Король Сальман бен Абдель Азиз в Вашингтоне: итоги визита

Официальный визит саудовского монарха в Соединенные Штаты завершился. Важнейшим итогом состоявшихся 4 сентября 2015 г. двух раундов переговоров между королем Сальманом бен Абдель Азизом и президентом Бараком Обамой стало подтверждение обеими сторонами  намерения выработать программу и инструментарий реализации «стратегического партнерства XXI века», которое станет выражением их общего стремления к «укреплению и углублению многостороннего саудовско-американского сотрудничества». Идеи, высказывавшиеся саудовским монархом (которого в поездке сопровождала представительная правительственная делегация) в ходе его встречи с американским президентом в Овальном кабинете Белого дома, доказывали серьезность этого стремления.

Король Сальман, в частности, говорил: «Мы рассматриваем наши отношения с Соединенными Штатами полезными миру и нашему региону. Это то, что мы подтверждаем и в отношении чего говорим, что мы хотим, чтобы нас связывали тесные отношения сотрудничества во всех областях». Раскрывая эту идею, глава саудовского государства делал акцент на экономике, считая, при этом, что обе страны связывают «общие интересы», определяющие необходимость сотрудничества между ними и в иных сферах. Для развития этого сотрудничества, считал необходимым заявить монарх, необходимо добиться «стабильности региона Ближнего Востока, как и углублять двустороннее политическое и военное партнерство, а также партнерство в сфере безопасности и сотрудничество в экономике и в сфере образования».

Обращаясь к журналистам перед началом второго раунда переговоров, король Сальман, в частности, заметил: «Я счел необходимым совершить мой первый зарубежный визит в Соединенные Штаты, потому что королевство и Соединенные Штаты связывают узы тесного сотрудничества». Касаясь же экономических тем переговоров с Б.Обамой, монарх заявил: «Американская экономика либеральна, наша экономика также либеральна. Мы стремимся к более тесному [экономическому] сотрудничеству между сынами обеих стран, поскольку нас связывают общие интересы. Те же интересы, — продолжал он далее, — лежат в основе нашего двустороннего сотрудничества в сфере политики, военного дела и обороны». Наконец, сообщая журналистам о том, почему саудовское государство устремлено к достижению региональной стабильности, король подчеркивал: «Наша страна, слава Господу, процветает. Но мы хотим, чтобы процветал и весь регион. Опираясь на сотрудничество с Соединенными Штатами, мы стремимся содействовать восстановлению его стабильности. Стабильность региона для нас принципиально важна».

Вечером 4 сентября 2015 г. на сайте саудовского Министерства иностранных дел было размещено Совместное саудовско-американское коммюнике, подводившее итоги «саудовско-американского саммита» в Вашингтоне.

Коммюнике подчеркивало, что «лидеры двух стран провели серию позитивных и продуктивных переговоров, в ходе которых произошло обсуждение прочных отношений между обеими странами». В той же связи было отмечено, что «лидеры обеих стран подтвердили важность дальнейшего укрепления связывающих эти страны стратегических отношений на благо их правительств и народов». Цитируемый документ сообщал, что «Его Превосходительство президент подчеркнул руководящую роль королевства в арабском и мусульманском мире».

Основное место в Совместном коммюнике занимала единая точка зрения обеих сторон в отношении «безопасности и стабильности» ближневосточного регионального пространства. Цитируемый документ называл и основной источник угроз региональной безопасности ‒ «действия Ирана, направленные на подрыв его стабильности». В этой связи «Служитель Двух Благородных Святынь заявил о своей поддержке соглашения по иранской ядерной программе, подписанного государствами “группы 5+1” и Ираном, которое, в случае его реализации, станет гарантией необладания Ираном ядерного оружия, что укрепит безопасность региона». В свою очередь, обе стороны «выразили свою удовлетворенность итогами встречи в Кемп-Дэвиде между главами государств-членов Совета сотрудничества арабских государств Залива и Его Превосходительством президентом Соединенных Штатов, состоявшейся в мае текущего года». Эта встреча, как отмечалось в Совместном коммюнике, «укрепит сотрудничество Соединенных Штатов с государствами Совета, прежде всего, в сфере обороны и безопасности». Оба «лидера выразили свою приверженность выполнению всех достигнутых в Кемп-Дэвиде соглашений».

