Проблемы американо-саудовских отношений

Федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк во вторник отклонил иск, который ранее был подан против Саудовской Аравии американцами, чьи родственники погибли в результате терактов 11 сентября 2001 года. Как заявил судья Джордж Даниэлс, Саудовская Аравия, будучи суверенным государством, не может подчиняться органам власти США. «Обвинения в этом исковом заявлении не дают суду оснований для того, чтобы распространить юрисдикцию на ответчиков», — говорится в его постановлении. Истцы утверждали, что Эр-Рияд оказывал поддержку террористической сети «Аль-Каида», взявшей на себя ответственность за террористические атаки 11 сентября, которые унесли жизни почти 3 тысяч человек. В связи с этим они требовали от властей государства выплаты компенсаций семьям погибших.

Позже производство по искам было приостановлено. Его возобновили в декабре 2013 года согласно постановлению Апелляционного суда в Нью-Йорке. Суд принял данное решение тогда в связи с тем, что в 2011 году судопроизводство по аналогичным искам в отношении Афганистана также было возобновлено. Судья Честер Страуб подчеркнул, что рассматривать иски против этих двух государств по-разному было бы несправедливо. Это очень примечательное событие, которое отчетливо характеризует контуры внешней политики Вашингтона на нынешнем этапе. Не будем вдаваться сейчас в юридические тонкости. Отметим только, что в случае необходимости США не стесняются нарушить суверенитет другого государства, как это было в Ираке, Панаме, Ливии или много где еще. Почему сейчас проявилась такая стеснительность? Прежде всего, потому, что в случае удовлетворительного рассмотрения иска необходимо было выставлять штрафные санкции Эр-Рияду, а то и еще больше — замораживать саудовские активы в американских банках. И дело даже не в экономике — КСА по-прежнему является одним из ведущих экспортеров нефти в США, а в политике. Удовлетворение иска создало бы крайне неприятный инцидент с далеко идущими последствиями в среднесрочной перспективе. Отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом сейчас не являются образцом для подражания. Король Салман только с третьего раза с большим скрипом поехал в Вашингтон. В Эр-Рияде справедливо подозревают американских партнеров в том, что они начинают заигрывать с Ираном, явно превращая его при посредстве все той же пресловутой «ядерной сделки» в региональную супердержаву с явными перспективами финализации его работы по созданию ядерного оружия. Пусть и нетранспортабельного, но сам факт присутствия такого оружия на иранской территории делает повторение ливийского и югославского сценариев просто невозможным. При этом США все менее и менее рассматривается саудовским руководством как универсальный гарант своей безопасности. Причем не только в случае внешней агрессии (ее как раз и не будет, если мы имеем в виду тот же Иран), а прежде всего, в случае возникновения какого-либо локального конфликта в той же шиитской Восточной провинции или усиления вооруженного очага восстания на приграничных с Йеменом территориях. В этих случаях, как показывает практика, американцы проявляют странную нерешительность и пассивность. По крайней мере, пример египетского президента Х.Мубарака, который стоит постоянно у саудовского руководства перед глазами. Что же касается главной гарантии того, что США будут защищать КСА без колебаний (а это тот же экспорт нефти), то с учетом сланцевой революции и, в общем-то, переизбытка углеводородов на рынке уверенность в этом в Эр-Рияде серьезно поколебалась. Плюс на рынок выходит Иран, который, собственно, до 1979 года был главным поставщиком углеводородов в США. Все эти моменты вынуждают СаудовскуюАравию активизировать свои усилия по созданию автономной или дублирующей американскую систему региональной безопасности. Мы говорим о попытке сколотить т.н. «панарабские силы быстрого развертывания» под эгидой ЛАГ, которая в настоящее время превратилась фактически в «карманный орган» Эр-Рияда. В этот же ряд отнесем и интенсификацию контактов КСА с пакистанскими ядерщиками и военными.

Подводя итог, отметим главное — прежнего уровня доверия между США и КСА нет и, видимо, уже не будет. Усугублять эту ситуацию еще и какими-то судебными имущественными исками, а самое главное — юридически закреплять факт прямой связи между правящей верхушкой КСА и явлением под названием «Аль-Каида», Вашингтон сейчас позволить себе не может. Достаточно, что об этом не говорит только ленивый в том же силовом американском блоке, как о само собой разумеющимся факте. Вашингтон в таком случае должен будет жестко прессинговать Эр-Рияд, который выплачивать никому ничего не будет. Ровно потому, что это будет означать признание им того, что за «Аль-Каидой» стоит саудовская монархия. При таком маловероятном сценарии американо-саудовского серьезного конфликта Иран не просто будет усиливаться, а делать это быстрыми шагами. И это, в свою очередь, приведет к перекосу баланса сил в регионе уже в сторону шиитов. В этой связи снова обратим внимание на то, что не без указания сверху тема той же просаудовской «Джабхат ан-нусры» практически исчезла из западных СМИ. Все говорят об «Исламском государстве» (ИГ), которое как раз сейчас проявляет минимальную военную активность в Сирии. Или, по крайне мере, гораздо меньшую, чем просаудовские группы. Выскажем мнение о том, что этот факт и фактическая передача оружия этим группам, как и переход подготовленных «добровольцев» на их сторону, является частью заранее задуманной «поощрительной комбинации» все для Саудовской Аравии на фоне ее крайнего разочарования итогами ядерной сделки с Ираном. Особенно с учетом потраченной суммы (500 млн долларов) на подготовку 120 человек, и тщательнейшей проверки кандидатов, объективно тормозившей процесс набора. Чего стоит эта проверка и сами спецслужбы, если после нее в строю из 120 рекрутов осталось 5, а остальные ушли к врагу? В общем, американцы стараются выкрутиться, делают это глупо и неумело, что еще больше запутывает ситуацию и укрепляет экспертов в своих подозрениях.

Правда, сейчас прозвучали новые заявления, и они по-своему знаменательны. Первое — это приостановка процесса обучения и направления в Сирию новых рекрутов. И второе — признание возможности нахождения Б.Асада у власти на период острой фазы борьбы с исламистами. Если мы расширим это заявление, то это означает признание необходимости координации действий с Ираном на сирийско-иракской площадке. На этом сейчас особенно настаивают европейцы, которые таким образом не только минимизируют собственные затраты на эту борьбу, но и создают комфортный для себя фон для входа на экономический рынок Ирана. И американцы вынуждены это учитывать.

52.39MB | MySQL:106 | 0,630sec