самых разных политических сил.

52.1MB | MySQL:103 | 0,455sec