Военно-политическая обстановка в Ираке (август 2015 года)

В августе 2015 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно осложнилась. В первую очередь, это связано с массовыми несанкционированными протестными выступлениями населения главным образом в Багдаде и южных провинциях страны, выступившего против повсеместной коррупции и провальной политикой властей в деле обеспечения иракцев водой, электроэнергией, некоторыми видами продовольствия, в решении многочисленных социальных проблем. Важную роль в протестном движении играет шиитское духовенство во главе духовным лидером иракских шиитов А.ас-Систани. Масштабные демонстрации и их поддержка со стороны А.ас-Систани подтолкнули главу правительства Ирака Х.аль-Абади к проведению крупных изменений в высших органах исполнительной власти, провозглашению начала антикоррупционных расследований и проведению ряда других реформ. В минувшем месяце иракская правительственная армия, вооруженные формирования шиитских добровольцев и некоторых суннитских племен, курдские силы пешмерга при активной поддержке авиации США и их западных союзников по антитеррористической коалиции продолжали вести боевые действия против вооруженных формирований экстремистской организации «Исламское государство» (ИГ) и поддерживающих её отрядов части местных суннитских племен. Целый ряд нерешенных проблем продолжают осложнять отношения между центральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. Тем временем из-за противоречий между курдскими партиями по вопросу о продлении мандата президента региона М.Барзани осложнилась политическая ситуация в самой курдской автономии. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака и иракской курдской автономии, как и прежде, первостепенное внимание уделяли получению зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в первую очередь военно-технической и военной.

Общее положение дел в Ираке оценивается как критическое. В рейтинге международной неправительственной организации «Трансперенси Интернэшнл» по уровню коррупции Ирак занял 170-е место из 174. Страна находится на грани дефолта. При этом финансовые показатели бюджета неуклонно ухудшаются, и к концу 2015 года государственный долг может составить 51% от ВВП. Во многом это объясняется резким падением цен на нефть, экспорт которой приносит 90% поступлений в иракский бюджет, а также неуклонным ростом расходов на войну с ИГ. Одновременно эксперты отмечают, что «страна разворована дотла». «Задержки выплаты зарплат достигли полугода, а некоторые категории работников власти принудительно отправили в неоплачиваемый отпуск задним числом. Свою роль в донесении до сознания общества степени проблем сыграла даже природа. Нынешнее лето в Ираке оказалось на редкость жарким. В июле температура неоднократно превышала 53 градуса, из-за чего власти официально четырежды объявляли в южных провинциях нерабочие дни. При этом перебои в подаче электроэнергии достигали 10-12 часов в сутки, а некоторые районы оказались и вовсе обесточенными. В итоге «даже привычные к тяготам и лишениям иракцы не выдержали – люди вышли на массовые демонстрации, требуя обеспечить минимально приемлемые условия существования».

В августе положение дел в сфере безопасности в Ираке оставалось очень сложным и нестабильным, а в целом ряде районов – напряженным. Военные действия различной степени интенсивности велись на западе, в северных, центральных, восточных и, отчасти, в южных провинциях страны. Причем в минувшем месяце основные военные события, как и прежде, происходили на западе Ирака – в провинции Анбар. В стране сохраняется высокий уровень террористической активности боевиков экстремистских группировок, прежде всего, ИГ.

В августе турецкая авиация заметно снизила интенсивность налетов на позиции и лагеря сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака. Несколько авиаударов по сепаратистам было нанесено в начале и в последние дни минувшего месяца. В связи с действиями турецких ВВС президент иракской курдской автономии М.Барзани 1 августа заявил, что «РПК должна действовать вне пределов территории Иракского Курдистана, чтобы мирные жители региона не становились жертвами этого конфликта». При этом Барзани также осудил действия Турции. Здесь же отметим, что иракская курдская автономия понесла убытки в размере 250 млн долларов из-за теракта, совершенного боевиками РПК на экспортном нефтепроводе Киркук-Джейхан (Турция).

В конце августа курдские силы пешмерга при поддержке авиации международной коалиции активизировали свои действия к югу от города Киркук, освободив от боевиков ИГ десять деревень. По информации курдского командования, в операции приняли участие около 2000 военнослужащих, действия которых поддерживала тяжелая артиллерия, танки и другая бронетехника. Было объявлено, что конечной целью операции является освобождение от противника города Хувейджа. Кроме того, силы пешмерга отбили у экстремистов территорию площадью более 200 кв. км недалеко от города Туз-Хурмату на севере провинции Салах-эд-Дин, освободив от боевиков ИГ семь деревень. Силы пешмерга также атаковали позиции противника в районе Башике к северу от Мосула.

По информации властей курдской автономии, боевики «Исламского государства» в августе дважды применили против отрядов пешмерга химическое оружие.

Активно действуют против экстремистов из ИГ на севере Ирака местные христиане, сформировавшие собственные ополченческие отряды с целью освобождения от боевиков своих деревень. При этом христиане «не полагаются на центральное правительство в Багдаде или региональное правительство Курдистана».

В районе крупнейшего города на севере Ирака — Мосула – в прошедшем месяце бои не носили интенсивный характер.

В августе ожесточенные бои велись в северной провинции Салах-эд-Дин, главным образом в районе города Байджи и прилегающего к нему нефтеперерабатывающего завода. Боевики ИГ неоднократно атаковали здесь позиции правительственной армии и шиитского ополчения. В настоящее время экстремисты контролируют около половины жилых районов города и до трети территории НПЗ.

В провинции Дияла к северо-востоку от Багдада армия и шиитские ополченцы в августе провели несколько небольших операций против боевиков «Исламского государства».

К северу от Багдада в минувшем месяце бои по-прежнему велись главным образом вблизи города Самарра, где иракская армия неоднократно атаковала позиции боевиков ИГ, несколько оттеснив противника.

Активные боевые действия велись на подступах к нескольким городам в провинции Бабиль (Вавилон) южнее Багдада.

