О газовом секторе Ливии

Несмотря на относительно большие по региональным меркам запасы газа в Ливии – 1, 557 куб. м (5 место в Африке после Нигерии, Алжира, Мозамбика и Египта), роль его как в экономике страны, так и на мировом рынке этого вида сырья значительно скромнее по сравнению с ливийской нефтью.

Ввиду недостаточной изученности недр информация о запасах не представляется исчерпывающей, а данные геологоразведки оцениваются как оптимистичные на предмет наличия новых месторождений. События 2011 г. оказали негативное влияние как на инвестиции в исследования недр, так и на показатели добычи и экспорта, хотя некоторые проекты продолжают реализовываться. Так, только в 2015 г. итальянская Eni дважды заявила об открытии газа в Средиземном море у ливийских берегов, в обоих случаях это было в западной части исключительной экономической зоны[i]. Здесь уже имеется одно относительно крупное эксплуатируемое месторождение Bahr Es-Salam. По утверждению представителей Eni, наличие развитой инфраструктуры позволит быстро наладить добычу на этих новых участках. Разведка недр в Средиземном море у ливийских берегов продолжается, перспективы новых открытий оцениваются как высокие. При этом в период с 2009 по 2014 гг., по данным Eni, объемы поставок в Италию с морского месторождения Bahr Es-Salam выросли более, чем в 4 раза – с 28 млн куб. м до 121 млн куб. м. Прогнозируется, что по итогам 2015 г. этот показатель составит 175 млн куб. м[ii]. И это не предел, т.к. газопровод даже на пике экспортных объемов был загружен на 60-65 % от своей мощности, и руководство Eni рассчитывает значительно повысить уровень добычи, в т.ч. на морском участке. Оптимизму способствует и то, что месторождение находится в море, где вероятность боевых действий и совершения террористических атак значительно ниже, чем на суше.

Если говорить о доказанных запасах, то газоносных областей в стране две – Восточная Киренаинская (район бассейна Сирт) и Западная Триполитанская. В первом случае значительная часть добывается в виде так называемого попутного газа на нефтяных месторождениях. Районы газодобычи на востоке страны связаны сетью газопроводов с морским берегом, которые обеспечивают в том числе и внутреннее потребление. В общем производстве электроэнергии в Ливии на газ приходится около 20 % (78 % – на нефть). В стране функционирует 4 крупных газовых электростанции общей мощностью более 1 500 МВт, а также 4 гибридных (использующих нефть и газ) станции общей мощностью более 1 800 МВт.

В городе Маср-эль-Брега в 1971 г. был сооружен терминал по производству сжиженного природного газа (СПГ), который сделал Ливию важным экспортером СПГ. Основное направление экспорта газа в этом виде приходилось вначале на Италию, затем — на Испанию, хотя на фоне роста потребления газа объемы этих поставок впоследствии стали выглядеть незначительно. В период гражданской войны, начавшейся в 2011 г., терминал получил повреждения и в настоящее время не функционирует.

Основную роль в западной части Ливии играет так называемый Western Libya Gas Project, который стал активно эксплуатироваться с 2003 г. и впоследствии стал обеспечивать высокие (более 60 % от общего уровня добычи) показатели экспорта газа. Добыча осуществляется на двух месторождениях – упомянутое Bahr Es-Salam (в море) и Wafa (в пустыне возле границы с Алжиром). Оба соединены газопроводами с городом Меллитах на побережье, откуда и берет свое начало газопровод Greenstream.

Этот газопровод соединяет Ливию с Италией, которая стала основным экспортным направлением ливийского газа. Можно сказать, что в середине нулевых годов благодарю этому месторождению Ливия достигла серьезных показателей экспорта газа: из почти 17 млрд куб. м добываемого сырья на экспорт уходило более 12 млрд куб. м, главным образом в Италию. Большая часть экспортируемого топлива добывается на Bahr Es-Salam.

image001

В строительстве и эксплуатации добывающих мощностей и газопровода ведущая роль принадлежит итальянской Eni (присутствует в стране с 1959 г.) и National Oil Company of Libya (NOC). После событий 2011 г. экспорт газа из Ливии осуществляется только по Greenstream, а Eni является главным иностранном игроком в этом секторе.

