Саудовская Аравия: реакция на региональную политику России

Выступая 29 сентября 2015 г. на прошедшей на полях 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Международной встрече по вопросам сирийского кризиса (объединившей участников действующей против «Исламского государства» коалиции), министр иностранных дел Саудовской Аравии Адиль аль-Джубейр был откровенен: «Башар Асад, — заявил он, — должен либо уйти, либо он столкнется с военным выбором». Не менее резкой была и его позиция по Ирану (выраженная в форме комментария телевизионному каналу «Аль-Арабия» к выступлению иранского президента Хасана Роухани на сессии Генеральной Ассамблеи): «В том, что касается Сирии, то, если бы не Иран, то там не было бы разрушений, пепелищ и убийств, свидетелями которых мы сегодня являемся». Развивая свою мысль, глава саудовского внешнеполитического ведомства подчеркивал: «Иран поддерживает режим Башара Асада, посылая тысячи иранских бойцов, разжигая в Сирии и во всем регионе межконфессиональную суннитско-шиитскую смуту, вооружая военизированные формирования “Хизбаллы” и посылая их в Сирию на защиту Башара Асада».

Касаясь же слов Х.Роухани о том, что Иран готов внести вклад в достижение политического решения в Йемене, А.аль-Джубейр замечал: «Проблема Йемена – это захват власти путем переворота, осуществленного хоуситами и свергнутым президентом Али Абдаллой Салехом. Хоуситы вели многочисленные войны в Йемене. Они связаны с Ираном, который поддерживает их оружием, специалистами и экспертами». Из этого вытекало, как отмечал саудовский министр иностранных дел, что «Иран – одна из основных причин нынешней войны в Йемене». Говоря же о нынешней ситуации в этой стране, он считал нужным заявить: «Иранцы пытаются еще больше разжечь костер, поставляя хоуситам оружие, что противоречит международному праву, резолюции Совета Безопасности № 2216. Последний раз это произошло в прошлую субботу (26 сентября 2015 г. – Г.К.), когда было перехвачено очередное иранское судно, перевозившее оружие хоуситам. Иранцам нужно в последнюю очередь говорить о безопасности и стабильности в Йемене».

Да, разумеется, заявления главы саудовского внешнеполитического ведомства не содержали никаких указаний на российскую точку зрения в связи с ситуацией в Сирии и, в целом, на Ближнем Востоке, как и, собственно, на предложение российского президента В.В.Путина, касающееся создания широкой международной антитеррористической коалиции, включающей режим Б. Асада и Иран. Однако А.аль-Джубейр четко выразил мысль о неприемлемости этого режима для саудовской стороны, как и сохранении глубоких разногласий между Эр-Риядом и Тегераном по основополагающим вопросам нынешней региональной ситуации. Из его слов достаточно очевидно вытекало, что Саудовская Аравия далека от того, чтобы поддержать предложение российского президента, сохраняя свою прежнюю позицию максимального дистанцирования и от Ирана, и от официального Дамаска.

Саудовская пресса была более откровенна, широко комментируя и выступление президента В.В.Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и суть российской позиции в отношении Сирии, а также открытия в Багдаде координационного российско-иракско-иранско-сирийского центра. Достаточно обратиться, в этой связи, лишь к двум последним публикациям ведущих обозревателей газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат».

30 сентября 2015 г. это издание опубликовало статью Тарика аль-Хамида «Сирия: теперь нам известен план Путина!». Комментируя высказанное российским президентом предложение, он писал: «Нам, наконец-то, стали известны детали плана российского президента Владимира Путина по Сирии, как и причины отправки туда [российских] войск. Резюме этого плана состоит в отсутствии у него четкого плана решения [конфликта], он всего лишь пытается эксплуатировать существование вакуума, как и воспользоваться шансом, способным послужить реализации его личных целей». По мнению Т.аль-Хамида, сама возможность появления российского предложения определяется тем, что «у Запада, прежде всего, у Америки также отсутствует четкий и эффективный план», но, поскольку «русские почувствовали, что режим Башара Асада близок к крушению, что Иран не смог его защитить», постольку «русские сочли необходимым вмешаться под предлогом борьбы с терроризмом». Этот предлог, замечал он, «прекрасный повод для Москвы покончить с изоляцией и навязать себя в качестве реального игрока, якобы, имеющего ключи к региону, включая Сирию, Ирак и арабо-израильское противостояние».

