Встреча В.В.Путина и Б.Нетаньяху в контексте интереса сторон к сирийскому кризису

21 сентября 2015 г. в Москве состоялась встреча премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху и президента России В.В.Путина. Надо отметить, что важность этих переговоров глава израильского правительства стал подчеркивать еще за неделю до своей поездки в российскую столицу. Так, согласно информации, опубликованной МИД страны 16 сентября 2015 г., в качестве основной темы беседы было обозначено военное присутствие России в Сирии. Во время встречи Б.Нетаньяху намеревался рассказать об опасностях, которые грозят Израилю в свете появления в зоне конфликта новых вооружений и возможности их перехода в руки террористических организаций региона, включая «Хизбаллу»[i]. Сложившаяся ситуация, а также быстрота принятия решения о необходимости переговоров с российским президентом во многом напомнили аналогичные события 2013 г. Тогда Б.Нетаньяху, обеспокоенный возможностью продажи российского ЗРК C-300 Сирии, в спешном порядке отправился в летнюю резиденцию В.В.Путина. Данная проблематика показалась израильскому премьеру столь важной, что он отодвинул на второй план вопросы бюджета страны. А вот российские мотивы в данном случае, по мнению экспертов, сводились к стремлению таким способом включиться в разработку израильского газа на месторождении «Левиафан» или получить дополнительные политические очки за счет активизации палестино-израильских переговоров.

В нынешней ситуации также имели место весьма серьезные опасения израильской стороны, которые, пожалуй, и стали  главным мотивом состоявшихся переговоров. Стремление понять, какие именно шаги планирует предпринять Россия и каковы будут их последствия для израильской безопасности, побудили включить в делегацию, сопровождавшую главу правительства в поездке в Москву, представителей оборонных кругов, в числе которых был начальник генерального штаба АОИ, генерал-лейтенант Г.Айзенкот.  Впрочем, несмотря на явно повышенный интерес к проблеме, власти Израиля стремятся своей реакцией не спровоцировать обострения российско-израильских отношений. К примеру, судя из комментариев министра обороны М.Яалона, сделанных им в последние несколько недель для СМИ, в качестве основной причины побудившей Россию к данному шагу он обозначил желание обезопасить собственные интересы, связанные с пунктом материально-технического обеспечения российского ВМФ  в Тартусе.

Общий тон состоявшейся встречи оказался весьма доброжелательным[ii]. В.В.Путин поздравил израильтян с наступившим новым годом по еврейскому календарю, а также высказал традиционное пожелание в Йом Киппур «хорошей записи в книге жизни». Перейдя к обсуждению ближневосточной проблематики, стороны оказались сдержаны. Суммируя свои точки зрения на происходящее в регионе в целом и зоне сирийского конфликта в частности, они фактически остались при своих взглядах. Так, Б.Нетаньяху охарактеризовал как «сложную» обстановку на северных границах Израиля, а также уже традиционно рассказал о связях Ирана и «Хизбаллы». Кроме того, глава израильского правительства назвал «вторым террористическим фронтом» ситуацию на Голанских высотах. В.В.Путин, в свою очередь, заявил, что обстрелы израильской территории ведутся из оружия «кустарного производства», чем попытался оправдать увеличение количества вооружения в зоне конфликта. Также он отметил слабость сирийской армии, не позволяющую ей действовать на двух фронтах. Пожалуй, единственной точкой соприкосновения сторон, найденной в этой части переговоров стало излюбленное обращение к евреям из СССР, проживающим в Израиле. Однако в свете того, что израильский премьер-министр в поездке преследовал конкретные цели, данная тематика на этот раз традиционного развития не получила. Фразой, растиражированной российскими СМИ стало заявление В.В.Путина о том, что «все действия России в регионе всегда были и будут очень ответственными»[iii]. Это высказывание во многом отразило общую особенность общения политиков в последнее время. К аналогичному выводу сводилось телефонное общение Б.Нетаньяху и В.В.Путина в апреле и июле, с тем лишь исключением, что речь шла тогда об Иране.

Прошедшие переговоры Б.Нетаньяху и В.В.Путина показали, что в сирийском кризисе, как и во многих других, Израилю вновь приходиться лавировать между позициями своих ведущих партнеров в лице США и России. При этом для РФ Израиль пытается продемонстрировать то, что интересуется конфликтом лишь в контексте обеспечения собственной безопасности, в то время как для того, чтобы не пойти в разрез с позицией Соединенных Штатов, не забывает выражать обеспокоенность ростом российского военного присутствия в регионе. Причина такой тактики может заключаться в том, что страна не имеет полной уверенности в том, кто из этих двух партнеров окажет ей в случае необходимости поддержку. При этом если для России такого рода шаг может означать дополнительное признание влияния в разрешении ближневосточных проблем, то для США столь активные действия Израиля могут свидетельствовать о курсе ближневосточного партнера на большую самостоятельность в области внешней политики и безопасности.

[i] PM Netanyahu to meet with Russian President Vladimir Putin // Israel Ministry of Foreign Affairs. 16.09.2015.URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/PM-Netanyahu-to-meet-with-Russian-President-Putin-16-September-2015.aspx

[ii] Материалы переговоров приводятся по: Встреча с Премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху // Президент России. 21.09.2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50335; PM Netanyahu meets with Russian President Putin // Israel Ministry of Foreign Affairs. 21.09.2015.URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/PM-Netanyahu-meets-with-Russian-President-Putin-21-Sep-2015.aspx

[iii] Там. же.

52.2MB | MySQL:105 | 0,744sec