Главные военные события в Ираке в прошедшем месяце происходили в западной провинции Анбар. Неоднократные заявления представителей иракского командования о наступлении с решительными целями в этой провинции так и остались словами. В реальности в Анбаре боевые действия по-прежнему идут с переменным успехом, и развитие военной обстановки здесь в минувшем месяце это полностью подтверждает.

Интенсивные бои идут в Рамади (административном центре провинции) и окрестностях города. К 10 августа части иракской армии и отряды ополченцев окружили город. Иракское командование 13 августа объявило о начале второго этапа освобождения Рамади. При этом было заявлено об особой опасности боевых действий в городских условиях, «сотнях засад, скрытых мин и растяжек, установленных повсеместно сторонниками ИГ». Сообщается и о «множестве снайперов в городе», а также о печально известном методе боевиков использовать заминированные бронетранспортеры, которые водители-смертники направляют в скопления иракских солдат. Очень много времени приходится тратить на разминирование местности, освобожденной от террористов. Попутно уничтожаются обнаруженные заминированные автомобили, которые боевики готовят для атак, а при отступлении оставляют в расчете на то, что заложенные в транспортных средствах самодельные взрывные устройства сработают. В итоге наступление армии и ополчения на Рамади застопорилось. Правительственные силы встречают ожесточенное сопротивление «на всех направлениях». В то же время полностью блокировать город им пока так и не удается. Боевики продолжают получать подкрепления и снабжение с северо-западного направления.

11 августа провинцию Анбар посетил премьер-министр Ирака Х.аль-Абади. Он побывал на военной базе в Хаббании. На встрече с военнослужащими премьер призвал к скорейшему освобождению Анбара от экстремистов.

Власти Ирака пытаются привлечь к борьбе против «Исламского государства» возможно большее число суннитских племен в Анбаре. Сообщается, что в настоящее время в боях с джихадистами принимают участие до 10 тысяч суннитских добровольцев. В Багдаде официально заявляют, что выходцы из суннитских племен, проходящие военную подготовку под руководством американских инструкторов, «будут играть ключевую роль в освобождении провинции Анбар».

По информации израильских СМИ, подразделения иорданского спецназа продвинулись на 200 км вглубь Ирака в провинции Анбар и достигли города Ар-Рутба, что позволяет контролировать автостраду, соединяющую Багдад с Амманом.

26 августа иракская армия при поддержке ополчения отвоевала у ИГ стратегически важный район Дажбат в провинции Анбар. Здесь находится военно-воздушная база Айн аль-Асад, где американские инструкторы обучают иракских военнослужащих и добровольцев из числа представителей местных племен. С территории базы осуществляется руководство операциями в западной части провинции.

Два иракских генерала были убиты 27 августа в результате теракта в Рамади. Это — заместитель начальника штаба оперативного командования «Анбар» генерал-майор А. Р. Абу-Реджиф и командир 10-й дивизии бригадный генерал С. А. аль-Магид. Теракт совершил боевик ИГ, который привел в действие взрывное устройство.

31 августа боевики ИГ атаковали позиции иракской армии у города Эль-Хадита. Атака была отбита подразделениями 7-й дивизии иракской армии, которых поддержали отряды местных племен.

В августе существенных изменений на фронтах боевых действий в Ираке не произошло. По состоянию на конец месяца на севере страны линия соприкосновения между курдскими силами пешмерга и вооруженными формированиями боевиков ИГ по-прежнему проходила в районе горной местности Синджар, севернее Мосула, южнее Мосульской ГЭС, вблизи города Таль-Афар, западнее и юго-западнее города Киркук. В августе курдские силы освободили от боевиков еще несколько деревень, улучшив свои позиции. В северной провинции Салах-эд-Дин бои велись главным образом западнее и севернее Тикрита, в районе города Байджи и к северо-западу от него, а также к северу от города Самарра. На западе, в провинции Анбар военные действия велись преимущественно в районе городов Рамади, Эль-Фаллуджа, Эль-Хадита и Джабат. На подступах к Багдаду позиционные бои, как и прежде, велись в районе городов Эт-Таджи, Эль-Юсифия, Балад и Машхада.

Активно продолжают действовать иракские ВВС. В августе наиболее интенсивно авиация правительственных войск действовала в провинциях Анбар и Салах-эд-Дин. Вместе с тем, продолжают иметь место ошибочные удары по гражданским объектам. Так, 13 августа 25 человек погибли в результате бомбежки иракской авиацией больницы в городе Эль-Фаллуджа.

Заметную, а на некоторых участках важную роль в боевых действиях против боевиков ИГ играет авиация США и их западных союзников. В нанесении ракетно-бомбовых ударов по боевикам «Исламского государства» на иракской территории принимают участие самолеты США, Великобритании, Франции, Австралии, Дании, Нидерландов, Канады и Иордании.

В августе авиация международной коалиции наносила удары преимущественно по живой силе боевиков, учебно-тренировочным лагерям, артиллерийским позициям, бронетехнике и командным пунктам. Удары наносились на севере страны по району Мосула, по горной местности Синджар, вблизи городов Талль-Афар, Хувейджа, Кисик, Кайяра и Киркук; по различным целям в провинции Анбар (районы городов Рамади, Эль-Фаллуджа, Эр-Рутба, Хит, Эль-Каим, Махмур, Багдади, Хаббания, Эль-Хадита, Султан Абдалла); в районе городов Байджи и Туз-Хурмату в провинции Салах-эд-Дин. В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные беспилотные летательные аппараты. Всего с 8 августа 2014 года по 31 августа 2015 года авиация США и их союзников по международной коалиции нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 3408 ударов, в том числе в августе – 522 (в июле — 471 удар). Таким образом, в минувшем месяце число авиаударов по территории Ирака возросло на 11 процентов. Для сравнения отметим, что в августе авиация Соединенных Штатов, Канады и их арабских союзников нанесла по боевикам ИГ и их объектам на территории Сирии 211 ударов (в июле – 369 ударов). В минувшем месяце наиболее интенсивно авиаудары наносились по целям противника в районе городов Рамади (75 ударов), Мосул (73), Байджи (59), Синджар (57) и Туз-Хурмату (55).