Вторым источником угроз стабильности Ближнего Востока провозглашалось «исламское государство». Обе стороны, как заявляло Совместное коммюнике, «обсудили противостояние так называемой организации ИГИЛ в Сирии», рассмотрев «вопросы ускорения военных поставок королевству и укрепления сотрудничества в деле противостояния терроризму». Для Соединенных Штатов и Саудовской Аравии «противостояние терроризму и экстремизму» обретало черты наиболее насущной задачи, «требовавшей еще большего объединения усилий в противодействии “Аль-Каиде” и ИГИЛ», включая действия, направленные на «прекращение прибытия иностранных добровольцев», «пропагандистских кампаний ИГИЛ и финансовых потоков террористам». Считая, что «противодействие терроризму и противостояние “Аль-Каиде” и ИГИЛ ‒ долговременная задача», главы обоих государств отметили «насущную необходимость сотрудничества всех государств» в ведущейся антитеррористической борьбе.

Йеменский вопрос не мог не занять важного места в цитируемом Совместном коммюнике. Обе стороны подчеркивали «необходимость политического решения» ситуации в Йемене «на основе “инициативы государств Залива”, результатов внутрийеменского национального диалога и резолюции Совета Безопасности № 2216». Выразив свою обеспокоенность гуманитарной ситуацией, саудовская сторона подтвердила, что будет «оказывать помощь йеменскому народу, действуя совместно с членами [антихоуситской] коалиции и международными акторами, включая ООН, в интересах получения йеменцами помощи со стороны ООН». Ради решения этой задачи саудовская сторона будет содействовать «разблокированию йеменских портов на Красном море» и прибытию туда «гуманитарной помощи под контролем ООН». Никаких указаний на то, что хоуситы могут стать участниками внутрийеменского политического процесса, Совместное саудовско-американское коммюнике не содержало.

Касаясь проблемы «палестино-израильского конфликта», обе стороны подчеркивали «важность выдвинутой в 2002 г. “арабской мирной инициативы”». По мнению глав обоих государств, «существует насущная необходимость полного, справедливого и окончательного урегулирования этого конфликта, основанного на принципе двух государств в интересах безопасности и мира». Обе стороны брали на себя обязательство «поощрять обе стороны [израильтян и палестинцев] к шагам, направленным на сохранение и развитие принципа двух государств».

Вопрос о Сирии ставился в цитируемым Совместным коммюнике в привычных для американской и саудовской риторики терминах. Речь шла о «необходимости достижения окончательного решения противостояния в Сирии», основанного «на принципах, провозглашаемых Женевской декларацией, с тем, чтобы положить конец страданиям сирийского народа, сохранить военные и гражданские институты государства, сохранить единство и территориальную целостность Сирии, которая должна стать мирным толерантным государством, далеким от дискриминации и конфессионализма». При этом, «любое настоящее политическое изменение [в Сирии] должно включить уход Башара Асада, потерявшего легитимность в руководстве Сирией».

Говоря об Ираке, американская и саудовская стороны подчеркивали свою поддержку «усилий иракского правительства, направленных на борьбу с ИГИЛ», а также его действий в интересах «полной реализации провозглашенных [иракским] парламентом реформ». Обе стороны выразили свою поддержку «безопасности, суверенитета и стабильности Ливана, а также действий ливанских вооруженных сил, направленных на защиту границ государства, противостояние угрозам экстремистов», считая необходимым подчеркнуть «необходимость скорейшего избрания ливанским парламентом президента в соответствии с ливанской конституцией».

Затронув вопросы общепланетарных климатических изменений, стороны перешли к основному вопросу рассчитанной на XXI столетие программы своих действий. В этой связи Совместное коммюнике отмечало: «Оба лидера обсудили новое стратегическое партнерство на XXI век в связи с методами еще большего развития двустороннего сотрудничества. Его Королевское Высочество наследник наследника престола, второй заместитель председателя Совета министров, председатель Совета по экономическим делам и развитию принц Мухаммед бен Сальман представил Его Превосходительству президенту проект [программы], включающий видение королевства стратегического сотрудничества. Служитель Двух Святынь и Его Превосходительство президент дали указания ответственным лицам своих правительств разработать соответствующую систему механизмов с тем, чтобы совместными силами разработать эту программу в течение ближайших месяцев». Далее подчеркивалось: «Его Превосходительство президент приветствовал приглашение Служителя Двух Благородных Святынь короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда посетить в будущем году королевство для завершения разработки [программы] стратегического сотрудничества на XXI век между Королевством Саудовская Аравия и Соединенными Штатами Америки».