Позиции Eni в Ливии достаточно прочны несмотря на сложную военно-политическую обстановку последних лет. В то время, как общие показатели добычи нефти и газа снизились (в случае газа – более, чем на треть), руководство компании в мае с.г. заявило о том, что объем добычи нефти превысил соответствующий показатель до событий 2011 г. в 1,5 раза (соответственно, 300 тыс. барр./сут в мае 2015 г. против 200 тыс. барр/сут в 2011 г.)[iii]. Импорт ливийского газа Италией сократился в 2 раза, однако здесь наблюдается некая стабильность. Впрочем, достоверность представленных данных может вызвать сомнения: высока вероятность того, что ни итальянская, ни ливийская стороны не желают разглашать все условия сделок или даже сам факт их существования.

В этом плане нестабильная обстановка в Ливии для Eni, с одной стороны, может быть выгодна: в условиях отсутствия единой власти можно договариваться о геологоразведке, добычи и экспорте с региональными или племенными руководителями. Это может быть дешевле,  чем договоренности с центральным правительством: племенные лидеры или региональные власти заинтересованы в сиюминутной выгоде и могут потребовать намного меньшие суммы, чем, например, правительство Каддафи, которое руководствовалось интересами целой страны. Тем более, в данном случае это проще, чем, например, в случае с нефтью: основная добывающая и транспортирующая инфраструктура имеются, и при наличии соглашений, официальных или неофициальных, остается только извлечь газ и закачать его в трубу. Хотя европейские политики не приветствуют заключение договоров, минуя центральное правительство, саботировать работу газопровода они вряд ли будут. Чего нельзя сказать о нефти, в случае с которой танкер можно засечь и перехватить, что уже имело место в Ливии. К слову, в северной части Италии имеется несколько крупных хранилищ для газа, поэтому не исключено, что, воспользовавшись выгодной ситуацией, итальянцы решат просто наполнить их с прицелом на будущее. А проверить фактические объемы поставок газа не просто.

С другой стороны, вышесказанное не означает, что обстановка в Ливии отвечает интересам итальянской газовой отрасли. Набирающий обороты кризис перерастает в гражданскую войну, которая несет угрозу и персоналу, и инфраструктуре. Похищения сотрудников Eni имели место уже неоднократно. Факт нахождения главного эксплуатируемого месторождения Bahr Es-Salam в море не означает его безопасность: оттуда он поступает на берег, где проходит обработку и закачивается в газопровод. Поэтому, для сохранения Ливии как поставщика газа необходима стабильность, хотя бы в западной части страны. Однако, ситуация с ее обеспечением все сложнее: единства даже в региональных правительствах нет, страна распадается на клановые территории, набирают обороты радикальные исламисты, в т.ч. в западных регионах страны.

В случае развития ситуации по наихудшему сценарию и даже полной потерей страны как поставщика газа это будет значительным, но не смертельным ударом для Италии: за счет Ливии в лучшие времена сотрудничества удовлетворялось от 9 % до 10 % внутреннего спроса на газ. В 2011 г., когда импорт газа оттуда был полностью остановлен, ливийская ниша была сразу занята «Газпромом». Поэтому, серьезных сбоев в обеспечении внутреннего спроса не должно возникнуть. Однако, Eni имело перспективные планы на Ливию, и рассчитывало повысить объемы импорта. Тем более, что инвестиции были вложены не малые.

Судя по всему, это одна из главных причин, по которым Рим с февраля с.г. является самым активным лоббистом идеи военного вмешательства в Ливию в составе международной коалиции. Понятно, что улучшение ситуации с безопасностью во многом облегчит работу Eni на территории Ливии, а зависимое правительство может быть готово пойти на некоторые уступки.

Но все это не окупает расходов на потенциальную военную кампанию, особенно, если она будет в виде размещения воинских контингентов на территории страны. При таком раскладе потери среди европейских военнослужащих будут неизбежны.  Поэтому, только из-за углеводородов европейцы вряд ли пойдут на этот вариант.

Отметим, что в настоящее время списывать Ливию как игрока на европейском газовом рынке пока преждевременно, и Greenstream конкурирует и способен конкурировать в дальнейшем за позиции на итальянском рынке, прежде всего – с «Газпромом».

[i]                       http://www.offshoreenergytoday.com/eni-makes-new-gas-discovery-offshore-libya/

[ii]                      http://www.offshoreenergytoday.com/eni-strikes-gas-offshore-libya-boosts-merakes-gas-finding/

[iii]                     http://www.petroleumafrica.com/eni-exceeds-pre-civil-war-levels-in-libya/

62.84MB | MySQL:105 | 0,610sec