В то ж время, как признают некоторые американские военные, «лишь каждый четвертый из боевых вылетов завершается пуском ракет или сбросом бомб. Основные объекты ударов – так называемые «внезапные цели», небольшие группы боевиков на автомобилях, перевозящих обычно тяжелое вооружение».

Великобритания продлит военно-воздушную операцию против ИГ в Ираке до марта 2017 года, заявил 4 августа министр обороны Соединенного королевства М. Фэллон, находившийся с визитом в Ираке. Одновременно он подчеркнул, что наземные войска Запада не будут принимать участие в борьбе с «Исламским государством», добавив, что Ирак не обращался с подобной просьбой.

Правительство Ирака продолжает прилагать значительные усилия по восстановлению армии и повышению ее боеспособности с целью достижения успехов в противостоянии с вооруженными противниками режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В этом вопросе основной упор делается на получение необходимой помощи из-за рубежа.

Наиболее масштабную военную помощь Ирак получает из США, которые остаются главным поставщиком вооружения и военной техники иракским вооруженным силам. Американцы направили в Ирак большую группу военных советников и инструкторов для обучения местных военнослужащих.

По мнению начальника штаба армии США генерала Р.Одьерно, «если США направят своих военных специалистов в Ирак, чтобы сопровождать там иракские войска на поле боя, то это даст результат». Вместе с тем, генерал подчеркнул, что «США не должны направлять в Ирак своих военнослужащих для участия в боевых действиях». «Мы должны оказывать иракцам помощь в подготовке вооруженных сил».

Пентагон не планирует направлять в Ирак войска для наземных операций против ИГ, сообщила 14 августа представитель военного ведомства Э.Смит. «Мы давно говорили, что введение войск США в Ирак — это не решение проблемы. Там должны действовать местные силы, должно быть политическое урегулирование конфликта».

21 августа Госдепартамент США опубликовал заявление о сотрудничестве с Ираком в области безопасности. В нем сообщается, что с 2005 года правительство Ирака купило американское вооружение и военную технику в рамках программы иностранных военных поставок на сумму 18,6 млрд долларов, в том числе ракеты различных типов, танковые орудия, танки, истребители, вертолеты и грузовые самолеты. Еще 1,6 млрд долларов грантов и кредитов для военной инфраструктуры Ирака были утверждены Конгрессом США с 2012 года в рамках программы иностранного военного финансирования. Было заявлено, что с одобрения иракского правительства военно-транспортная авиация США совершила более 100 самолетовылетов в Иракский Курдистан для доставки боеприпасов, вооружения и оборудования, в том числе стрелкового оружия, минометов, радиостанций и транспортных средств, переданных более чем десятком стран для курдских сил пешмерга. В 2015 году по программе «Обучение, оснащение и финансирование Ирака» одобрено выделение 1,6 млрд долларов для военной помощи этой стране, включая курдские силы пешмерга.

3 августа глава МИД России С.Лавров заявил: «Главной угрозой в Ираке и Сирии является угроза «Исламского государства». Да, мы оказываем военно-техническую поддержку сирийскому правительству для борьбы с этой угрозой, также как предоставляем поддержку Ираку. У нас есть основания предполагать, что без этой поддержки захваченные территории исчислялись бы гораздо большими сотнями и тысячами квадратных километров».

В конце августа в Ирак из России были доставлена очередная партия ударных вертолетов: 4 Ми-35М и 4 Ми-28Н. «Машины поставлены в полной боевой конфигурации и оснащены аппаратурой ночного видения».

С 1 января по 1 августа 2015 года иностранные военные инструкторы обучили более 11 тыс. иракских военнослужащих.

В начале августа армейская авиация иракских сухопутных войск получил европейские боевые вертолеты EC-635T2+ компании «Эрбас Геликоптерс», оснащенные комплектами вооружения производства ЮАР.

28 августа было объявлено о заключении контракта между правительством Ирака и украинской государственной компанией «Антонов» на поставку военно-транспортных самолетов Ан-178. О количестве поставляемых самолетов не сообщается.

Министр обороны Ирака Х.аль-Обейди 27 августа объявил об аннулировании 16 оборонных контрактов общей стоимостью около 3,5 млрд. долларов на основании имеющихся данных о коррупционной составляющей при их заключении. Это заявление было сделано по итогам заседания Совета обороны страны. По словам министра, из общей суммы аннулированных сделок 1,5 млрд долларов будут реинвестированы в другие оборонные проекты или направлены на борьбу с терроризмом, а 2 млрд долларов возвратят в государственный бюджет.

Руководство иракской курдской автономии прилагает активные и настойчивые усилия с целью получения возможно большего количества оружия и военной техники для формирований пешмерга.

Обучением военнослужащих курдских формирований пешмерга занимаются инструкторы из Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Финляндии. С 1 января по 1 августа 2015 года они подготовили примерно 2500 человек.

Объявленные в Ираке расследования преступной деятельности чиновников различных рангов коснулись и силовых структур. Так, 16 августа глава правительства Х.аль-Абади распорядился начать судебное разбирательство в отношении бывшего армейского командования провинции Анбар, которое допустило захват города Рамади боевиками ИГ в мае 2015 года. В этот же день специальный парламентский комитет по расследованию причин захвата боевиками ИГ Мосула летом 2014 года представил руководству Совета представителей (парламента) список основных подозреваемых по данному делу. Комитет определил лиц из числа политического и военного руководства, а также ответственных чиновников в органах местного самоуправления провинции Найнава. В список, в частности, вошли бывший премьер-министр Ирака Н.аль-Малики, экс-губернатор провинции А.ан-Нуджафи, экс-командующий штабом оперативного командования «Найнава» генерал М.аль-Гарави и бывший командующий сухопутными войсками ВС Ирака генерал А.Гайдан. 17 августа Совет представителей передал в суд доклад о проведенном расследовании захвата боевиками ИГ Мосула в прошлом году.

