Иран — Саудовская Аравия: очередное обострение отношений

Мы уже писали на сайте Института Ближнего Востока («ИРАН И ТРАГЕДИЯ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ, 28 сентября 2015 г.), что 24 сентября, во время хаджа в Мекку, в результате давки и толчеи, погибли и получили ранения различной степени  тяжести сотни мусульманских паломников из Ирана, Египта, Индии и Турции. В течение нескольких дней  мировые СМИ были переполнены информацией об этой трагедии.  Самая  острая реакция по этому поводу последовала из Ирана, а религиозный лидер страны аятолла  Али Хаменеи обвинил в трагедии саудовские власти, заявив, что они оказались неспособны обеспечить безопасность паломников. Аятолла Хаменеи выразился и таким образом, что если речь пойдет об иранской реакции на трагедию в ходе хаджа, то она будет суровой, решительной и достаточно болезненной для правящей саудовской династии. «У нас есть все необходимые возможности, и если мы решим ими воспользоваться,  саудовцам не поздоровится».

Как бывало не раз за последние десятилетия, иранская религиозно-политическая элита использовала эту трагедию для новых нападок на саудовское руководство.  Сегодня можно говорить об очередном витке обострения отношений между двумя странами, принимающем достаточно острые формы. Трагедия, случившаяся в ходе церемонии в долине Мена, в районе моста Джамра, около которого совершается обряд побивания камнями дьявола (рами аль-джамарат),  часто, практически ежегодно,  приводящая к многочисленным жертвам, сопровождается все эти дни шквалом острых антисаудовских заявлений и обвинений. Особенно заметны такие коллизии в Иране. Они исходят как от политической, так и от военной верхушки страны.  После гневных заявлений религиозного лидера страны, самой  громкой оказалась реакция  одного из авторитетнейших иранских военачальников  генерала  Мохаммада-Али Джафари, командующего  войсками Корпуса стражей исламской революции (КСИР).  Выступая в субботу 3 октября,  генерал Джафари заявил, что КСИР готов использовать все имеющиеся у него возможности для адекватного и быстрого ответа Саудовской Аравии, ожидая только приказа религиозного лидера страны.  По его словам, задачей КСИР является наказать саудовскую верхушку, а с другой стороны утвердить истинные права исламских паломников. «Корпус готов защищать права мусульман везде, где это понадобится и в любую минуту, когда этого пожелает религиозный лидер страны. Мы отомстим саудитам за их преступления». В число прегрешений саудовского режима Джафари включил страдания народа Йемена, исход миллионов беженцев из Сирии, межконфессиональную рознь в Ираке.

Отметим фон такого рода высказываний. В эти дни в Иране царит достаточно напряженная атмосфера, связанная с тем, что в страну до сих пор не переправлены все тела погибших в долине Мена. Более того, несколько десятков пропавших в хадже до сих пор не найдены. Возможно и они погибли, и это добавит новые жертвы к числу погибших граждан Ирана, которое сегодня насчитывает порядка 200 человек. Добавим сюда многие сотни раненых.  Это, естественно, усиливает антисаудовские настроения в стране. В такой реальности становится еще более зловещим содержание слов генерала Джафари и возникает искушение считать, что возможна военная акция против королевства, какой бы авантюрной она ни казалась на самом деле. Вполне вероятно, что Иран может попытаться использовать трагедию хаджа в Мекке для усиления своей вовлеченности в гражданскую войну в Йемене, где он помогает всеми возможными способами хоуситам, что чревато прямой военной конфронтацией между двумя виднейшими исламскими странами.

