Cоглашение по ядерной программе и перспективы для Ирана

В июле 2015г. подписано всеобъемлющее соглашение «шестерки» (пять постоянных членов совета Безопасности ООН плюс ФРГ) с Ираном, в котором были согласованы основные параметры сокращения иранской ядерной программы в обмен на отмену санкций. Это своеобразный документ, уникальный с точки зрения его вписанности в систему международного права. Хотя подписанный документ не требует дополнительного одобрения законодательными органами подписавших его стран, тем не менее, было очевидно, что вероятность его реализации зависела от признания соглашения национальными законодательными структурами. Особое внимание было приковано к обсуждению Соглашения в США и в Иране. После долгих обсуждений и споров иранский парламент большинством голосов одобрил деятельность правительства в переговорах с «шестеркой». Такая позиция иранского парламента объяснялась объективными причинами. Главной из них является экономическая ситуация в Иране, а вернее кризис, отчетливо проявившийся ко времени президентских выборов, т.е. к началу 2013 г.

Именно экономический кризис, обусловленный более чем на 80% антииранскими санкциями, стал основным стимулом согласия Ирана на изменение своей позиции по ядерной программе. Достигнутое соглашение открывает возможность реально улучшить экономический климат в результате отмены санкций, особенно энергетических и банковских, сделает возможным подключение Ирана к международным энергетическим проектам, а это, несомненно, усилит его региональные позиции и, конечно, амбиции.

Открывается возможность проведения таких экономических мероприятий, которые могут значительно повлиять на соотношение политических сил, или вернее, на баланс правящих элит. Это, во-первых, изменение характера приватизации, чтобы собственность, как в период санкций, не передавалась религиозно-бюрократическим кланам или компаниям Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а продавалась через аукционы и открытые торги.

Во-вторых, можно предположить, что правительству Х.Роухани удастся убедить иранский парламент пойти на изменение налоговой системы за счет обложения налогами различных религиозных институтов, получающих доходы в том числе и за счет добровольной уплаты хумса большинством населения страны, а это — огромные средства, не подотчетные государству. В результате экономический потенциал духовенства может оказаться значительно уменьшенным, что скажется и на сокращение финансовой поддержки религиозных сил за пределами страны. Но такое изменение экономической политики возможно только при сохранении во власти сторонников курса Х.Роухани. Подписание соглашения по иранской ядерной программе укрепило их позиции, что чрезвычайно важно из-за начавшейся

предвыборной борьбы в связи с парламентскими выборами в феврале 2016 г. В этой борьбе важна позиция Верховного лидера ИРИ (рахбара) аятоллы А.Хаменеи и КСИР. Соглашения могут стать существенным фактором снижения уровня милитаризации экономики и политического влияния КСИР. В этих условиях можно ожидать, что средством повысить свою политическую значимость станет активное участие КСИР в конфликтах в соседних странах и попытки сорвать достигнутые договоренности. В такой ситуации важна позиция А.Хаменеи, который вынужден был отказаться от развития ядерной программы, как общенациональной идеи, и пойти на компромисс с Западом, как в свое время Р.Хомейни согласился на мир с Ираком. Позиция рахбара все время меняется, но он не может не учитывать того, что большинство населения в настоящее время поддерживает внешнеполитические шаги Х.Роухани.

В иранских политических кругах отчетливо осознание того, что именно благодаря американской позиции удалось достичь соглашения, и что США в настоящее время заинтересованы во включение Ирана в решение ближневосточных проблем. Администрация США рассчитывает использовать иранское влияние и иранские ресурсы для подключения его к борьбе против «Исламского государства». Не исключено, что изменение позиции США в отношении Ирана, как центральной шиитской страны в регионе, может снизить накал противоречий между Саудовской Аравией и Ираном (как это было в шахский период), уменьшить антиамериканские настроения шиитских организаций.

Нельзя исключать, что одной из целей США, особенно в результате «украинского кризиса», является вовлечение Ирана в энергетические региональные проекты, конкурирующие с Россией, особенно газовые маршруты, проходящие по территории стран региона.

Представляется, что после заключения всеобщего соглашения и до полной отмены санкций позиция Ирана по региональным проблемам станет более осторожной. Хотя нельзя не учитывать, что неподконтрольные президенту силы КСИР (он подчиняется рахбару) могут не всегда согласовывать свои операции с правительством. Россия, приняв активное участие в подготовке договоренностей, восстанавливает для Ирана свои позиции влиятельной политической страны. Но не исключено, что нынешнее положение России из-за украинской проблемы будет активно использоваться Ираном, прежде всего, для выстраивания своих отношений с Западом. Иран в этой ситуации может выиграть экономически и даже политически. Но и отношения с Россией останутся для Ирана приоритетными, как в рамках двухсторонних отношений, так и многосторонних. Перспективным могут быть совместные проекты в ШОС, а Россия поддерживает принятие Ирана в ее члены, в проекте «Экономический пояс Шелкового пути». Иран стал еще в июне т.г., т.е. до подписания Венского соглашения, акционером Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, целью которого является финансирование проектов Шелкового пути и одним из инициаторов создания которого была  Россия. После отмены санкций с большой долей вероятности можно ожидать активизацию и повышение эффективности работы МТК «Север-Юг».

Соглашение, несомненно, открывает перед Ираном, большие экономические возможности. Уже в процессе переговоров некоторые из санкций были смягчены, в Иран стали возвращаться средства, замороженные из-за отключения банковской системы от СВИФТ. Смягчение санкций на страховые компании позволило увеличить внешнеторговые операции. Для Ирана это чрезвычайно важно не только как экспортеру углеводородов, но и  как как импортеру товаров, необходимых для поддержания и развития промышленного производства, газо- и нефтедобычи. Необходимо учитывать, что в структуре иранского импорта наибольший удельный вес занимают полуфабрикаты для промышленности (40%) и оборудование (30%). Стал постепенно увеличиваться  добыча и экспорт нефти, оживился бизнес, что позволило  переломить негативный тренд роста ВВП уже в 2014 г. и начать его подъем. В 2014 г. темп роста составил 3,0%, прогноз на 2015 г. – более 3%.

Особенно позитивным для экономики стало восстановление роста промышленных отраслей (без нефти).   Хотя пока санкции официально не сняты,   стал очевидным интерес зарубежных компаний к иранскому рынку,  энергетическому потенциалу Ирана, к  продвижению  иранского газа на европейский рынок. В 2014 г. накопленные прямые иностранные инвестиции превысили 43 млрд долл., Иран рассчитывает не только на их рост в ближайшем будущем, но и на изменение структуры ПИИ в сторону увеличения доли европейских и американских компаний. К концу 2014 г. возросли до 110 млрд долл. золотовалютные резервы, несмотря на падение цен на нефть, продолжающую оставаться главным источником валютных поступлений. Таким образом, даже ожидание отмены санкций положительно сказались на тенденциях экономического развития. И если Иран будет придерживаться условий соглашения, можно ожидать, что по мере включения в мировой рынок Иран сумеет поднять свой экономический потенциал, и начать реформирование структуры своей экономики и снижать ее зависимость от экспорта углеводородов.

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,486sec