Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили на сирийском направлении. В частности, важные изменения отмечены в позиции США по отношению к президенту САР Б. Асаду. Ранее в Вашингтоне постоянно настаивали на его незамедлительном и безусловном уходе с поста главы государства. В то же время в заявлении от 19 сентября глава американской дипломатии Дж. Керри отметил, что сроки ухода Асада из власти следует решить посредством переговорного процесса. Также на минувшей неделе главы оборонных ведомств России и США С. Шойгу и Э. Картер в ходе телефонного разговора впервые подробно обсудили ситуацию в Сирии.
Тем временем в самой Сирии продолжаются боевые действия проправительственных сил против формирований различных, преимущественно экстремистских, вооруженных группировок. На прошедшей неделе наиболее масштабные и интенсивные бои велись в районе Дамаска, а также на северо-западе страны в провинциях Идлиб, Алеппо и Латакия. Отмечается усиление активности сирийской авиации, наносившей удары по целям противника в районе Пальмиры и Эль-Карьятейн в центре страны, в провинциях Ракка, Дейр-эз-Зор и Хасеке на северо-востоке и в ряде других мест. Отметим, что усиление действий ВВС САР происходило на фоне сокращения числа воздушных ударов, наносимых по целям «Исламского государства» (ИГ) на территории Сирии авиацией США и их союзников.
20 сентября в городах Забадани и Мадая у границы с Ливаном вступило в силу очередное (третье по счету) перемирие, заключенное армией Сирии и силами ливанской «Хизбаллы» с боевиками экстремистских группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джабхат ан-нусра». Военные действия здесь должны быть остановлены одновременно с атаками бандформирований на два шиитских городка Эль-Фуа и Кефрая, окруженных боевиками в провинции Идлиб.
Президент России В. Путин 15 сентября назвал ситуацию вокруг Сирии очень серьезной, отметив, что ИГ контролирует значительные территории этой страны и Ирака. К тому же «террористы публично говорят о том, что замахиваются на Мекку, на Медину, на Иерусалим, в их планах распространение активности на Европу, Россию, Центральную и Юго-Восточную Азию — нас беспокоит это». В этой связи В. Путин призвал объединить усилия властей в лице приверженцев Асада и оппозиции в борьбе с терроризмом. По мнению президента, усилия России в Сирии дают позитивный результат – во всяком случае, не они спровоцировали поток беженцев, которые «бегут от зверств террористов». По оценке В. Путина, «если бы Россия не поддерживала Сирию, то ситуация в этой стране была бы еще хуже, чем в Ливии, а поток беженцев был бы еще больше».
Со своей стороны, президент САР Б. Асад 15 сентября вновь призвал страны Европы прекратить поддерживать террористов, «если они хотят решить проблему беженцев». Одновременно Асад выступил за консолидацию политических сил Сирии «как внутри правительства, так и вне власти» «вокруг требований сирийского народа», выступающего за безопасность и стабильность «для всех и каждого».
18 сентября министры обороны России и США С. Шойгу и Э. Картер впервые обсудили по телефону ситуацию в Сирии и «необходимость координации двусторонних и многосторонних усилий по противодействию международному терроризму. Ход разговора показал, что по большинству рассматриваемых вопросов мнения сторон близки или совпадают». Министры условились продолжить обсуждение механизмов прекращения конфликта в Сирии и кампании по борьбе с ИГ, а также договорились выработать механизмы, которые не позволят западной антитеррористической коалиции столкнуться с военными РФ.
Пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил 18 сентября, что Россия рассмотрит просьбу Сирии об отправке в эту страну своих войск, если такое обращение поступит.