На самом же деле, продолжал далее обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «несмотря на кажущееся влияние, совершенно очевидно, что у русских нет плана, что означает, что они не смогут добиться действительных успехов, хотя и могут получить быструю выгоду». Эта «выгода» будет состоять в том, что «русские могут нарушить единство союзников по борьбе с Асадом». Но, замечал Т.аль-Хамид, «не более того», поскольку «сделанное Путиным заявление о том, что его страна не пошлет сухопутные войска в Сирию, вновь заставляет со всей обоснованностью говорить об отсутствии плана, как и об эгоистических целях российского президента». Все же, возвращался он к выраженной ранее мысли, «только отсутствие арабского либо западного плана [сирийского урегулирования] подтолкнуло Путина к отправке войск в Сирию, которые [при отсутствии серьезных сухопутных соединений] не только не спасут Асада, но и не смогут обеспечить ему передышку».

Иными словами, арабы и Запад стоят перед необходимостью выработать план, который «станет ответом на отправку российских войск в Сирию и изменит сложившуюся там колоду карт». Этот план, по словам Т.аль-Хамида, должен исходить «из турецкой инициативы о введении зоны, запретной для полетов, на севере Сирии». Только тогда, как он считал, «станет возможно усадить всех за стол переговоров», — «лучший ответ на отсутствие российского плана, — заключал обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» свою статью, — состоит в разработке плана и в немедленном инициировании его претворения в жизнь».

30 сентября 2015 г. все та же «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью другого своего ведущего обозревателя – Абдель Рахмана ар-Рашида «Русские уже и в Багдаде!». Начиная свою статью, он писал: «В течение последних месяцев Кремль целенаправленно движется в направлении Сирии и Ирака. Это движение было ускорено накануне подписания Западом соглашения по иранской ядерной программе. Но почему? Это осталось бы неизвестно, если бы не последние события, представившие более четкую картину серьезных военных приготовлений русских и иранцев в Сирии и Ираке». Перечислив основные этапы российского «продвижения» в Сирию, А.Р.ар-Рашид замечал, что после долгой череды российских опровержений поставок вооружения в Сирию, «когда уже стало невозможно это опровергать, последовало российское заявление: “Да, мы отправлением силы для того, чтобы помочь сирийскому правительству в борьбе с ИГИЛ и другими террористами”».

Это заявление, по его словам, было сделано тогда, когда «в Вашингтоне царило смятение и напряженность, когда американцы по инерции и по наивности заявляли о возможности сотрудничества с русскими в борьбе с ИГИЛ». Более того, замечал этот обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», «несмотря на сомнения в намерениях русских, американцы сделали опасную уступку, заявив о том, что они принимают российское решение на основе “Асад остается президентом”, хотя и пообещает, что в будущем он откажется от власти». Но «на этом, — писал он далее, история не заканчивается!».

Развивая свои идеи, А.Р.ар-Рашид далее писал: «Стало ясно, что российская разведка открыла свой офис в самом сердце иракской столицы, в зеленой зоне, напротив Министерства обороны. Американцы растерялись так, как будто столкнулись с супружеской изменой. Они обнаружили, что русские вошли и в Ирак, а не только в Сирию». Следовало бы заметить, подчеркивал обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «американцы не интересовались Сирией, поскольку не считали, что в отличие от Ирака она не имеет стратегическую ценность, что их внимание к Сирии определяется только задачами гуманитарного характера», — лишь сейчас «они поняли, что Сирия – основной источник опасности для Ирака», что «нельзя управлять Ираком, не обезопасив Сирию». Теперь же в Сирии «иранцы, которые знают, что тот, кто правит в Дамаске, может угрожать либо защищать Багдад».

А.Р.ар-Рашид подчеркивал, что «российское продвижение в Сирию и Ирак» стало возможным только потому, что «иранцы смогли убедить своих американских партнеров по переговорам, что приостановка их ядерной программы – достижение, ради которых Запад должен пойти на уступки, включая и молчание в связи с иранским военным вмешательством в Ираке и Сирии». Это-то и стало причиной «быстрого продвижения русских, как и укрепления их присутствия в Ираке». Как он считал, «конечно, русских вовсе не интересует гуманитарная трагедия сирийского и иракского народа». Речь идет «только об укреплении власти Асада, ставшего лишь витриной иранского режима, а также о [российском] укреплении в Ираке», — «борьба же с ИГИЛ – проблема Запада, как и прикрытие, необходимое для придания законности иранским войскам, ливанским, иракским и афганским военизированным формированиям, [действующим в Сирии], под предлогом сотрудничества с международной коалицией, действующей под руководством Соединенных Штатов». Но именно Соединенные Штаты, заключал свои рассуждения А.Р.ар-Рашид, «проложили путь [иранцам и русским] к захвату этих двух принципиально важных стран для геополитической борьбы в регионе Ближнего Востока».

52.31MB | MySQL:103 | 0,639sec