Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ситуацией в Сирии и Ираном. В различных районах Сирии правительственные войска развивали наступление на позиции боевиков экстремистских группировок. 18 октября официально вступил в силу Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе — соглашение, заключенное 14 июля в Вене между «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) и Ираном.
В Сирии правительственные войска при поддержке авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России продолжают наступление на позиции боевиков «Исламского государства (ИГ) и других экстремистских группировок. Главные усилия сирийская армия прилагает на севере и северо-западе страны в провинциях Хомс, Хама, Алеппо, Идлиб и Латакия, где от противника освобожден целый ряд населенных пунктов. Наступление на боевиков ведется также в пригородах Дамаска и южных провинциях Деръа и Эль-Кунейтра. ВВС САР выполняют задачи по борьбе с боевиками по своему плану, но при этом координируют действия с ВКС РФ. В целом же успехи правительственных сил носят пока тактический характер и не привели к разгрому крупных сил противника. Авиация ВКС России наносит интенсивные удары по боевикам «Исламского государства» (ИГ) и других экстремистских группировок в провинциях Хама, Хомс, Алеппо, Латакия, Идлиб, Ракка и Дейр-эз-Зор. По данным МО РФ, уничтожено большое число опорных пунктов, огневых позиций, пунктов управления, полевых лагерей и лагерей подготовки боевиков, различных складов, мастерских по самодельному изготовлению оружия. Боевики ИГ начали отступление, в связи с чем российская авиация усилила разведку. Генштаб ВС РФ сообщает, что боевики выходят из районов боевых действий через переходы для беженцев на сирийско-турецкой границе, а дезертирство среди них приобретает массовый характер, большинство бандформирований деморализованы. В МО РФ сообщили, что для борьбы с боевиками ИГ в Сирии может быть создана единая военная база.
По итогам очередной консультации представителей военных ведомств США и РФ «констатировано сближение позиций по ключевым положениям будущего документа» по обеспечению безопасности полетов в сирийском воздушном пространстве. Для недопущения инцидентов в воздушном пространстве Сирии и сопредельных с ней районов налажена прямая связь российских военных с командованием ВВС Турции и Израиля.
Военно-транспортные самолеты США сбросили 12 октября 50 т боеприпасов силам сирийской оппозиции (курдским формированиям) в провинции Хасеке на северо-востоке Сирии, что вызвало резкое недовольство в Анкаре. В МИДе России опровергли информацию о том, что РФ якобы поставляет вооружение сирийским курдам.
Представители ВВС Турции заявил 16 октября, что турецкие истребители сбили неопознанный беспилотник вблизи сирийской границы.
Турция и Саудовская Аравия подтвердили готовность поддерживать сирийскую оппозицию, заявил 15 октября глава МИД КСА А. аль-Джубейр после переговоров со своим турецким коллегой Ф. Синирлиоглу.
Операция ВКС РФ в Сирии не предполагает отказ от политического урегулирования в этой стране, считает глава МИД России С. Лавров. В Кремле сожалеют об отказе США от диалога с Россией по сирийскому урегулированию, было заявлено в связи с нежеланием Вашингтона принять российскую делегацию во главе с премьер-министром РФ Д. Медведевым. Со своей стороны, в американской администрации заявили, что нежелание Москвы «внести конструктивный вклад» в борьбу с ИГ стало причиной отказа США принять российскую делегацию. У Вашингтона с Москвой «пока достигнуто понимание лишь по снижению конфликтного потенциала» в небе над Сирией, а «взаимопонимания по стратегии нет», — заявил 16 октября президент США Б. Обама.
Турция готова обсуждать с Россией и Ираном вопросы политического урегулирования в Сирии, но не признает легитимной российскую позицию в данной сфере, сообщил 12 октября премьер-министр Турции А. Давутоглу.
Главы МИД стран Евросоюза 12 октября осудили проведение Россией военной операции в Сирии и обвинили ее в подрыве процесса урегулирования кризиса в этой стране. Одновременно ЕС призвал «Россию сосредоточиться на общих усилиях по достижению политического урегулирования конфликта», «оказать давление на сирийский режим для снижения насилия». Было заявлено, что ЕС «продолжит поддерживать умеренную оппозицию».
Китай поддерживает Сирию в деле отстаивания ее суверенитета и территориальной целостности и в целом выступает против вмешательства во внутренние дела других стран, заявил 12 октября глава МИД КНР Ван И. При этом Пекин «поддерживает антитеррористические меры, которые соответствуют международному праву и одобрены данным государством». У самого же Китая нет планов направлять свои войска в Сирию.
Президент Сирии Б. Асад 15 октября высоко оценил поддержку России и Ирана в борьбе против терроризма.
