О нефтегазовых трубопроводах стран Северной Африки

Именно на севере Африки сконцентрирована наиболее широкая сеть нефтегазовых трубопроводов на континенте. При этом в основном это нефте- и газопроводы, которые соединяют месторождения с экспортными портами либо напрямую с потребителем. Между собой страны практические не связаны инфраструктурой, за исключением нескольких транзитных маршрутов между Алжиром и Тунисом и между Алжиром и Марокко.

Хотелось бы сразу пояснить, что в статье не будет рассмотрен Египет, т.к. его нефтегазовая трубопроводная система больше связана со странами Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, нежели государствами на севере Африки.

О внутренних трубопроводах

Ливийская нефтегазовая трубопроводная система соединяет районы добычи, переработки и экспорта (порты) углеводородов. Нефте- и газопроводы обеспечивают поступления сырья в морские порты на севере: Тобрук, эз-Зувейтина, эль-Бурайка, Рас-Лануф, ас-Сидр, эз-Завия, Мелита.

Трубопроводы и нефтехранилища Ливии пострадали за период гражданской войны, которая продолжается уже на протяжении более четырех лет. Не раз происходили взрывы на нефтехранилищах и трубопроводах, не говоря уже о приостановке добычи на крупнейших месторождениях страны. Рабочие, обеспечивающие функционирование трубопроводов от восточных нефтяных полей до Триполи, не выходили на смены, требуя выплаты зарплат[i].

Следует отметить, что промышленные трубопроводы на севере и востоке (в районах месторождений Сирта) продолжают функционировать, в то время как больший ущерб понесла распределительная инфраструктура. Нехватку газа, которую испытывает ливийское население, некоторые связывают именно с инфраструктурными проблемами.

В Тунисе сеть нефтегазовых трубопроводов соединяет месторождения на юге, западе и севере страны с тремя основными портами на востоке — Сфакс, Сехира и Габес. Однако, крупные объемы углеводородов на экспорт поступают лишь через транзитный газопровод из Алжира, о котором речь пойдет далее. Есть также два трансграничных трубопровода, по которым Тунис получает алжирские углеводороды. Это трубопроводы Ин-Аменас-Сехира, эль-Борма-Сехира  и эль-Борма-Габес. К слову, именно в алжирском Ин-Аменас 13 января 2013 г. исламисты взяли в заложники рабочих, занятых на газовом месторождении, где операторами были BP, Statoil и Sonatrach.

Будучи одним из крупных производителей углеводородов, Алжир имеет наиболее широкую сеть нефте- и газопроводов. Как и в случае с другими североафриканскими странами, большинство из них находится на севере страны. Причем, около десятка ниток протянуто от крупнейшего алжирского месторождения Хасси-Рмель, а также от находящегося юго-восточнее района Хауд эль-Хамра (Haoud El Hamra). К этим системам подключены и трубопроводы с более южных месторождений Ин-Аменас и Ин-Салах. Нитки трубопроводов тянутся к портам на севере: эль-Каля, Скикда, Беджая, Алжир, Арзью (Arzew)[ii]. Их общая протяженность превышает 8 тыс. км. Основным оператором трубопроводов является государственная компания Sonatrach.

В Марокко нефтегазотранспортная инфраструктура практически не развита, за исключением транзитного газопровода из Алжира, о котором речь пойдет далее.

Об экспортных газопроводах в Европу

Средиземное море, безусловно, является очень важным путем для транспортировки нефти и других грузов. Однако, это не применительно к транспортировке сырья через трубопроводы. Несмотря на, казалось бы, географическую близость, страны Европы получают большую часть сырья из стран Северной Африки благодаря танкерным перевозкам, а не через систему трубопроводов. Средняя глубина Средиземного моря составляет 1500 м, максимальная — более 5000 м. В таких условиях прокладывать газопроводы и, тем более, нефтепроводы сложно или невозможно. Для сравнения, российский «Голубой поток», который считается одним из самых глубоководных газопроводов в мире, в максимальной точке уходит на 2,2 км в глубину.

Поэтому между Европой и Африкой в регионе Средиземноморья проложено лишь считанное число газопроводов и только в тех районах, где строительство их было технически возможно. Это район Гибралтарского пролива и моря Альборан (трубопроводы между Алжиром и Испанией) и расширенная полоса шельфа между Тунисом и западным побережьем Ливии, и Сицилией.

