Пакистан предпринимает усилия по преодолению раскола Движения «Талибан»

Межведомственная разведка Пакистана (ISI) в настоящее время предпринимает титанические усилия по объединению различных фракций Движения «Талибан» (ДТ) с целью преодоления раскола, возникшего после официального объявления о смерти основателя организации — муллы Омара. Напомним, что после официального подтверждения смерти муллы, которая случилась еще в 2013 году, в ДТ начался раскол в верхушке, который по большому счету обусловлен борьбой за власть между его родственниками и ставленником Исламабада в лице руководителя политического крыла муллы Мансура. На прошлой неделе пришли новости о том, что брат муллы Омара «присягнул» на верность «Исламскому государству» (ИГ), а сторонники этой организации начали чуть не рыть подземные тюрьмы для своих оппонентов в Кандагаре. Вообще жупел расползания ИГ по Афганистану активно эксплуатируется западными аналитиками, что, по нашей оценке, является очень прямолинейными рассуждениями. Повторим наш главный тезис в этой связи — никаких условий возникновения чисто арабско-суннитского (еще и иракского) феномена в лице ИГ в Афганистане просто нет. Эксплуатация афганскими полевыми командирами этого раскрученного «бренда» в данном конкретном случае необходимо рассматривать исключительно в связи с межвидовой борьбой. Пакистанцы в этой ситуации стараются преодолеть раскол в рамках своей главной миссии на сегодняшний день — выход на полномасштабный мирное соглашение между Кабулом и талибами, которое бы позволило инкорпорировать их во властные структуры Афганистана. Генеральная цель — примирение страны с целью создания оптимальных условий для реализации глобальных планов Исламабада совместно с Пекином по строительству серьезного логистического и торгового хаба, который бы связал внутренний Китай с морскими портами Пакистана. Эта миссия сейчас под серьезной угрозой: Кабул открыто обвиняет Исламабад в не способности управлять ДТ, в связи с чем прервал все контакты с талибами. Пакистанцы в данном случае используют «кнут и пряник». С одной стороны в конце августа — начале сентября прошли серьезные военные операции по нейтрализации «несговорчивых» талибов, с другой — старается перекупить их значительную часть.

В частности, по данным афганской спецслужбы National Directorate of Security (NDS), оперативники ISI находятся сейчас в тесном контакте с влиятельным религиозным лидером Мауланой Сами Уль Хаком, который считается одним из «крестных отцов» Движения «Талибан». Он должен стать главным переговорщиком между различными фракциями талибов с целью убедить их признать главой движения Актара Мансура, который последние пять лет был заместителем муллы Омара. А.Мансур с 1996 года является агентом ISI еще с времен, когда он был министром гражданской авиации и транспорта в правительстве талибов. Главным силовым союзником Мансура сейчас выступает «сеть Хаккани», которая после смерти своего лидера, фактически полностью перешла на довольствие пакистанских спецслужб. Если еще точнее — эта связь, о которой уже давно уверенно говорили в ЦРУ США, стала абсолютно прозрачной. Авторитет и сила организации уже явна не та, как ранее, но нынешний лидер Сараджуддин Хаккани пользуется определенным влиянием среди молодого крыла талибов. Еще одним  «лоббистом» идеи главенства Мансура стал лидер «Аль-Каиды» А.аз-Завахири, который также по просьбе пакистанцев активно включился в эту посредническую деятельность. Эти два момента четко доказывает то, о чем аналитики говорили уже давно: пакистанская разведслужба давно и плодотворного сотрудничает как с талибами, так и с руководством «Аль-Каиды». Теперь эта связь стала очевидной, но Исламабаду не до зашифровок. Проект «Талибан», который, собственно, и затевался по большому счету для создания мощного аппарата влияния Пакистана в соседнем Афганистане, может превратиться в «неуправляемого джина».

На настоящий момент Мансуру противостоят две серьезные фигуры в ДТ. Это, прежде всего, сын муллы Омара Мохаммад Якуб, который имеет серьезные позиции не только среди членов движения, но и в законодательном органе «Талибана» — шуре. Вместе со своим братом Абдул Мананом пользуется поддержкой советника Омара Мохаммада Срура, а также двух членов шуры Хасана Рахмани и Абдул Манана Ниязи. Еще одна фракция — уже бывший глава военного крыла Абдул Кайюм Закир, которого поддерживают ряд влиятельных полевых командиров. Несмотря на его сложные отношения с Якубом, он готов пойти с ним на временный союз с целью препятствования прихода Мансура к власти.

По нашей оценке, существует фракция еще и так называемых «афганских сторонников ИГ». Они сравнительно быстро усиливаются, прежде всего, в провинциях Гильменд и Кандагар, а также части провинции Нангархар. Несмотря на то, что не без наводки пакистанцев американцам с помощью ударов беспилотников удалось ликвидировать двух лидеров этой фракции Абдул Раута Ализу и Хафиза Саида Хана, число «сторонников ИГ» растет. Отмечено, что к ним недавно присоединились несколько десятков членов из пакистанской организации «Лашкар е Тойба» и Исламского движения Узбекистана”(ИДУ). Это выглядит довольно любопытно, поскольку обе эти группировки находятся под плотным контролем пакистанцев. Не исключаем в этой связи, что таким образом происходит размывание несговорчивой части талибов и создание в их рядах своеобразного «троянского коня». В противном случае речь идет о фрагментации талибов и очень малой степени влияния Исламабада на эти процессы. Последнее было бы крайне негативным моментом для развития ситуации в Афганистане в среднесрочной перспективе.

Но повторим, что корень этого явления не в экспансии иракского ИГ в Афганистан, а в недовольстве местных племен отсутствием своих представителей в высших органах управления Движения «Талибан». Это движение было во многом искусственным детищем пакистанских спецслужб и нынешняя борьба за власть в его верхушке, в общем-то, закономерна. Ни одна спецслужба не сможет сколь долгое время управлять таким монстром, и выход отдельных группировок из-под контроля был предсказуемым явлением. Именно по этой причине Исламабад долгое время скрывал смерть муллы Омара, который выступал своеобразной стабилизирующей и объединяющей силой.

52.1MB | MySQL:103 | 0,663sec