19-20 сентября госсекретарь США Дж. Керри сделал ряд важных заявлений по Сирии. Так, по его словам, Россия и Иран могут поспособствовать тому, чтобы Асад принял участие в переговорах по мирному урегулированию в Сирии. И хотя Асад должен покинуть пост президента САР, но сроки его ухода из власти следует решить посредством переговорного процесса. При этом Асад «не может привести Сирию к мирному урегулированию». Керри подчеркнул, что в настоящее время существует «срочная необходимость» для объединения усилий разных стран в целях урегулирования конфликта. При этом, как утверждал госсекретарь, США «совершенно точно» будут приветствовать любую помощь России в борьбе против ИГ. Более того, участие в борьбе с ИГ является, по словам Керри, «обязанностью» России. Столь заметные подвижки в американской позиции по отношению к Асаду и роли РФ в Сирии политические наблюдатели связывают с усилившейся в последнее время активностью Москвы на сирийском направлении.
На переговорах по политическому урегулированию конфликта в Ливии, проходящими в Схирате (Марокко) при посредничестве спецпредставителя генсека ООН в Ливии, главы Миссии ООН по поддержке в Ливии Б. Леона, 18 сентября были достигнуты договоренности по ряду важных вопросов. Как подчеркнули делегации ведущих политических сил страны – международно признанного временного ливийского правительства, находящегося в Тобруке, и происламистского Всеобщего национального конгресса (бывшего временного парламента), контролирующего Триполи, — эти договоренности призваны «внести вклад в процесс выхода из кризиса и открыть новый этап» в процессе урегулирования в Ливии. Сообщается, что речь, в частности, идет об «определении временного места для проведения сессий парламента Ливии, пересмотра устава парламента, формирования парламентских комиссий, а также улучшения законодательной деятельности». Вместе с тем, как заявил Б. Леон, текст соглашения о прекращении конфронтации «пока не готов и не лежит на столе». Более того, многие эксперты ставят под сомнение прочность соглашения между двумя ливийскими правительствами, подчеркивая, что его будущее зависит от дальнейшей активности радикальных исламистов в стране, а также наличия или отсутствия помощи ос стороны западных государств. В качестве причин недолговечности соглашения называются и личные амбиции ливийских политиков, и фактическое разделение страны «даже не на два правительства, а на большее количество кусочков», которые «не подчиняются ни тому, ни другому правительству».
Тем временем 19 сентября Бенгази — крупнейший город на востоке Ливии – был подвергнут бомбардировке с воздуха. Как подчеркнули в Миссии ООН, «время, выбранное для нанесения ударов, явно свидетельствует о том, что они явно нацелены на подрыв продолжающихся усилий по прекращению конфликта». В этот же день командующий ливийской правительственной армией генерал Х. Хафтар объявил о начале операции против сил вооруженных радикальных группировок в Бенгази, в том числе сторонников ИГ. 20 сентября ливийские ВВС нанесли повторные удары по позициям исламистов в Бенгази, после чего военные атаковали позиции боевиков ИГ.
Напряженная обстановка сохраняется в Йемене. Военные формирования, лояльные президенту страны А. М. Хади, при поддержке войск арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией медленно продвигались в восточной провинции Мариб, вытесняя из нее отряды шиитских мятежников-хоуситов и армейские части, сохранившие верность бывшему президенту Йемена А. А. Салеху. После ракетного удара, нанесенного 4 сентября сторонниками Салеха и приведшего к большим потерям у аравийских союзников Хади, в провинции Мариб были размещены саудовские ЗРК «Пэтриот». На всем протяжении минувшей недели самолеты ВВС КСА и других аравийских монархий наносили удары по столице Йемена Сане и другим городам, находящимся под контролем хоуситов. В ответ хоуситы подвергли артиллерийским обстрелам приграничные саудовские провинции Джизан и Наджран.
16 сентября йеменское правительство объявило о переносе своей штаб-квартиры из Эр-Рияда во «временную столицу» страны — Аден. В город прибыли премьер-министр Йемена Х. Бахах и ряд министров. Сообщается, что в скором времени в Аден должен вернуться президент А. М. Хади.