Сообщается, что сразу же после инициативы депутатов о расследовании обстоятельств взятия Мосула шиитские полевые командиры, не без подсказки со стороны иранского генерала К.Сулеймани, заявили, что они выступают «категорически против любых судебных перспектив в отношении Н.аль-Малики».

20 августа Х. аль-Абади отдал распоряжение о резком (на 90%) сокращении числа лиц, занимающихся охраной чиновников различного уровня. Кроме того, премьер-министр приказал расформировать специальные охранные подразделения, занимающиеся охраной «отдельных лиц», а их личный состав передать в распоряжение Министерства обороны и МВД.

Джихадисты из «Исламского государства» продолжают контролировать обширные территории Ирака. В районах, которые захватило ИГ в провинциях Салах-эд-Дин и Найнава, выращивается более трети иракской пшеницы и около 40% ячменя. В руках экстремистов оказались запасы пшеницы объемом более 1 млн тонн, что составляет пятую часть ежегодного потребления внутри Ирака.

По данным ООН, тех, кого экстремисты из ИГ считают противниками своей идеологии или сторонниками иракского правительства, они подвергают «систематическим преследованиям, похищениям и убийствам». Не прекращаются репрессии в отношении этнических и религиозных общин. В конце июля – начале августа боевики устроили расправу над 2 тыс. человек в Мосуле. 200 человек было похищено джихадистами в провинции Анбар за участие в демонстрации протеста против действий ИГ.

Экстремисты из «Исламского государства» не прекращают уничтожать в Ираке культурные и религиозные ценности, дома, где проживают иракские христиане. С начала оккупации провинции Анбар джихадисты разрушили более 1,5 тыс. общеобразовательных школ.

21 августа Белый дом подтвердил, что в результате авиаудара США 18 августа на территории Ирака был уничтожен «человек номер два» в руководстве ИГ Фадхил Ахмад аль-Хайяли (Хаджи Мутаз). Он занимал должность «главного координатора», отвечавшего за транспортировку вооружений и взрывчатки, а также за перевозку грузов и людей между Ираком и Сирией. Ф.А.ль-Хайяли «поддерживал операции ИГ в обеих странах и руководил операциями ИГ в Ираке, где он играл важную роль в планировании действий на протяжении последних двух лет, включая наступление ИГ на Мосул в июне 2014года».

В прошедшем месяце в Ираке на высоком уровне сохранялась террористическая активность боевиков различных экстремистских группировок. Наиболее крупные теракты с большими человеческими жертвами были совершены 5, 6, 10, 13, 15 и 28 августа. Крупнейший теракт был совершен 13 августа в Багдаде, когда в результате мощного взрыва погибли 60 человек, а примерно 200 человек получили ранения.

В последнее время в Багдаде наблюдается увеличение числа вооруженных преступных группировок, участвующих в заказных убийствах, похищениях людей и вымогательстве.

По информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в августе в стране погибли 1325 человек, а 1811 человек получили ранения в результате террористических актов, насилия и вооруженных столкновений (в июле – погибло 1322 человека, а 2108 человек получили ранения). Число погибших мирных граждан составило 585 человек, а число раненых и пострадавших – 1103 человека (в июле — 817 убитых и 1578 раненых). Потери среди силовиков, включая курдских бойцов пешмерга, составили 740 человек убитыми и 708 – ранеными (в июле – 515 убитых и 530 раненых). Наибольшее число жертв среди гражданского населения по-прежнему приходится на Багдад и окрестности столицы – 318 убитых и 751 раненый (в июле – 335 убитых и 756 раненых). За столичным регионом следует провинция Дияла, где были убиты 108 человек (в июле – 170 человек). МООНСИ также сообщила, что в провинции Анбар, по ее информации, погибли 49 гражданских лиц, а ранения получили 148 человек (в июле — 147 убитых и 453 раненых). В то же время ооновские специалисты отдельно подчеркивают, что «данные, полученные от управления по делам здравоохранения провинции Анбар, могут не отражать полной картины из-за нестабильной ситуации на месте».

Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади издал 28 августа распоряжение силовикам допускать жителей в так называемую «зеленую зону» в центральной части Багдада, где расположены основные госучреждения и многие зарубежные дипмиссии. Х.аль-Абади также отдал распоряжение представителям различных политических блоков и проправительственных милиций освободить забаррикадированные ими улицы в различных городах страны.

Около 3,2 млн человек вынужденно покинули свои дома в Ираке, став внутренне перемещенными лицами (ВПЛ), за период с января 2014 года по 30 июля 2015 года. Об этом сообщила Международная организация по миграции. Подавляющее большинство этих людей — выходцы из трех провинций — Анбар (40%), Найнава (33%) и Салах-эд-Дин (14%). В общей сложности на эти провинции приходится 87% внутренне перемещенных лиц. Больше всего вынужденных переселенцев приняли провинции Анбар (18%), Багдад (17%), Дахук (13%) и Ат-Таамим (Киркук) – 13%. До 70% ВПЛ в настоящее время проживают в частных учреждениях, таких как арендуемое жилье, принимающие семьи и отели; еще 19% живут в немеблированных зданиях и религиозных местах, тогда как только 8% живут в специальных лагерях. В докладе отмечается, что насилие и вооруженный конфликт являются основными причинами перемещения людей в Ираке. Данные показывают, что 94% ВПЛ пытались вернуться домой, но не смогли из-за ситуации в области безопасности. Такой же процент ВПЛ, чувствует себя в безопасности в месте перемещения, в то время как 6% по-прежнему чувствуют себя неуверенно.

Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН 10 августа объявила о сокращении объемов помощи, предоставляемой жителям Ирака, из-за острой нехватки финансовых средств. Эти меры коснутся около 1 млн внутренне перемещенных лиц в стране. До конца года ВПП необходимо 78,1 млн долларов для продолжения оказания помощи в Ираке. На сегодняшний день организация получила лишь 61% из запрошенных ею средств. В общей сложности Всемирная продовольственная организация оказывает помощь примерно 1,8 млн иракцев в 18 провинциях страны. По данным ООН, число нуждающихся в гуманитарной помощи различного рода в стране превышает 8 млн человек.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в августе 2015 года продолжало характеризоваться повышенной сложностью и нестабильностью, что, в первую очередь, связано с продолжающимися военными действиями в различных регионах страны, главным образом в провинциях Анбар и Салах-эд-Дин.

Внутриполитическая ситуация в Ираке в августе 2015 года серьезно осложнилась в связи с массовыми несанкционированными протестными выступлениями населения в Багдаде и южных провинциях страны с преимущественно шиитским населением. Их участники выступали против повсеместной коррупции в стране, требовали увольнения коррумпированных чиновников и суда над ними, обвиняли власти в неспособности обеспечить людей электроэнергией, водой, газом, некоторыми видами продовольствия и нефтепродуктов, решить острые социальные проблемы. Власти же перебои в снабжении пытаются объяснить тяжелой внутренней обстановкой, вызванной боевыми действиями иракской армии с формированиями ИГ. В условиях нараставшего протестного движения, поддержанного шиитским духовенством во главе с Великим аятоллой А. с-Систани, премьер-министр Ирака Х.аль-Абади объявил о проведении крупных изменений в высших органах государственной власти, начале антикоррупционных расследований и проведении других реформ. В то же время меры, принятые Х.аль-Абади, вызвали недовольство среди ряда высших чиновников и политиков, пытающихся саботировать проводимые изменения, что привело к усилению политической борьбы в Ираке.

Первые демонстрации протеста прошли в Багдаде 31 июля и продолжились в начале августа в столице и провинциальных центрах на юге и в центральной части Ирака – Басре, Эн-Наджафе, Мутанне, Кербеле, Хиле, Эд-Дивании, а также в других городах. Демонстрация протеста прошла и в Сулеймании – административном центре одноименной провинции в Иракском Курдистане. Протесты приняли массовый характер. В них участвовали десятки тысяч человек. Требования манифестантов о борьбе с коррупцией 7 августа поддержал пользующийся большим влиянием в стране духовный лидер иракских шиитов А.ас-Систани. Он потребовал от руководства Ирака более решительных действий в проведении реформ, «ударить железным кулаком по тем, кто играется с деньгами народа». Отмечается, что поддержка народных протестов со стороны А.ас-Систани объясняется как стремлением действительно покончить с повсеместной коррупцией, которая угрожает существованию иракской государственности, так и желанием окончательно похоронить политическую карьеру бывшего главы правительства страны Н.аль-Малики.

По мнению некоторых политических наблюдателей, определенную роль в нынешних событиях в Ираке играет иранское вмешательство. В частности, об этом свидетельствует самое активное участие в акциях протеста сторонников движения «Ахрар» во главе с влиятельным радикальным шиитским лидером М.ас-Садром. Люди М.ас-Садра во многих случаях не только становились организаторами уличных манифестаций, но также не позволяли им «превратиться в неуправляемый бунт».

Под давлением усиливавшихся протестов и опираясь на поддержку высшего шиитского духовенства, премьер-министр Ирака Х.аль-Абади 8 августа объявил об упразднении в стране постов вице-президентов и вице-премьеров. Такой шаг, по его словам, позволит ограничить масштаб коррупции. Глава правительства также «призвал всех представителей высшего руководства, заместителей министров, советников и директоров отказаться от распределения постов по партийному и религиозному принципу». По мнению Х.аль-Абади, кандидаты на государственные посты должны отбираться на основе эффективности.

Напомним, что в Ираке в высших органах исполнительной власти и парламенте традиционно существовали квоты для представителей всех религиозных и национальных меньшинств страны. Так, правительство возглавляет мусульманин-шиит, спикером парламента назначают мусульманина-суннита, а должность президента остается за курдом.

По оценке экспертов, инициативы Х.аль-Абади «кладут конец системе, принятой после свержения Саддама Хусейна и призванной предоставить шиитской, суннитской и курдской общинам Ирака равное представительство в высших эшелонах власти». Как показала практика, «это привело к раздутию кадров и бюрократизации системы управления». По мнению премьера, глубочайший кризис, в котором сейчас оказалась страна, не в последнюю очередь вызван неэффективностью государственного аппарата, в которой, в свою очередь, виновата коррупция.

9 августа правительство Ирака единогласно проголосовало в поддержку реформ, предложенных Х.аль-Абади, а 11 августа Совет представителей единогласно проголосовал за реализацию реформ, представленных премьер-министром. Решением парламента было также сокращено количество министерств и урезаны государственные расходы. Кроме того, новые законы предусматривают реформу аппарата юстиции.

Х.аль-Абади отдал распоряжение «провести расследования старых и нынешних дел о коррупции под наблюдением антикоррупционного комитета, по принципу «откуда у вас это». Премьер-министр распорядился создать специальную государственную антикоррупционную комиссию и подготовить списки чиновников, подозреваемых в коррупции, хищениях общественного имущества и растратах государственных средств, чтобы затем передать их на рассмотрение в судебные инстанции». Всем лицам, занесенным в эти списки, будет запрещен выезд из страны до завершения судебных разбирательств.

После заявлений Х.аль-Абади генеральная прокуратура Ирака распорядилась создать специальную комиссию по расследованию коррупционных дел, к которым причастен один из заместителей премьера – Б.аль-Араджи.