Военачальник КСИР – не единственный, кто использует ныне саудовскую карту.  На этом поле отметился и аятолла Мохаммад Эмами-Кашани, призвавший на помощь для действенного ответа Саудовской Аравии как все исламское сообществе, так и Организацию исламского сотрудничества. «В следующем году Саудовской Аравии не должно быть позволено заниматься организацией хаджа, это должны взять на себя другие страны, которые займутся такой важной миссией».Эмами-Кашани приглашает соединить усилия, чтобы не допустить повторения трагедии, ибо «противодействие гегемонии Саудовской Аравии  — ответственная задача всего исламского мира». «Но нужно и наказать саудовцев, дав такой ответ, чтоб им впредь неповадно было». Вслед за Эмами-Кашани на церемонии похорон семи жертв трагедии на хадже выступил и экс-президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, не упускающий возможности участвовать в любой горячей дискуссии. Он обратил внимание на то, что события в Саудовской Аравии требуют контроля мирового сообщества, «дабы в Эр-Рияде не подумали, что им все позволено».  Выступил и адмирал Али Шамхани – бывший командующий иранскими ВМС,  затем – министр обороны Ирана, занимающий  сегодня важные посты секретаря Высшего совета национальной безопасности и советника аятоллы Хаменеи по военным вопросам. Шамхани также подлил масла в огонь, заявив, что руководство саудовского королевства должно в полной мере ответить за случившуюся трагедию.  А аятолла Мохаммад Рейшахри, бывший министр информации и национальной безопасности ИРИ,  на этой же церемонии, получившей максимальное освещение во всех иранских СМИ,  позволил  себе такое сравнение: преступление, только что совершенное саудовцами, гораздо страшнее того, что творят сионисты против беззащитных палестинцев. Заметим, что в Иране не принято сравнивать «страдания» палестинцев с другими деяниями, ибо то, что происходит с ними, априори считается верхом человеческих злодеяний. Но на этот раз антисаудовские настроения сделали возможным и такое сравнение.

Многие иранские политики высказываются за то, чтобы была учреждена специальная комиссия, которая бы занялась выяснением всех обстоятельств, приведших к трагедии в долине Мена. Учтем, однако, важное обстоятельство: по утверждениям СМИ иранской оппозиции, к трагическим событиям 24 сентября приложил свою руку КСИР, якобы, планировавший, координировавший и реализовавший всю кровавую вакханалию.  Один из бывших иранских дипломатов по имени Фарзад Фархангиян  привел даже факты и конкретные имена 6 руководителей КСИР, ответственных за это злодеяние.  По его словам,  такая акция была актом международного терроризма со стороны иранского режима: иранские власти планировали акцию, которая привела бы к максимальному числу жертв. Это сделало бы возможным проведение многотысячных демонстраций в местах проведения хаджа, что привело бы к беспорядкам, способным пошатнуть правящий в Саудовской Аравии режим. По словам Ф.Фархангияна, среди иранских паломников находилось примерно 5 тысяч сотрудников КСИР, на которых как раз и ложилась задача дестабилизации проведения хаджа и участия в беспорядках.

Тем не менее, глава иранского МВД  Абдол-Реза Рахмани-Фазли  коснувшись ситуации с жертвами трагедии и подчеркнув, что число их растет с каждым днем, сказал, что МИДу и другим государственным структурам предстоит большая работа по всестороннему анализу всего, что на самом деле имело место на хадже. «Мы никогда не забудем того, что случилось, как не сможем забыть и того, что случалось ранее на таких же церемониях. Что касается вышеупомянутой комиссии, то на эту тему высказался бывший командующий КСИР, генерал Яхья Рахим-Сафави, работающий ныне стратегическим советником  аятоллы Хаменеи. Он считает, что комиссия по трагедии в хадже должна носить не внутрииранский, а международный характер, потому что в ней должны быть представлены все исламские страны, посылающие своих граждан на паломничество в Саудовскую Аравию. Разумеется, ключевую роль в работе комиссии должен играть Иран, который более всех других страдает от трагедий, постоянно случающихся во время хаджа.  Причина трагедий – отсутствие правильного руководства, ответственности и элементарной компетенции в этом деле.

Таким образом,  трагедия во время последнего хаджа в Мекку грозит еще больше обострить отношения между двумя странами, рассчитывающими на лидерство в исламском мире – Ираном и Саудовской Аравией.

52.2MB | MySQL:103 | 0,549sec