13 октября меджлис (парламент) Ирана одобрил в окончательном чтении закон о реализации соглашения с «шестеркой» международных посредников по ядерной программе Тегерана. Также были утверждены контрмеры на случай нарушения соглашения противоположной стороной. В качестве контрмер «Иран перейдет на ускоренное развитие своей ядерной программы и в течение двух лет увеличит свои мощности по обогащению урана до 190 тыс. центрифуг». Документ призывает правительство в целях защиты информации, представляющей тайну в области обороны и безопасности страны, «запретить любой доступ инспекторам МАГАТЭ на военные объекты, кроме отдельно оговариваемых случаев с разрешения Высшего совета национальной безопасности ИРИ». Отмечается, что принятый меджлисом закон не содержит явных противоречий с текстом атомного соглашения.
18 октября соглашение по иранскому атому, заключенное между «шестеркой» международных посредников и Ираном, официально вступило в силу. Напомним, что согласно венским договоренностям так называемый «день принятия» устанавливается спустя 90 дней после одобрения резолюции Совбезом ООН 2231. Ранее, 15 октября МАГАТЭ заявило, что Иран предоставил всю необходимую информацию по своему ядерному досье. Таким образом, Тегеран выполнил «дорожную карту» по прояснению вопросов возможной военной направленности своей программы. Иран также уведомил МАГАТЭ о начале применения дополнительного протокола к соглашению о гарантиях. США и Евросоюза сообщили о начале подготовительных мероприятий по снятию санкций с Ирана.
Напряженная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Арабские террористы продолжают нападать на израильтян с ножами, камнями, огнестрельным оружием, зажигательными бомбами и автомобилями в качестве таранов. В результате ежедневных нападений палестинцев и израильских арабов на евреев и ответных действий израильских властей десятки человек были убиты и ранены. Кабинет безопасности Израиля в ночь на 14 октября утвердил ряд мер по борьбе с терроризмом, расширив полномочия полиции и разрешив задействовать для этих целей армию. В результате принятых мер «ситуация медленно, но планомерно берется под контроль». Тем не менее, террористические нападения с человеческими жертвами продолжаются. Палестинские радикалы подожгли 16 октября иудейскую святыню — гробницу праотца Иосифа, которая находится в районе Наблуса на палестинских территориях Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). Несколько сотен палестинцев 17 октября участвовали в беспорядках на ЗБРИ, а также в Иерусалиме и на границе с сектором Газа. В создавшейся ситуации премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху считает «потенциально полезной» встречу с палестинским президентом М. Аббасом и «готов к ней сейчас».
Президент США Б. Обама 15 октября принял решение о замедлении вывода ВС США из Афганистана. Так, 9,8 тыс. американских военнослужащих останутся в стране «на большую часть 2016 года». По словам Обамы, «афганские силы безопасности не так сильны, как должны быть, поэтому я и принял это решение». После 2016г. в Афганистане останутся 5,5 тыс. военнослужащих на базах в Баграме, Джелалабаде и Кандагаре». При этом американцы «будут проводить боевые операции в Афганистане только в отдельных случаях, сосредоточившись на подготовке бойцов афганской армии». Президент Афганистана А. Г. Ахмадзай приветствовал решение США. «Талибан» же пригрозил активизировать удары по американским объектам, назвав решение США «нелогичным».
Ситуация с террористами в Афганистане близка к критической, боевики набирают силу и не скрывают планов по дальнейшей экспансии, заявил 16 октября президент России В. Путин. «Одна из их целей — прорваться в Центрально-Азиатский регион».
18 октября в 14 провинциях Египта начался первый этап выборов депутатов Палаты представителей (парламента). Он завершится 19 октября. Второй этап пройдет 22-23 ноября в 13 остальных регионах. На депутатские места на первом этапе голосования претендуют свыше 5 тыс. одномандатников и четыре партийных списка. Всего в парламент избираются 420 депутатов по одномандатным округам и 120 — по партийным спискам. Безопасность на выборах обеспечивают около 185 тысяч полицейских и военнослужащих. Сообщается, что выборы проходят в относительно спокойной обстановке.
В Йемене продолжаются боевые действия сил, выступающих на стороне президента республики А. М. Хади и поддерживающих их войск арабской коалиции, с шиитскими мятежниками-хоуситами и войсками, лояльными бывшему президенту страны А. А. Салеху. Противники А. М. Хади 15 октября нанесли ракетный удар по крупнейшей базе саудовских ВВС Хамис Мушайт, расположенной на юге королевства недалеко от границы с Йеменом. Йеменские правительственные войска при поддержке арабской коалиции вели наступление в провинции Аль-Джауф на севере Йемена. Авиация арабской коалиции продолжает наносить воздушные удары по йеменской территории. Наиболее интенсивным ударам подвергается столица страны Сана и ее окрестности. Тем временем самолеты саудовских ВВС совершили очередную ошибочную бомбардировку, нанеся удар по расположению войск А. М. Хади. В результате инцидента погибли 30 и 40 получили ранения человек.