Экспортные газопроводы из Северной Африки в Европу

image001

газопровод маршрут мощность (млрд куб. м/год) диаметр труб (сухопутный участок/морской в мм)
Greenstreem Ливия — Италия 11 810
Trans-Mediterranean Алжир — Тунис — Италия (далее Словения) 30 1200/650
Medgaz Алжир — Испания 8 1200/610
Maghreb-Europe Алжир — Марокко — Испания (далее Португалия) 12 от 1200 на суше до 560 под водой

Наиболее глубоководным газопроводом в регионе является соединяющий запад Ливии и Сицилию «Зеленый поток» (Greenstream). Протяженность морского участка —  540 км, максимальная глубина — 1,1 км. До «арабской весны» по газопроводу прокачивали порядка 8,5 млрд куб. м газа в год. 12% всего импортируемого Италией природного газа приходило именно через «Зеленый поток». После начала политической нестабильности в Ливии функционирование газопровода постоянно нарушалось. Район ливийского порта Милита, откуда протянут трубопровод, стал местом столкновения различных сил.

В 2013 г. экспорт газа по трубопроводу был остановлен в связи с протестами местного берберского населения. Экспорт затем возобновился, однако общие его объемы снижались. Представители ливийской Национальной нефтяной компании сообщали, что не смогут поставить в Италию обещанные объемы газа.

Были и другого рода сложности. В июле 2015 г. неподалеку от нефтегазового комплекса Мелита были похищены четыре итальянских специалиста. Не раз проблемы с работой объекта были связаны с нежеланием итальянских специалистов работать в сложных с точки зрения безопасности условиях.

Рост итальянского импорта газа из Ливии был зафиксирован лишь в начале 2015 г. По данным издания Financial Times, в январе-мае 2015 г. Италия получила на 37% больше газа из Ливии, чем годом ранее[iii]. За последнюю неделю сентября средний показатель ежедневной транспортировки газа по «Зеленому потоку» превысил 20 млн куб. м/день[iv].

Западнее от «Зеленого потока» проложен «Транссредиземноморский газопровод» (Trans-Mediterranean, TransMed). Он соединяет крупнейшее месторождение газа в Алжире — Хасси-Рмель — с европейскими потребителями (Италия, Словения). Страной-транзитером выступает Тунис. Общая протяженность газопровода 2500 км, длина морского участка — 155 км. Он рассчитан на перекачку 30 млрд куб. м газа в год.

За транзит сырья Тунис получает плату за транзит в виде алжирского природного газа, так как своя добыча в стране постоянно сокращается и обеспечивает внутренние потребности лишь на 45%[v]. Функционируют две ветки трубопровода, первая была построена еще в середине 1980-х гг., вторая — в середине 1990-х. Это один из первых в истории реализованных глубоководных проектов.

Третий североафриканский экспортный газопровод — «Медгаз» (Medgaz) экспортирует сырье в Испанию. Мощность «Медгаза» — 8 млрд куб. м/год. Его строительство было завершено в 2011 г. Доли в консорциуме Medgaz имеют алжирская Sonatrach (36%), испанские CEPSA, Iberdrola (по 20%), Endesa (12%) и французская Gaz de France (12%). Ранее акционерами были BP и Total.

Еще один газопровод в Испанию — «Магриб-Европа». Он опять же поставляет газ с месторождения Хасси-Рмель, но через территорию Марокко. Газопровод был введен в эксплуатацию в 1996 г., ранее его строительство было не возможно из-за войны в Западной Сахаре. Сегодня «Магриб-Европа» может транспортировать 12 млрд куб. м/год, хотя до введения в строй дополнительной компрессорной станции в Алжире его мощность была 8,6 млрд куб. м/год. Газопровод обеспечивает снабжение не только Испании, но и Португалии[vi].

Как и Тунис, Марокко в виде оплаты за транзитные услуги получает часть алжирского газа. Марокканский участок трубопровода слабо интегрирован в систему внутреннего газоснабжения страны, хотя поставляет сырье на две ТЭС комбинированного цикла (Tahaddart), которые в общей сумме производят почти 1000 Мвт электроэнергии. Договор о транзите, подписанный между Алжиром и Марокко, истекает уже в 2021 г[vii]. Судя по сообщениям марокканской стороны, продление договора не ожидается[viii].