Многие видные иракские политики признали правоту главы правительства. Так, один из вице-президентов А.Алауи назвал предложенные преобразования «последним шансом иракского народа». Спикер парламента С.аль-Джубури выступил 10 августа за отставку коррумпированных министров, заявив: «Мы попросили премьер-министра снять с должности глав ведомств, уличенных в коррупции, нарушениях и равнодушии». По словам С.аль-Джубури, парламент будет выбирать чиновников и учреждения для проведения проверки по вопросам возможных нарушений. Особо подчеркивалось, что «призыв ас-Систани к принятию храбрых решений стал отличным своевременным знаком поддержки. Это гарантировало премьеру иммунитет от любой возможной критики».

В то же время большая группа влиятельных политиков негативно восприняли объявленные Х.аль-Абади изменения. Так, вице-президенты У.ан-Нуджаифи (бывший спикер парламента) и Н.аль-Малики (бывший глава правительства) заявили, что решение о ликвидации их постов является «антиконституционным». Президент Ирака Ф.Маасум до сих пор не издал декрета о ликвидации постов вице-президентов. Он даже попросил сохранить один из них для Н.аль-Малики. Ф.Маасум 28 августа заявил, что проводимые в стране реформы должны реализоваться на основе действующей конституции Ирака и осудил решение Х.аль-Абади о ликвидации постов вице-президентов. Он призвал «защищать конституцию, … не пренебрегать ею и продолжать работать с нею». В ответ Х.аль-Абади заявил, что «реформы, за которые проголосовали кабинет и парламент, являются конституционными и правовыми, и я не отступлю от них».

Имеют место претензии представителей законодательной, судебной и исполнительной власти. Так, парламентская фракция шиитской организации «Бадр» (составляет основу коалиции «Национальный альянс») потребовала от Х.аль-Абади разъяснений, на каком основании лишились постов два министра, представлявших эту коалицию. Туркоманы протестовали против ликвидации министерства по правам человека, которое возглавлял единственный в правительстве представитель этого нацменьшинства. Вместе с тем, подчеркнем, что проведенные изменения не коснулись главного для Ирака вопроса – «справедливого раздела власти между шиитами и суннитами».

Отельную позицию по инициативам Х.аль-Абади занимают курды. Формально они их одобрили. В то же время «в Багдаде не могут не понимать, что курды преследуют собственные цели, главной из которых является создание собственного государства на населенных ими территориях Ирака, Сирии, Турции и Ирана. В этой связи сокращение секторальных квот может привести к еще большему обособлению Иракского Курдистана, который уже сейчас многие называют полунезависимым государством на севере Ирака».

12 августа Х.аль-Абади обвинил коррумпированных политиков в саботаже его плана реформирования органов власти, а также предупредил влиятельных лидеров шиитских милиций «не использовать своих вооруженных последователей» для достижения политических целей.

Тем временем 12-13 августа в южных и центральных провинциях Бабиль (Вавилон), Ди-Кар, Мутанна, Дивания и Басра вновь прошли массовые протестные демонстрации. В то же время 14 августа, несмотря на 50-градусную жару, жители ряда иракских городов вышли на демонстрации в поддержку курса, взятого главой кабинета министров. Со своей стороны, А.ас-Систани 14 августа приветствовал проводимые Х.аль-Абади меры по борьбе с коррупционерами и по реформированию органов государственной власти. При этом Великий аятолла призвал «делать больше», особенно в сфере юстиции. Он особо указал на необходимость практической реализации провозглашенных намерений «уже в ближайшем будущем». А.ас-Систани также подчеркнул необходимость «восстановить социальную справедливость на всех уровнях». 21 августа он возложил ответственность за нынешнее крайне тяжелое положение в Ираке на предыдущих руководителей страны. По словам духовного лидера, «многие из них не заботились о потребностях народа, уделяя главное внимание интересам собственным и стоящих за ними кланов и группировок». А.ас-Систани особо подчеркнул, что в случае провала реформ и разочарования населения в их результатах Ирак ждет неминуемый раскол.

Одним из первых ощутимых результатов объявленных реформ стала кампания показательных сокращений управленческого персонала. 16 августа Х.аль-Абади издал указ об упразднении ряда крупных государственных постов и слиянии нескольких министерств. Так, число членов Совета министров было сокращено с 33 до 22 человек. В первую очередь, указ коснулся трех постов вице-президентов (в отставку должны уйти Н.аль-Малики, У.анНуджаифи и А.Алауи) и трех заместителей премьера. Это известный политик, представитель радикального шиитского движения М.ас-Садра Б.аль-Араджи, основатель Иракского фронта за национальный диалог С.аль-Мутлак (суннит) и член Демократической партии Курдистана (ДПК) Р.Шавес. В указе подчеркивается, что ликвидированы посты государственных министров, министра по правам человека, по делам женщин и по делам провинций и парламента. В одно ведомство объединяются Министерство науки и технологии, Министерство высшего образования и научных исследований. К Минздраву будет присоединено Министерство по делам охраны окружающей среды, к Министерству жилищного строительства и ЖКХ — Министерство по делам муниципалитетов, а к Министерству туризма — Министерство культуры. Таким образом, Х.аль-Абади приступил к реализации предложенного им пакета реформ, одобренного правительством и парламентом.

16 августа парламентский антикоррупционный комитет передал в прокуратуру 93 дела. В этот же день в Багдаде было совершено покушение на главу этого комитета Т.аз-Зубааи.

18 августа было объявлено, что в правительстве Ирака упразднены должности советников министров, а число советников президента, премьер-министра и председателя парламента «не должно превышать пяти».

В августе были уволены десятки руководителей среднего звена, ликвидированы многие управленческие структуры. В то же время появились новые требования – «отставки губернаторов, министров, роспуска советов провинций и т. д., вплоть до отставки премьера и роспуска парламента».

27 августа иракский парламент одобрил закон о политических партиях и организациях. По этому документу было достигнуто согласие между различными парламентскими блоками. Закон, в частности, запрещает создавать партии судьям, членам избиркомов, правозащитникам и сотрудникам силовых структур.

