О туристическом секторе Марокко

Туризм формирует 7,5 % ВВП Марокко[i], а с учетом косвенного влияния – 12 %[ii]. Это второй по значимости сектор в экономике королевства после добычи, производства и экспорта фосфатов и фосфатной продукции.

Развитие отрасли началось здесь в 1918 гг., когда существовал французский протекторат. В том году Париж создал специальный туристический комитет на территории Марокко, задачей которого стала организация отдыха для французских граждан. Начиная с 1930-х гг. эти территории стали рассматриваться не только как пляжное направление, но и как культурно-историческое.

После получения независимости в 1956 г. развитие отрасли замедлилось, а около 80 % инвестиций шли со стороны государства. В 1965 г. правительство приняло решение о либерализации отрасли, что позволило привлечь большой объем инвестиций как со стороны европейцев, так и со стороны местного бизнеса. К 1985 г. 90 % инвестиций стали приходить от частных коммерческих структур[iii].

Отрасль сегодня создает 505 000 рабочих мест, что соответствует 5 %-й доле от общего количества работающих в стране, а также является вторым источником иностранной валюты в Марокко (первое место приходится на денежные переводы подданных королевства, работающих за рубежом).

Количество посетивших страну туристов в 2014 г. превысило 10,3 млн чел. Большую часть составляли граждане Франции (ок. 30 %  в 2014 г.), Великобритании (ок. 10 % в 2014 г.), Германии, арабских стран (4-5 % в 2014 г.), Испании (3-4 % в 2014 г.). В 2015 г. наблюдается значительное сокращение (до 20 %-го уровня) туристов из Франции, что связывается марокканскими экспертами с террористическими актами, имевшими место во Франции в начале 2015 г. На европейцев приходится 90 % всех посетителей.

Настоящий бум отрасли пришелся на нулевые года, когда с 4,4 млн посетителей в 2001 г. этот показатель достиг 8,7 млн чел в 2010 г.  Впоследствии прирост посетителей замедлился.

Условно страна поделена на 8 туристических зон (территории Западной Сахары также включены в них под названием «Большой Южный Атлас»). Самой посещаемой из них является «Средний Атлас», включающая в себя Касабланку, Рабат, Мохаммедию (2,8 млн чел), за ней следует зона «Марракеш» (1,9 млн чел), зона «Сус Сахара Атлас», включающая районы побережья от Агадира до условной границы с Западной Сахарой (1,2 млн чел). Наименьшей популярностью у туристов пользуются территории Западной Сахары. В соответствии с заявленными правительством целями, к 2020 г. эти 3 зоны должны остаться главными направлениями туристов и принять соответственно 3,8 млн чел, 3,7 млн чел и 3,9 млн чел. Увеличение общего количества туристов к тому же году, по информации Министерства туризма Марокко, предполагается до 20 млн чел/год с 10 млн сегодня.

По количеству принимающих койко-мест первые места по состоянию на 2014 г. занимают Агадир (77 334), Марракеш (64 045), Касабланка (52 916).

Главные преимущества королевства с точки зрения туризма, это близость к Европе, большое количество пляжей, исторических и культурных памятников, тесные исторические и экономические связи с Европой (в случае с Францией и Испанией), развитая транспортная инфраструктура.

Также имеются два горнолыжных курорта, кажущихся экзотическими для такой страны – Ифран (рядом с Фесом) и Оукаимеден (80 км от Мараккеша). Первый является небольшим, а второй по площади может претендовать на горнолыжный курорт международного значения, однако, к его объективным недостаткам относятся климатические особенности – достаточное количество снега выпадает не каждый год, а при выпадениях нередки заносы. Кроме того, наблюдается недостаток  отелей и иной инфраструктуры, хотя подъемники сооружены. Эмиратская компания Emaar заявляла о намерении инвестировать 1,4 млрд $ в строительство 11 новых отелей (вместо 3-х маленьких сегодня) и площадки для гольфа (в случае успешной реализации идеи она будет самой высокой в мире), однако, окончательного решения пока не принято[iv]. Курорты посещают как марокканцы, так и некоторые европейцы, которых привлекает необычная возможность за короткий промежуток времени попасть из жаркой знойной Сахары на заснеженные вершины.

Согласно заявленным намерениям правительства, развитие сектора в период до 2020 г. принесет большие результаты. Помимо удвоения числа посетивших страну иностранцев, планируется увеличение выручки, приносимой отраслью, в 2,5 раза, что сделает туризм главным стержнем экономики. Количество отелей и гостевых домов должно удвоиться к тому же сроку, а число лиц, занятых в отрасли, возрасти еще на 470 тыс. чел. Заявлено о необходимости улучшения качества предоставляемых услуг, повышения их разнообразия, расширения предложения и т.д. Существует так называемый «План «Азур»», утвержденный правительством и предполагающий строительство к 2020 г. шести крупных курортов (1 – на Средиземном море, 5 – на Атлантическом океане), отвечающих самым современным требованиям. Однако, информации о начале финансирования проектов пока нет.

Правительство утверждает, что к 2020 г. Марокко войдет в 20 стран мира, являющихся главными туристическими направлениями, а его туристическая отрасль станет самой динамично развивающейся в Средиземноморье.

Инвестирование осуществляется путем привлечения кредитных ресурсов и на средства специализированных фондов. Законодательством предусмотрен широкий перечень налоговых и административных льгот для инвестиций в сектор. Главные вложения исторически приходятся на Францию и Испанию.

Крупным инвестором в сектор являются страны Персидского залива. Прежде всего, это ОАЭ, инвестируют в сектор на протяжении последних 15 лет.

