Будущее Ближнего Востока глазами президентов России и США

Одним из самых ожидаемых дней юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало 28 сентября, на которое было запланировано выступление лидеров России и США. Внимание к их речам в рамках указанного мероприятия было обусловлено несколькими группами факторов, варьирующимися от интереса к тому, как в свете сделанных заявлений будет развиваться противостояние двух стран, до попытки понять их представления о будущем мироустройстве. Вопрос перспектив развития Ближневосточного региона наряду с обсуждением украинского кризиса и путей преодоления российско-американских противоречий стал одной из центральных тем выступлений Б.Обамы и В.В.Путина с трибуны ГА ООН в Нью-Йорке. Неким общим моментом для обоих заявлений стала необходимость вписать планы разрешения ближневосточных проблем в нормы и принципы, на которых основывается работа ООН, независимо от того, считают ли государства их применение необходимым. В содержательном плане стороны объединил круг вопросов, решение которых необходимо найти как можно скорее или отложить на неопределенный срок. Также можно отметить некоторые общие точки зрения на ряд региональных проблем, связанных с искажением ислама или борьбой с терроризмом.

Первым в рамках ГА ООН выступил американский лидер[i]. Следуя советам, часто встречающимся в американской бизнес-литературе, один из акцентов, сделанных Б.Обамой касался того, что Соединенные Штаты не всегда поступают правильно. В частности, президент заявил, что из ситуации в Ираке страна «извлекла сложные уроки». Этот пример продемонстрировал, что финансовые вложения и участие вооруженных сил не является условием возвращения иностранного государства к стабильности. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо обеспечить легитимность прилагаемых усилий, что достигается путем взаимодействия с международными организациями. Как следствие, сейчас власти страны осознают, что не могут самостоятельно заниматься урегулированием всех мировых кризисов. В этой связи было заявлено о готовности расширить участие в миротворческих миссиях ООН. С другой стороны, Б.Обама все же отметил, что мировое сообщество должно лучше координировать свои усилия и не допускать развала государств. Необходимость работы на этом направлении он проиллюстрировал примером Ливии, где народу удалось «помочь сбросить тирана», однако, задача недопущения формирования вакуума силы решена не была.

Продолжая тему развития ООН и влияния работы организации на разрешение мировых проблем, следует обратить внимание на еще одну мысль, высказанную американским президентом. Он указал на то, что сегодня на международной арене есть те, кто рассматривает идеалы, отраженные в уставе Организации Объединенных Наций как нечто недостижимое или устаревшее. Главным, на что полагаются сторонники этой точки зрения, является сила. Следование этой логике, во многом повторяющей принципы политического реализма, по мнению Б.Обамы, ведет к поддержке тиранов, подобных Б.Асаду.

Надо отметить, что ситуация в Сирии, стала, пожалуй, главным компонентом ближневосточной составляющей выступления обоих лидеров. Высказываясь по данному вопросу, президент США охарактеризовал путь, способный помочь нормализации обстановки. Он заключается не в применении военной силы, а в том, чтобы народ этой страны «установил соглашение о том, чтобы жить в мире». Для оказания содействия в этом вопросе Соединенные Штаты готовы к совместной работе со всеми заинтересованными сторонами, включая Россию и Иран. Особо Б.Обама подчеркнул, что в силу действий Б.Асада, который, по его мнению, и был виновен в эскалации насилия, нельзя ожидать восстановления довоенного статус-кво. Единственным возможным сценарием способен стать переход власти от Б.Асада к новому лидеру и формирование т.н. инклюзивного правительства, представляющего различные стороны и, как следствие, способного отразить все точки зрения населения.

Отдельного упоминания в речи Б.Обамы заслужил Иран. С одной стороны, случай ИРИ был рассмотрен с точки зрения контроля над его ядерной программой. С другой стороны, американский лидер не забыл о противоречиях США и Ирана. Так, президент отметил, что иранскому режиму нужно избрать иной путь взаимодействия, который принесет пользу всем сторонам. Значимость этого шага он выразил фразой: «если постоянно кричать “смерть Америке”, это не создаст рабочие места». Не забыл Б.Обама об «Исламском государстве». Американский лидер заявил, что в борьбе с этим «апокалиптическим культом» США будут взаимодействовать с силами широкой коалиции, а также не допускать случаев, когда террористы могут уйти от преследования, что уже было продемонстрировано в противостоянии с «Аль-Каидой». Наконец, важным акцентом стало использование террористами религии для оправдания своих действий. В этом вопросе Б.Обама призвал мусульман отвергать «искаженный ислам», а немусульман – «отвергать невежество, согласно которому ислам и террор тождественны».

Несмотря на эмоциональность и подбор тем, выбранных американским лидером, подлинной звездой этого дня для СМИ стал президент РФ, который не выступал с речью с трибуны ГА ООН с 2005 г. Его заявление также включало в себя обращение к проблемам Ближнего Востока, сделанное в несколько более сжатой форме[ii]. В их общем описании В.В.Путин оказался во многом солидарен с предыдущим оратором, поскольку указал на образование вакуумов силы и рост террористической угрозы, ставшие следствием крушения режимов. Прежде всего, это касается «Исламского государства». В этой связи президент России резко осудил тактику «заигрывания с террористами». Также стороны оказались солидарны в вопросах искажения ислама. В.В.Путин даже обратился с призывом  оказать содействие  к духовным мусульманским лидерам. Пунктом, в котором между сторонами проявились наиболее явные противоречия, стал сирийский вопрос. По мнению российского лидера, отказ от сотрудничества с Б.Асадом является «серьезной ошибкой», поскольку он представляет одну из немногих региональных сил, борющихся с террором.

Таким образом, несмотря на то, что участие В.В.Путина и Б.Обамы в юбилейной сессии ГА ООН получило в СМИ статус «заочного спора», как минимум, интерес к ближневосточной повестке дня позволяет им найти довольно много точек соприкосновения. Однако несогласие по вопросу, считающемуся сейчас одним из ключевых, равно как и расхождение во взглядах на методы, которыми можно руководствоваться для воплощения на практике своей политической линии, не дает сторонам перейти к подлинному диалогу. Интересно, что ни один из лидеров в своем выступлении не обратился к палестино-израильским противоречиям. Для российского президента данный факт особенно показателен в свете недавно проведенных встреч с Б.Нетаньяху и М.Аббасом. Это обстоятельство свидетельствует о продолжающемся снижении интереса к конфликту, несмотря на усилия палестинской стороны привлечь внимание к его обсуждению. Американский лидер также ограничился лишь вскользь упомянутой фразой о готовности прийти на помощь своим союзникам, а также небольшой ремаркой об антисемитизме. Вместе с тем, в самом содержании выступления главы США прослеживается взаимосвязь с недавними выступлениями Б.Нетаньяху, в которых глава израильского правительства говорил о силах, препятствующих мировому развитию и тех, кто содействует продвижению вперед.

[i] Речь Б.Обамы приводится по: Remarks by President Obama to the United Nations General Assembly. // The White House. Office of the Press Secretary. 28.09.2015. URL: http://gadebate.un.org/sites/default/files/gastatements/70/70_US_EN.pdf

[ii] Речь В.В.Путина приводится по: 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. // Президент России. 28.09.2015.  URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385

52.32MB | MySQL:103 | 0,649sec