Глава правительства 18 августа посетил Басру, где встретился с руководством этой провинции. Вместе с тем, Х.аль-Абади не стал встречаться с представителями манифестантов. В итоге же 19 августа в Басре прошли новые массовые демонстрации, участники которых требовали от премьер-министра решать в первую очередь их проблемы, а не вопросы, связанные с деятельностью иностранных нефтяных компаний.

В целом же «простой народ восторженно воспринял начавшиеся перемены». Однако после провозглашения главой правительства программы реформ лозунги демонстрантов «были уже иными: помимо требований улучшить условия жизни и предоставить работу люди требовали найти и покарать казнокрадов, положить конец кумовству, сменить потерявших доверие руководителей».

22 августа группы демонстрантов перекрыли дороги, ведущие в морской порт Умм-Каср, фактически блокировав его деятельность (через Умм-Каср в Ирак доставляется почти вся импортная пшеница и сырье для тяжелой промышленности). На такой шаг демонстранты пошли после того, как в Басре и провинции Бабиль антиправительственные акции были прекращены силовыми методами, а палаточный лагерь в Басре, устроенный активистами, разгромили «неизвестные лица», одетые в военную форму без опознавательных знаков. Однако на следующий день демонстранты освободили подъезды к Умм-Касру.

Здесь же отметим, что власти после начала массовых протестов неоднократно заявляли о конституционном праве граждан на проведение акций и шествий. Официально силовым структурам был отдан строгий приказ ни в коем случае не препятствовать «реализации гражданами своих законных прав» и, напротив, всемерно оберегать их от «провокаций и поползновений внешних сил».

28 августа в Багдаде, южных и центральных провинциях Бабиль, Эн-Наджаф, Ди-Кар, Дивания, Майсан, Васит и Басра прошли крупнейшие со времени начала протестных акций демонстрации. Также демонстрации прошли в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада и в южной части (освобожденной от боевиков ИГ) провинции Салах-эд-Дин севернее Багдада. Манифестанты протестовали против коррупции и плохой работы коммунальных и социальных служб. Незадолго до этих акций, 23 августа, радикальный шиитский лидер М.ас-Садр призвал своих сторонников присоединиться к демонстрантам. При этом М.ас-Садр пояснил, что выступления направлены против коррупции и коррупционеров в Ираке, а требования участников протестных акций должны быть едины, и сосредоточены на «широком реформировании госструктур, особенно судебных органов, отстранении коррупционеров от власти и предании их суду».

Осложнилась политическая ситуация в иракской курдской автономии, что связано с вопросом о правомочности продления мандата президента региона М.Барзани, который истек 20 августа. Консультативный совет автономии 17 августа принял решение о продлении на два года срока полномочий Барзани. Судебный совет Курдистана, высшая судебная власть в регионе, также продлил срок Барзани еще на два года с теми же полномочиями. В то же время против этого решения выступили такие влиятельные курдские партии как Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Движение за перемены («Горран»). При этом курдские партии согласились с призывом Барзани вернуться к переговорам касательно разрешения политического кризиса в Иракском Курдистане.

Вопрос президентства поляризовал политиков и население курдской автономии. Сторонники продления полномочий Барзани утверждают, что время войны с «Исламским государством» не подходит для проведения президентских выборов. Демократическая партия Курдистана, лидером которой является М.Барзани, считает, что смена руководителя региона в разгар войны с ИГ ослабит Курдистан. ДПК также выступает против решения этого вопроса в курдском парламенте, требуя проведения всеобщего голосования, которое практически гарантирует победу Барзани из-за его популярности. В то же время ПСК и «Горран» требуют решить вопрос о президентстве Барзани в курдском региональном парламенте. Они рассчитывают, что таким образом удастся передать пост президента кому-то из их представителей. В частности, в «Горране» утверждают, что спикер парламента (представитель этого движения) Ю.Мохаммед должен выступить в качестве исполняющего обязанности президента до тех пор, пока в автономии не наступит подходящее для выборов время.

Напомним, что в общей сложности М.Барзани находится на посту президента иракской курдской автономии с 2005 года, когда он был избран на этот пост парламентом. В 2009 году он вновь был избран президентом региона, но уже всеобщим народным голосованием. В 2013 году полномочия Барзани были продлены на 2 года (до 2015) парламентом курдской автономии.

30 августа пять основных партий Иракского Курдистана провели встречу за закрытыми дверями, обсудив варианты решения вопроса о перспективах продления срока президентства М.Барзани. Среди обсуждаемых вариантов были общественный референдум или решение вопроса в парламенте. Ожидается, что окончательное решение по вопросу о продлении мандата Барзани будет принято в начале сентября.

США заявили о том, что вопрос президентства в иракской курдской автономии является внутренним делом Курдистана, в которое они не намерены вмешиваться.

Серьезные разногласия по целому ряду финансовых и политических вопросов сохраняются между властями Иракского Курдистана и федеральным правительством в Багдаде.

В конце августа на рассмотрение иракского парламента был внесен законопроект, предлагающий создание в спорных районах, на которые претендуют Багдад и Эрбиль, специальных подразделений Национальной гвардии, причем они будут подчиняться командованию вооруженных сил Ирака. В ответ один из курдских парламентариев жестко заявил, что курдские депутаты будут выступать против любого решения, которое не отвечает интересам курдов, отвергают предложенный законопроект и «намерены не позволить иракской армии вернуться в эти районы».

По информации зарубежных СМИ, в последние месяцы основным поставщиком нефти в Израиль стала иракская курдская автономия. Причем за счет курдской нефти Израиль покрывает примерно 77% своих потребностей в этом виде сырья. Курдские власти же за счет доходов от продажи нефти финансируют свои вооруженные силы пешмерга. Помимо израильских компаний, значительные объемы курдской нефти покупают также Италия, Франция и Греция. Со своей стороны, Министерство нефти Ирака объявило о том, что оно планирует расследовать торговлю нефтью между курдской автономией и Израилем. Официально Израиль числится в Багдаде как «вражеское государство», не имеющее права на экономические отношения с Ираком.