В продолжение коллективного решения (в рамках ОАЭ, Катара, Кувейта, Саудовской Аравии) о предоставления королевству помощи объемом 5 млрд долл. в период с 2012 по 2017 гг. для преодоления негативных последствий «арабской весны» был создан фонд Wessal Capital. В него вошли  Qatari fund, The Kuwait Investment Authority’s Al Ajial Investments, Abu Dhabi’s Sovereign Wealth Fund Aabar, Saudi Investment Fund и The Moroccan Fund for Tourism Development, а главное предназначение – поддержка туризма в Марокко. Деньги, выделенными странами Залива, рассматриваются не в качестве предоставляемой помощи, а в качестве инвестиций, и предоставляются отдельно от нее. Предполагается, что с помощью фонда будут осуществлены инвестиции в королевство на общую сумму 3,4 млрд долл. Уже заявлено о непосредственном финансировании проектов в Касабланке (строительство отелей, реконструкция исторической части города) на сумму 737 млн долл.[v], а также в Рабате (сооружение инфраструктуры в районе устья реки Бу-Регрер на сумму 1,1 млрд долл.)[vi].

Еще одно направление развития сектора – попытка привлечь туристов из «нетрадиционных» стран. В первую очередь это Россия и стран Восточной Европы, на которые возлагаются большие надежды. В сентябре сего года министр туризма заявил о планах по привлечению в страну около 100 тыс. китайских гостей к 2018 г. По его словам, это крошечное количество как на фоне общего количества посетителей королевства, так и на фоне китайского турпотока. Однако, Китай сегодня – самая быстрорастущая страна в плане количества потенциальных туристов (они оцениваются в 100 млн чел в год), и этот шаг рассматривается Рабатом как начальный этап в завоевании королевством статуса нового направления для китайских туристов. Привлечь жителей Поднебесной, по словам министра, очень сложно, так как главным препятствием здесь является большое расстояние и не традиционность маршрута для жителей Китая. Поэтому, большие надежды возлагаются на кооперацию с представителями французской и испанской туриндустрии, в соответствии с которой Марокко на первых этапах станет дополнительным направлением для посещающих эти европейские страны гостей из Китая. Кроме того, налажено авиасообщение между Марокко и Китаем, начато издательство путеводителей на китайском языке, приняты иные меры для стимулирования притока гостей из Поднебесной[vii].

К слабым местам можно отнести, прежде всего, ценовой фактор. Согласно подсчетам европейских экспертов в области туризма, цены на услуги туриндустрии в Марокко значительно выше по сравнению с Египтом и Тунисом.

Еще одно слабое место – угроза терроризма. Напомним, что теракты, жертвами которых являлись и иностранные туристы, уже имели место в королевстве. «Арабская весна» и последовавший за ней период нестабильности в Северной Африке называется одной из главных причин замедления роста отрасли в Марокко, которая является мусульманской страной, что ассоциируется у многих западных туристов, не склонных к глубокой аналитике, с терроризмом и иными связанными угрозами.

К недостаткам также относится и недостаточный уровень подготовки персонала предприятий туриндустрии, особенно в языковом отношении: уровень владения английским среди населения невысокий (в отличие от французского). Это рассматривается европейскими экспертами как сдерживающий фактор для потенциальных туристов из европейских стран. Кроме того, негативными факторами являются и высокий уровень уличной преступности (имущественного характера), большое количество попрошаек на улицах, антисанитария. По угрозе заражения желудочно-кишечными заболеваниями Марокко указывается некоторыми экспертами как одно из самых опасных туристических направлений.

Также одной из проблем с точки зрения развития отрасли является недостаточное количество собственных воздушных судов, в связи с чем Рабат принимает усилия по увеличению и расширению рейсов, совершаемых авиакомпаниями стран Персидского залива.

В-целом, усилия марокканского правительства на протяжении последних десятилетий принесли ощутимый результат в развитии туристического сектора, что стало главным стимулом экономического роста. С точки зрения потенциала, накопленного опыта и политической обстановки возможности для дальнейшего расширения туриндустрии и повышения показателей имеются.

Однако, самое негативное влияние на поток туристов и на инвестиции в объекты туризма могут оказать негативные факторы в виде нестабильности во всем регионе Ближнего Востока, частью которой является Марокко. Даже в случае стабильности на территории страны, события в регионе способны отпугнуть как потенциальных туристов, так и инвесторов. Негативное влияние на инвестиции оказывают и экономические трудности в странах Персидского Залива в связи со снижением цен на нефть, так как на их инвестиции возлагаются большие надежды. Ввиду этого, описанные выше цели, поставленные правительством, на наш взгляд, считаются излишне оптимистичными, а возможности их достижения пока представляются маловероятными.

[i] http://www.tourism-review.com/morocco-focuses-on-eco-tourism-news4611

[ii] Здесь и далее данные Министерства туризма Марокко http://www.tourisme.gov.ma/ar

[iii] http://www.isc.hbs.edu/resources/courses/moc-course-at-harvard/Documents/pdf/student-projects/Morocco_Tourism_2008.pdf

[iv] http://english.alarabiya.net/en/perspective/features/2015/03/09/From-sand-dunes-to-ski-slopes-Moroccan-style.html

[v] http://english.alarabiya.net/en/business/economy/2014/04/01/Gulf-states-to-invest-737-million-in-Morocco-tourism-infrastructure.html

[vi] http://english.alarabiya.net/en/business/economy/2014/05/13/Wessal-Capital-to-invest-1-10-bln-in-Morocco-tourism.html

[vii] http://northafricapost.com/9324-morocco-targets-100000-chinese-tourists-by-2018.html

52.37MB | MySQL:106 | 0,646sec