В прессе периодически появляются слухи о расширении существующих газопроводов или строительстве новых. Наибольшие шансы были у проекта газопровода Galsi (Gasdotto Algeria Sardegna Italia). Он должен был поставлять сырье с того же месторождения Хасси-Рмель в Европу. Планировалось, что его мощность составит 8 млрд куб. м/год. Межправительственное соглашение о его строительстве было подписано еще в 2007 г. С тех пор строительство газопровода много раз откладывалось. Причем, по самым разным причинам, среди которых коррупционные скандалы, претензии итальянских экологов, сложности привлечения финансирования, невозможность согласовать цены на газ[ix]. В последнее время сообщения официальных представителей Алжира о возможности возобновления проекта Galsi в основном следовали за заявлениями представителей Италии или Евросоюза о необходимости диверсифицировать поставки углеводородов (подразумевая снижение зависимосте Италии от российского газа)[x].

image002

Проект газопровода Galsi

Также периодически появляются заявления о планах повысить мощность экспортных трубопроводов в Испанию, где планируется строительство газопровода Midcat (Испания-Франция)[xi].

Сегодня, как представляется, не следует уделять большого значения слухам о возможном строительстве новых газопроводов из Алжира, ведь экспорт газа из этой страны постоянно падает. Причиной тому — снижение добычи в стране на фоне роста потребностей внутреннего рынке. Только за первое полугодие 2015 г. объемы экспорта газа из Алжира снизились на 4,6%, при том, что власти страны рассчитывали на рост этого показателя на 4,1%[xii]. В таких условиях перед Алжиром стоит задача сократить темпы снижения экспорта по существующим газопроводам, и уж никак не расширение газотранспортных мощностей. Кроме того, новые инфраструктурные проекты не возможны в период жесткой экономии и дефицита бюджета, которые сейчас переживает Алжир.

Стоит упомянуть еще об одном проекте, строительство которого не может начаться в течение уже многих лет. Это «Транссахарский газопровод», который по замыслу должен протянуться от месторождений газа в Нигерии до экспортных трубопроводов Алжира проходя также по территории Нигера. Его мощность должна составить 30 млрд куб. м газа в год.

О серьезных планах реализации этого проекта заговорили еще в начале 2000-х гг. Однако, с того момента было подготовлено лишь технико-экономическое обоснование проекта, а также подписан ряд договоров и меморандумов между сторонами. Участниками должны были стать национальные компании трех стран: у нигерийской компании и алжирской Sonatrach — 90% доли проекта, у компании Нигера — оставшиеся 10%. Работу тормозили причины, связанные с нестабильностью в странах-участницах, а также проблемы с финансированием. На 2015 г. стоимость строительства оценивается в $20 млрд.  Заявления о возобновлении проекта поступают почти каждый год[xiii], однако на 2015 г. никаких новых серьезных предпосылок того, что проект все же будет реализован, нет.

Ливия и Тунис ранее заявляли о намерении построить газопровод между странами, однако после начала событий «арабской весны», планы были отложены. Сейчас сложно представить, что Ливия в ближайшее время сможет реализовать подобный проект, хотя на словах она и пытается вернуть инвестиции в свой нефтегазовый комплекс.

В целом объемы экспорта североафирканского газа в Европу через описанные выше четыре газопровода в первой половине 2015 г. составили 2,4 млрд куб. м. Это на 26% меньше, чем за тот же период 2011 г. Две основные причины такого падения — нестабильность в Ливии и снижение объемов экспорта Алжира.

Южный Судан и Судан в силу географических и политических причин стоит рассматривать отдельно. Во-первых, южносуданские углеводороды не имеют выхода на Средиземное море. Судан не связан трубопроводом с Египтом, либо Ливией. Во-вторых, пока в обеих странах сохраняется серьезная политическая нестабильность (особенно в Южном Судане).

Нефтепроводы Судана и Южного Судана

image003

Нефтегазовый сектор на протяжении последнего десятилетия находится в центре водоворота проблем, которые особенно обострились в период до и после отделения Южного Судана. Ведь 75% нефти, которую добывал ранее единый Судан, досталось Южному Судану, в то время как два существующих нефтепровода, доставляющих ресурсы в экспортный порт, проходят по территории северной республики. Два трубопровода протянуты от месторождений в провинциях Верхний Нил, Юнити (Западный Верхний Нил) и Вараб до Хартума, а оттуда до Порт-Судана на Красном море. Нефтепровод от месторождения Бентиу (Bentiu) был построен в 1999 г., его мощность — 250 тыс. барр./день.

Борьба за контроль над нефтепроводом продолжалась до объявления независимости на юге. Затем стороны начали спорить о стоимости транзита. В 2012 г. Южный Судан, несогласный с требованиями за транзит своего северного соседа, вообще прекратил добычу нефти. После возобновления добычи, уже северная республика начала угрожать перекрыть трубопровод.

По сути, нефтяная отрасль постоянно используется каждой стороной для давления на другую. Это касается как военно-политической борьбы (Север требует от Юга прекращения финансирования повстанцев в Судане), так и чисто экономического распределения нефтяных доходов. А Судан хочет получать треть стоимости нефти, которая проходит по его территории. О том, что стороны достигли договоренности по условиям транзита сообщалось еще в августе 2012. Но проблемы с тех пор на деле решены не были.