В восточных и юго-восточных провинциях Турции боевики сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) не прекращают нападения на турецких военнослужащих и полицейских. Армия и полиция проводят спецоперации против сил противника. Турецкие ВВС наносят удары с воздуха по объектам боевиков как на территории своей страны, так и в Северном Ираке. Марш за единство нации и против террора прошел 17 сентября в Анкаре. В нем приняли участие десятки тысяч человек. Мероприятие было организовано общественными организациями и профсоюзами страны. 20 сентября в Стамбуле прошел массовый митинг «Миллионы одним голосом против террора». В нем приняли участие президент Турции Р. Т. Эрдоган и глава правительства А. Давутоглу. В то же время командование силами РПК сообщило, что исключает одностороннее прекращение насилия, обвинив турецкие власти «в намеренном развязывании войны в погоне за голосами избирателей».
Напряженная ситуация сохраняется в районе Храмовой горы в Иерусалиме, где с 13 сентября происходят столкновения между израильской полицией и радикально настроенной палестинской молодежью. Палестинцы обвиняют израильские власти в намерении пересмотреть статус-кво Храмовой горы, где расположена Аль-Акса, третья по значимости святыня ислама, и запрещены немусульманские богослужения. В Израиле эти обвинения отвергают, но регулярно проводят на горе полицейские рейды, объясняя их необходимостью защиты экскурсантов-евреев. Свои протесты против действий Израиля на Храмовой горе заявили король Саудовской Аравии Сальман, президент Египта А. Ф. ас-Сиси, король Иордании Абдалла II, руководство Палестинской национальной администрации. Арабские лидеры обвинили израильское руководство в искусственном создании напряженности вокруг мечети Аль-Акса. В принятом 17 сентября документе Совбез ООН выразил серьезную озабоченность «накалом обстановки в Иерусалиме», а также «призвал к немедленному прекращению насилия» и принятию «всех надлежащих шагов», которые позволят избежать провокаций и вернуть ситуацию в нормальное русло, что будет способствовать примирению между израильтянами и палестинцами.
В столице Ливана Бейруте 16 сентября прошел второй раунд межливанского диалога. В нем участвовали 15 политиков, представляющих основные депутатские фракции ливанского парламента и премьер-министр страны Т. Салям. Итоги встречи показали, что как и в ходе первого раунда, прошедшего 9 сентября, между ливанскими политиками «сохраняются глубокие разногласия и преодолеть их будет нелегко, учитывая продолжающийся конфликт в Сирии». Речь идет о таких вопросах как налаживание работы органов исполнительной и законодательной власти, достижение договоренности о консенсусной фигуре, которая будет выдвинута на пост президента страны, и организация всеобщих выборов. Диалог прошел на фоне уличных демонстраций, которые продолжаются в центре Бейрута с 22 августа. При этом активисты гражданских обществ и молодежных ассоциаций во многом заменили социальные лозунги политическими, потребовав «ухода со сцены правящего политического класса», обвинив министров и депутатов в коррупции. Объявлено, что третий раунд диалога должен пройти 22 сентября.
Новое правительство Египта во главе с Шерифом Исмаилом 19 сентября принесло присягу перед президентом страны А. Ф. ас-Сиси. В обновленном кабинете свои посты сохранили 17 из 33 министров, в том числе министры внутренних дел, обороны и финансов.
На минувшей неделе республиканской оппозиции в сенате Конгресса США в очередной раз не удалось провести резолюции, которые не позволили бы Вашингтону выполнить свою часть соглашения по ядерной программе Ирана. Члены Демократической партии заблокировали данные документы.
Гендиректор МАГАТЭ Ю. Амано, находившийся 20 сентября в Иране, посетил военный объект Парчин, куда иранцы долгое время не допускали инспекторов агентства для проведения проверок. В Тегеране Амано обсудил с иранскими руководителями вопросы «верификации и мониторинга», связанные с ядерной деятельностью ИРИ.
