О противодействии финансированию «Исламского государства»

В октябре с.г. в США прошла встреча финансовой разведки страны и основных банков, на которой обсуждались пути пресечения и мониторинга перевода финансов террористическими структурами «Исламского государства» (ИГ). Основным итогом этой встречи стало признание «полного фиаско» предпринимаемых до сих пор усилий по минимизации этого процесса. Этот факт признали глава секции ФБР по контртерроризму и противодействию незаконных финансовых операций Д.Робертс, глава департамента Казначейства США по стратегической политике противодействия финансированию терроризма Сарах Ранджа, офицер по связи с Казначейством Командования специальных операций Пентагона Даррен Виген. Широко разрекламированная  программа Terrorist Finance Tracking Program (TFTP), на которую возлагались какие-то, уж совсем заоблачные, надежды себя не оправдала. А если называть вещи своими именами — полностью провалилась. Участники встречи были солидарны во мнении о том, что принимаемые меры абсолютно не адекватны имеющимся вызовам. Вся проблема заключается в том, что финансовая разведка использует для мониторинга только систему Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (SWIFT), которая мониторит систему перевода со счета на счет, что террористы практически не используют. А если и используют, то это можно делать и без системы SWIFT, это займет просто немного больше времени.  И в этой связи проведение банковских операций ИГ практически «невидимо» для финансовой разведки США.

По данным последней, террористы из ИГ используют довольно примитивную, но в то же время эффективную систему перевода финансовых средств в своих интересах. Основной поток при этом идет не через неформальную исламскую систему транзакций, т.н. «хавалу», а через обыкновенные банковские карточки. Причем западных банков. Переводы обычно осуществляются из регионов и стран, которые граничат с зонами, контролируемыми сторонниками ИГ через обыкновенные банкоматы. При этом какого-то эффективного механизма, который бы позволял идентифицировать курьеров боевиков и выявлять их из общей массы клиентов банкоматов, просто нет. Похоже, что это не совсем понимают в руководстве финансовой разведки США, поскольку на встрече оно потребовало от крупнейших банков США предоставление регулярной информации о клиентах банкоматов и держателей кредитных карточек в Иордании, Турции, Ираке и Сирии. Это, конечно, не помешает для проведения аналитической работы по выявлению наиболее «крупных» клиентов, но суть вопроса заключается в том, что объем транзакций очень велик, а способы агентурной «подсветки» держателей банковских карточек отсутствуют вообще. Необходимо не просто установить такое лицо, но и еще получить на него характеризующую информацию, наличие родственников в среде исламистов, понять его идеологические убеждения, а также характер передвижений. При этом вырученные от контрабанды нефти финансы дробятся на мелкие суммы, которые переводятся в основном в самой Турции, обналичиваются, а затем курьерами вывозятся в Ирак. Обработать такой массив информации без доброй воли и желания тех же турецких спецслужб вообще нереально. С этой «волей» обязательно будут проблемы, исходя из жесткой заинтересованности серьезных бизнес-кругов Турции в практически дармовой нефти. Другое дело, что такая кропотливая работа может дать некий анализ по выявлению закономерностей поведения боевиков. При этом выскажем мнение, что, исходя хотя бы из «чеченского опыта», можно констатировать, что основным способом в данном случае является агентурное внедрение на каналы курьерской связи или оперативное задержание таких курьеров. Их допросы дадут представление о механизмах финансирования в несколько раз больше, чем вся аналитическая работа с материалами транзакций. Рассуждения американских экспертов о том, что такая работа позволит выявлять возвращающихся из зоны боевых действий террористов, которые будут основывать «спящие ячейки» в странах своего проживания, вызывает сомнение. В ИГ отсутствует система финансирования такого рода ячеек, которые переведены на самофинансирование. Кроме того, трафик транзакций из Европы в страны Ближнего Востока зашкаливает с учетом огромной арабской и турецкой колонии. Выявить в этом массиве потенциальных террористов исключительно анализом финансовых документов вообще нереально. Для достижения какой-то более или менее эффективной работы следует увеличивать штат сотрудников финансовой разведки в разы.

Выход из ситуации, по нашей оценке, может быть сконцентрирован на двух сценариях. Первый и кардинальный — жесткое лимитирование снятия наличности из банкоматов и еще более жесткое лимитирование перевода крупных сумм с карточки на карточку. Эти суммы должны быть крайне незначительными и ограничены длительными временными рамками. Крупные суммы должны переводиться только через счета с обязательными гарантийными документами контрагентов или фирм. Прекратить использование этой схемы такие меры, конечно, не могут, но они максимально затруднят ее. Она заставляет террористов привлекать к осуществлению таких схем большее количество лиц, что автоматически увеличивает риск расшифровки. Рассматривать вариант кардинального прекращения обслуживания банкоматов в проблемных странах, конечно, не стоит. Как по причине массовых исков со стороны этих государств и граждан, что может привести к серьезным компенсационным выплатам, так и отсутствия соответствующей законодательной базы.

Из этого следует только один вывод. Ликвидировать или, по крайней мере, серьезно минимизировать объемы финансирования ИГ возможно только в случае уничтожения основных источников получения финансов. В данном случае — это подрыв самой системы контрабанды иракской нефти террористами. Как путем «пережимания» основных логистических коридоров контрабанды путем взятия той же Ракки, так и установления надежного контроля над нефтяными полями в суннитском треугольнике в Ираке. А это делает вариант проведения масштабных военных операций против террористов безальтернативным.

52.18MB | MySQL:103 | 0,509sec