На протяжении уже нескольких лет власти Южного Судана заявляют о планах строительства альтернативного трубопровода через Кению к порту Ламу на Индийском океане. Об этом говорили еще до отделения южной республики и продолжают говорить сейчас. Стоимость такого проекта, по мнению некоторых экспертов, может достигать $10 млрд. Также существуют планы возведения нефтепровода Южный Судан — Уганда — Кения.

Суданцы надеются на помощь иностранных инвестиций, что вполне понятно: в период до обострения конфликта больше половины суданской нефти шло в Китай (чуть более 250 тыс. барр./день). Китайская корпорация уже помогла построить один из существующих нефтепроводов. Кроме того, крупнейшими нефтепроизводителями в стране были китайская CNPC, индийская ONGC и малазийская Petronas.

Как видится, сейчас перспективы реализации какого-либо подобного проекта очень невелики. Даже учитывая заключенное недавно новое мирное соглашение между противоборствующим силами в Южном Судане. Во-первых, факт подписания перемирия не означает его реального исполнения. Это уже многократно доказала история Судана. Во-вторых, за период конфликта показатели добычи нефти значительно упали: с почти 500 тыс. барр./день в период до 2010 г. до порядка 150 тыс. барр./день в середине 2015 г. Поэтому Южному Судану необходимо инвестировать не только в нефтетранспортную инфраструктуру, но и в нефтедобывающую. В-третьих, южносуданская нефть не отличается высоким качеством и продается по сравнительно невысоким ценам, что означает еще большее снижение как доходов в казну страны, так и заинтересованности со стороны инвесторов. Наконец, низкие цены на нефть заставляют международные компании ограничивать свои инвестиции в высокорисковые и затратные проекты. В то же время национальные компании стран нефтеимпортеров (Китай, Индия) сейчас имеют избыток предложения, что также позволяет им снижать инвестиции в сложные проекты.

Поэтому до тех пор, пока Южный Судан не докажет, что ситуация в стране по-настоящему стабилизировалась, ожидать скорого расширения нефтепроводной инфраструктуры в стране не следует.

[i]                       Портал «Аль-Хурра» [араб.] http://www.alhurra.com/content/threat-oil-supplies-eastern-benghazi/240411.html

[ii]                      Подробная карта трубопроводов и насосных станций на сайте компании Sonatrach: http://www.sonatrach.com/en/PDF/transport_par_canalisation.pdf

[iii]                     Газета The Financial Times http://www.ft.com/intl/cms/s/0/e20e3134-2eb2-11e5-8873-775ba7c2ea3d.html#axzz3nss0GZzJ

[iv]                     Агентство Interfax http://interfaxenergy.com/gasdaily/article/17785/trans-med-leads-north-african-export-growth

[v]                      Тунисское издание Global Net [франц.] http://www.gnet.tn/actualites-nationales/tunisie-le-pdg-de-letap-revele-des-chiffres-sur-le-petrole-et-le-gaz/id-menu-958.html

[vi]                     О газопроводе Магриб-Европа на сайте компании Galp Energia http://www.galpenergia.com/EN/Investidor/ConhecerGalpEnergia/Os-nossos-negocios/Gas-Power/Gas-Natural/Aprovisionamento/Paginas/Pipelines-internacionais.aspx

[vii]                    Марокканское издание Telquel [франц.] http://telquel.ma/2014/12/17/tout-ce-quil-faut-savoir-sur-plan-gazier-marocain-en-quatre-questions_1426585

[viii]                   Международное радио Китая [франц.] http://french.cri.cn/621/2015/01/16/562s418010.htm

[ix]                     Издание Forbes http://www.forbes.com/sites/christophercoats/2013/02/14/galsi-pipeline-suffers-what-could-be-final-blow/

[x]                      Подробнее о проекте Galsi: http://www.galsi.it/

[xi]                     Газета The Financial Times http://www.ft.com/intl/cms/s/0/056e89b0-19b1-11e5-a130-2e7db721f996.html#axzz3nzGBlIqg

[xii]                    Агентство Zawya https://www.zawya.com/story/Algeria_H1_oil_gas_export_volumes_down_46_central_bank-TR20150908nL5N11E3HTX2/

[xiii]                   Портал Oilprice.com http://oilprice.com/Energy/Energy-General/Nigeria-Mulls-20-Billion-Trans-Saharan-Natural-Gas-Project.html

52.45MB | MySQL:108 | 0,538sec