Приложение
О состоянии военно-морских сил Турции
Военно-морские силы Турции (50 тыс. человек) являются самостоятельным видом национальных ВС и предназначены для решения следующих основных задач:
— ведения боевых действий на морских театрах военных действий с целью уничтожения группировок противника в море и базах, нарушение его коммуникаций (как самостоятельно, так и в составе группировок объединенных ВМС НАТО);
— защиты собственных морских коммуникаций (до 90% внешней торговли страны осуществляется морем);
— содействия сухопутным войскам в операциях на приморских направлениях; высадки морских десантов и отражения десантов противника;
— обеспечения охраны и обороны морских портов; участия в операциях по противодействию терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, контрабанды, а также в борьбе с браконьерством и незаконной миграцией;
— участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях или проведению их самостоятельно.
Организационно ВМС состоят из четырех командований: военно-морского флота, Северной и Южной военно-морских зон, учебного. Зона ответственности командования Северной военно-морской зоны (штаб в Стамбуле) включает в себя Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы, районы Черного моря вдоль побережья Турции. Она разделена на четыре военно-морских района: Босфорский, Дарданельский, Черноморский и Мраморного моря. В зону ответственности командования Южной морской зоны (Измир) входят районы у берегов Турции в Эгейском и Средиземном морях. Зона разделена на два района: Средиземноморский и Эгейский. Высшим соединением турецких ВМС является флотилия однородных сил (подводных, надводных, амфибийно-десантных, минно-тральных кораблей, ракетных и патрульных катеров). Каждая флотилия состоит из 2-5 дивизионов кораблей (катеров). Кроме того, имеются дивизионы вспомогательных судов, группа разведывательных кораблей, база морской авиации и кораблестроительный завод.
Командующий ВМС подчинен непосредственно начальнику генштаба ВС Турции. Штаб военно-морских сил находится в Анкаре. Турецкий флот имеет разветвленную систему базирования. Главная военно-морская база (ВМБ) – Гельджюк (Мраморное море), наиболее крупные ВМБ – Стамбул, Эрегли (Черное море), Измир (Эгейское море), Мерсин и Искандерун (обе на Средиземном море). В оперативном подчинении командующего ВМС находится береговая охрана (2,1 тыс. человек, более 80 патрульных катеров, 3 базовых патрульных самолета и 8 вертолетов).
Корабельный состав флота представлен 67 боевыми кораблями, 87 боевыми катерами и примерно 80 вспомогательными судами. Большая часть боевых кораблей, в том числе все подводные лодки, построена за рубежом – в США, Германии и Франции.
Морская авиация имеет на вооружении 19 базовых противолодочных, патрульных и транспортных самолетов, 23 противолодочных и 29 поисково-спасательных вертолетов. Турецкая морская авиация не имеет на вооружении ударных самолетов. Для действий в интересах флота выделяются авиационные подразделения из состава ВВС. Регулярно проводятся учения и другие мероприятия по отработке взаимодействия сил флота и ВВС.
Морская пехота (6,6 тыс. чел.) представлена бригадой и двумя отрядами боевых пловцов. Силы береговой обороны (6,3 тыс. человек) включают в себя 3 батареи противокорабельных ракет (ПКР) «Пингвин» (2) и «Гарпун» (1), 9 артиллерийских и 7 зенитных артиллерийских дивизионов.
Ударную силу ВМС Турции составляют фрегаты (22), подводные лодки (14, все неатомные, 8 пр. 209 оснащены ПКР «Гарпун») и ракетные катера (31). Главным оружием фрегатов являются ПКР «Гарпун», зенитные и противолодочные ракетные комплексы. Кроме того, в составе ВМС имеется 2 корвета, 25 минных тральщиков, 4 танко-десантных корабля, 33 сторожевых и 23 десантных катера. По своим боевым возможностям турецкие подводные лодки уступают израильским, которые оснащены крылатыми ракетами дальнего действия, способными поражать наземные цели.