Тяжелое экономическое положение в Ираке осложняется «креативными» действиями чиновников. Так, в интересах пополнения казны было принято радикальное решение: под предлогом защиты местного производителя власти резко усилили фискальное давление и ввели новые налоги и сборы (например, на операторов мобильной связи – 20% за каждую операцию). Также были введены дополнительные таможенные пошлины на импорт – от 5 до 30% в зависимости от категории товара. Вершиной чиновничьего «творчества» «стала инициатива введения двухсотпроцентной пошлины на ввоз кондиционеров – пока жарко».

В ответ коммерсанты 6 августа остановили импорт через погранпереходы на границе с Ираном и Кувейтом в провинции Басра. Через них и порт Умм-Каср в Ирак ввозится до 75% товаров. В результате на границе скопились тысячи многотонных автопоездов. Местные власти «взбунтовались и отказались исполнять указания о введении повышенных налоговых ставок и в ультимативной форме потребовали того же от таможенников. Вышли на улицы сторонники предоставления провинции Басра статуса автономии». В этой ситуации Х.аль-Абади дал указание руководителю таможенной службы отложить исполнение новых тарифов.

Таким образом, в августе 2015 года внутриполитическая обстановка в Ираке серьезно обострилась. Массовые протесты населения против коррупции и провальной политики властей, поддержанные шиитским духовенством, подтолкнули премьер-министра страны Х.аль-Абади к проведению крупных изменений в высших органах власти. В то же время часть видных иракских политиков и государственных деятелей выступила против мер, принятых главой правительства, что внесло дополнительную напряженность в ситуацию в стране.

В августе 2015 года правительство Ирака и власти иракской курдской автономии в своей внешнеполитической деятельности продолжали курс на получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, главным образом военно-технической и военной, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства» и улучшения экономической и социальной ситуации в стране. Повышенное внимание в Багдаде уделяли отношениям с соседними государствами. Активные контакты поддерживались с Соединенными Штатами.

Премьер-министр Ирака Х.аль-Абади в августе отменил свой визит в Китай «в связи с необходимостью завершить широкомасштабные реформы», а также «из-за проведения иракской армией операции по освобождению провинции Анбар и других операций» против боевиков ИГ.

12 августа начальник штаба армии США генерал Р.Одьерно положительно высказался по вопросу о возможном разделе Ирака на несколько государств. В ответ 13 августа пресс-офис Х.аль-Абади выразил «недоумение» в связи с данным заявлением американского военачальника.

В свою очередь, 25 августа недавно назначенный председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Дж.Данфорд, выступая на слушаниях в американском Конгрессе, сказал: «Честно говоря, я думаю, что курды и шииты более обустроены в экономическом и ресурсном плане, кроме того – у них хорошие, перспективные системы управления, что позволяет им построить свои отдельные государства, чего я не могу сказать о суннитах».

18 августа министр иностранных дел Ирана М.Д.Зариф заявил на встрече с находившимся в Тегеране с визитом председателем шиитского Высшего исламского совета Ирака А.аль-Хакимом, что ИРИ поддерживает борьбу Ирака с «Исламским государством», которое стремится дестабилизировать обстановку в стране и подорвать единство иракского народа. В свою очередь, А.аль-Хаким отметил, что «весь иракский народ, мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты, а также христиане объединены для противостояния угрозам ИГ».

Москва считает необходимым «сформировать коалицию единомышленников, в том числе из тех, кто «на земле» с оружием в руках противостоит террористической угрозе». «А это включает сирийскую и иракскую армии, и курдов», заявил 3 августа министр иностранных дел России С. авров. Он пояснил, что в этом заключается позиция президента России В.Путина.

Россия категорически против раскола Ирака и выступает за то, чтобы судьба страны определялась самими иракцами, заявил 24 августа С.Лавров. «Мы выступаем за то, чтобы все иракцы — сунниты, шииты, курды — сами договаривались о том, как им жить… Мы никогда не будем занимать позицию, которую недавно без всякого стеснения озвучил Байден (вице-президент США, — авт.), который прямо сказал, что Ирак нужно расколоть на суннитскую, шиитскую части и курдам отдать то, что они хотят».

Активную внешнеполитическую деятельность ведет руководство иракской курдской автономии. 23 августа в столице автономии Эрбиле был открыт офис Евросоюза. Это произошло после длительного процесса переговоров и подготовки документации МИДом Ирака. На сегодняшний день в Иракском Курдистане находятся представительства 33 стран мира, в том числе, пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. По оценке экспертов, «открытие представительства ЕС в Эрбиле стало очередным свидетельством того, что правительство Региона Курдистан неуклонно стремится повышать уровень международного сотрудничества автономии, вне зависимости от позиции Багдада».

Таким образом, в августе 2015 года военно-политическая обстановка в Ираке серьезно обострилась, в стране усилилась напряженность и нестабильность. Во многих городах Ирака, преимущественно в центральных и южных провинциях, прошли массовые акции протеста населения против тотальной коррупции и неспособности властей обеспечить нормальную жизнь людей. Протесты были поддержаны шиитским духовенством. В результате премьер-министр Ирака Х.аль-Абади объявил и частично начал проводить некоторые реформы, затронувшие, прежде всего, органы государственной власти. Была провозглашена жесткая борьба по искоренению коррупции. В то же время ряд видных иракских политиков негативно отнеслись к начавшимся реформам, что обострило политическую борьбу в стране. Осложнилась политическая ситуация и в иракской курдской автономии, что связано с нерешенностью вопроса о продлении мандата нынешнего президента региона М.Барзани. Военная обстановка и положение дел в сфере безопасности в минувшем месяце существенным образом не изменились. Наиболее интенсивные бои между иракскими правительственными силами и боевиками ИГ по-прежнему велись в западной провинции Анбар. Действия иракских военных и курдских сил пешмерга активно поддерживала авиация международной коалиции во главе с США.

52.46MB | MySQL:103 | 0,494sec