4 сентября 2015 г. в американской столице (сразу же после завершения встречи Б.Обамы и Сальмана бен Абдель Азиза) состоялась пресс-конференция министра иностранных дел Адиля аль-Джубейра. Глава саудовского внешнеполитического ведомства, касаясь основных тем «саудовско-американской встречи в верхах», в частности, подчеркивал, что «встреча двух лидеров чрезвычайно важна, а визит короля Сальмана представляет ключевой пункт саудовско-американских отношений, в ходе которого было достигнуто полное совпадение точек зрения на нынешнее положение и перспективы двустороннего сотрудничества».

А.аль-Джубейр выразил надежду на то, что, «поскольку соглашение между “группой 5+1” и Ираном может содействовать улучшению положения в Иране», постольку Иран «сможет пойти по пути отказа от поддержки терроризма, разжигания межконфессиональной розни». Во всяком случае, по его словам, «мяч ныне находится на поле Ирана, и только он может проявить свою ответственность и доказать серьезность намерений, открыв новую страницу [в своей политике]». Тем не менее, по словам саудовского министра иностранных дел, «американский президент подтвердил королю Сальману, что он не позволит Ирану создать ядерное оружие».

В ходе пресс-конференции А.аль-Джубейр коснулся, естественно, вопроса сирийского кризиса, а также информации о «заключении сделки о поставках оружия между Россией и режимом Башара Асада». Отвечая на поставленный в этой связи вопрос, он заявил: «Если это правда, то российская военная помощь Асаду является серьезной угрозой».

Тем не менее, что определило успех визита короля Сальмана бен Абдель Азиза в Вашингтон? На этот вопрос в определенной мере ответил ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Абдель Рахман ар-Рашид в опубликованной им в этой газете 5 сентября 2015 г. статье «Король Сальман, нефть и война в Вашингтоне». Некоторые положения этой статьи стоило бы процитировать.

Автор статьи подчеркивал, что визит саудовского короля в американскую столицу происходил в условиях, когда «Запад заключил умиротворяющее соглашение с Ираном, являющимся источником угрозы для безопасности королевства и региона», когда «война охватила Йемен, Сирию и Ливию, а анархия ‒ Ирак», когда «международное сообщество ведет ежедневную войну с ИГИЛ», когда «падают цены на нефть, а американская сланцевая нефть стала конкурентом саудовской». Все это серьезные обстоятельства, отталкиваясь от которых «ставился вопрос о прекращении особых отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном». Однако, по словам А.Р.ар-Рашида, визит показал, что «Саудовская Аравия остается влиятельным государством с исламским руководством, мощной экономикой и сохраняющимся нефтяным суверенитетом». В чем причина этого положения?

Как считал ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «Саудовская Аравия позитивно приняла брошенный ей вызов», — она «решила укрепить свои оборонительные возможности, понимая последствия соглашения по иранской ядерной программе, снимающего санкции с Ирана». Она «укрепила свое положение в Йемене, где йеменские правительственные войска находятся у стен столицы Саны», «Эр-Рияд остается активной действующей силой в Сирии», он «участвует в борьбе с терроризмом», в «регулировании рынка нефти». В отличие от Ирана Саудовская Аравия располагает, «пользуясь своим влиянием в арабском и исламском мире», по мнению А.Р.ар-Рашида, «способностью создавать изменяющие существующую ситуацию коалиции». Все это, как он подчеркивал, «важные политические карты в двусторонних отношениях». Но, кроме того, речь идет и о саудовской «экономической мощи», — если «экономика Ирана ограничена и устарела», лишь «предлагающая миру некие радужные перспективы, связанные с будущими инвестициями», то саудовская экономика «представляет собой совсем иную картину», что, в частности, также продемонстрировали итоги визита короля Сальмана бен Абдель Азиза.

52.31MB | MySQL:103 | 0,525sec