Характерной чертой турецких ВМС является постоянное наращивание и совершенствование их возможностей. Основными направлениями развития ВМС определены: постепенное сокращение корабельного состава в рамках его кардинального обновления, повышение возможностей флота по маневрированию, противоминной, противолодочной и противовоздушной обороне, обеспечение эффективного контроля надводной и подводной обстановки, совершенствование тактики боевого применения сил флота, морской авиации и морской пехоты, совершенствование системы материально-технического обеспечения ВМС.
Техническая модернизация ВМС осуществляется в рамках перспективного плана модернизации турецких ВС «Стратегия и политика в военно-промышленной отрасли на период до 2020-2025гг.» и десятилетней программы закупки вооружения и военной техники, которая корректируется каждые два года. В ближайшие годы планируется заменить или модернизировать большинство кораблей и судов. Предусматривается постепенный отход от заказов на строительство за рубежом боевых кораблей и импорта корабельных систем. Отметим, что Турция на сегодняшний день располагает развитой судостроительной промышленностью, но отдельные корабли строятся за рубежом. Помощь в проектировании, постройке, техническом оснащении и вооружении кораблей и катеров оказывают главным образом Германия, Швеция, Норвегия, США и Южная Корея. Турецкие судостроители реализуют совместные проекты, в рамках которых головной корабль определенного типа строится за рубежом, а остальные – по лицензии в Турции.
Планом модернизации ВМС до 2017г. предусматривается продолжить реализацию программы постройки 10 корветов типа «Хеббелиада» с использованием технологий «стелс» в конструкции корпуса, завершить разработку проекта национального фрегата УРО ТF-2000 (планируется построить шесть кораблей), продолжить совместный турецко-германский проект по постройке шести подводных лодок пр. U-214, завершить программу постройки 16 патрульных катеров типа «Тузла» и двух танко-десантных кораблей. Будет происходить обновление и наращивание парка самолетов и вертолетов морской авиации. Повышенное внимание уделяется созданию отвечающих современным требованиям систем управления силами флота и оружием, особенно тех, которые позволяют эффективно противостоять ассиметричным угрозам (системы раннего обнаружения и предупреждения, системы контроля морских границ и др.). Разрабатываются новые образцы вооружения для кораблей и катеров.
В то же время экономические проблемы и финансовые трудности, испытываемые Турцией в последнее время, могут осложнить реализацию программ развития и усиления национальных ВМС.
ВМС Турции принимают участие в коалиционных военных (в рамках НАТО), миротворческих и гуманитарных операциях, являются постоянными участниками военно-морских учений НАТО в средиземноморском бассейне и Черном море. Кроме того, турецкие корабли задействуются в операции НАТО в Средиземном море и Гибралтарском проливе по защите судоходства от террористов, борьбе с наркоторговлей и незаконным оборотом оружия. С 2006г. флот обеспечивает безопасность транспортировки нефти из трубопровода Баку — Тбилиси – Джейхан в Средиземном море. Особое внимание командование ВМС уделяет охране и обороне проливной зоны Босфор — Дарданеллы.
По информации СМИ, в 2011г. турецкое правительство одобрило новую национальную военно-морскую стратегию, получившую название «Операция Барбаросса – Эгейский щит» (названа в честь османского адмирала-корсара XVI в. Хайреддина Барбароссы). Принятие этого документа связывают главным образом с амбициозными планами руководства страны по превращению Турции в региональную сверхдержаву и намерениями Анкары не допустить работ по разведке и последующей разработке месторождений природного газа на кипрском шельфе в пределах исключительной экономической зоны Республики Кипр. Новая военно-морская стратегия предусматривает значительное расширение операционной зоны национальных ВМС в целом. Так, турецкие боевые корабли и суда обеспечения будут направляться для несения постоянного боевого дежурства в Адриатическое и Красное моря, а также в Индийский океан.
Таким образом, военно-морские силы Турции представляют собой хорошо сбалансированную ударную силу, технически хорошо оснащенный, динамично развивающийся вид вооруженных сил, способный решать задачи как самостоятельно, так и в составе объединенных ВМС НАТО в бассейне Средиземного и Черного морей.