18 октября официальные власти Йемена сообщили о своем согласии начать новый раунд переговоров с хоуситами и сторонниками А. А. Салеха «под эгидой ООН».
Напряженная обстановка сохраняется на юго-востоке Турции, где армия и силы безопасности продолжают спецоперации против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Турецкие ВВС наносят удары по базам РПК.
Канцлер Германии А. Меркель заявила 18 октября в Стамбуле, что Берлин готов приложить усилия для ускорения приема Турции в Евросоюз и готовности ЕС участвовать в финансовой помощи Анкаре в приеме беженцев.
В Ираке на минувшей неделе правительственные войска и отряды шиитских ополченцев активизировали боевые действия против боевиков ИГ. Так, 14 октября правительственные силы освободили от формирований экстремистов крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод вблизи города Байджи. Армия продолжает наступление на административный центр провинции Анбар город Рамади. 18 октября иракская армия начала наступление на боевиков в южной части провинции Киркук. Тем временем в Багдаде и южных провинциях Ирака продолжаются массовые демонстрации протеста, участники которых выступают против коррупции и политики властей в сфере ЖКХ.
Основные враждующие группировки в Ливии – происламистский Всеобщий национальный конгресс, находящийся в Триполи, и международно признанное правительство, заседающее в Тобруке – отвергли представленное ООН правительство национального единства, как «навязанное ливийскому народу».
Приложение
О некоторых особенностях эмиратско-американских отношений
Начало тесному и масштабному политическому и военному партнерству между Объединенными Арабскими Эмиратами и Соединенными Штатами было положено во второй половине 1980-х гг., когда в условиях усиления напряженности в зоне Персидского залива в связи с ирано-иракской войной (1980-1988 гг.) руководство ОАЭ в интересах обеспечения защиты суверенитета и государственных интересов страны пошло на значительное расширение сотрудничества с США.
В последующие годы ОАЭ неоднократно тесно сотрудничали с США в ходе политических кризисов, войн и вооруженных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Афганистан, Иран др.), в большинстве случаев в Абу-Даби поддерживали действия Вашингтона в регионе. В 2014 г. ОАЭ присоединились к сформированной США антитеррористической коалиции для борьбы с экстремистским террористическим образованием «Исламское государство» (ИГ) в Ираке и Сирии. Самолеты эмиратских ВВС принимают участие в нанесении ударов по боевикам ИГ на сирийской территории. Эмираты предоставили свои базы для военных контингентов стран-участниц антитеррористической коалиции. В июле 2015 г. правительства ОАЭ и США сообщили о создании специального центра для борьбы с пропагандистской деятельностью ИГ в интернете.
Таким образом, на сегодняшний день, «несмотря на периодические разногласия по некоторым проблемам» региона Персидского залива и арабского мира, Эмираты остаются одним из наиболее важных и надежных военно-политических партнеров США в зоне Залива и на Ближнем Востоке в целом.
Учитывая уроки кувейтского кризиса (1990-1991гг.), растущую военную мощь Ирана, отсутствие достаточных собственных возможностей для надежного обеспечения обороны государства, а также военную слабость аравийских союзников, руководство ОАЭ сделало упор на развитие тесного военно-политического партнерства, а фактически союзнических отношений с ведущими странами Запада – США, Великобританией и Францией, имея при этом цель получить от них гарантированную военную помощь в случае внешней агрессии. Вместе с тем, это не означает жесткой привязанности Абу-Даби к политическому курсу Вашингтона и отказа от самостоятельности внешней политики страны.
Эмиратские лидеры регулярно подчеркивают «стратегический характер» отношений с США, их важность для поддержания стабильности в районе Персидского залива. В Абу-Даби считают, что пока регион Залива остается в зоне пристального американского внимания, объектом долгосрочных политических, экономических и военных интересов Вашингтона, это будет гарантировать безопасность ОАЭ. Между двумя странами поддерживаются регулярные политические и военные контакты. Высокопоставленные руководители госдепартамента США и Пентагона регулярно посещают Абу-Даби, а политические и военные руководители Эмиратов – Вашингтон.
В свою очередь, американская администрация неоднократно подчеркивала, что «между Соединенными Штатами и Объединенными Арабскими Эмиратами существуют надежные и расширяющиеся двусторонние связи, в том числе взаимовыгодное сотрудничество в оборонной и экономической сферах». При этом «американо-эмиратские отношения отличает общая приверженность делу сохранения мира и экономической стабильности на планете. С этой целью США намерены и впредь укреплять эти двусторонние связи путем регулярных консультаций между обеими странами».
У Эмиратов, имеющих с Ираном политические противоречия и нерешенный территориальный спор, «вызывает тревогу» неуклонный рост военной мощи северного соседа и его ядерная программа. Поэтому руководство страны поддержало американский курс на усиление политического и экономического давления на Тегеран с целью не допустить появления у ИРИ ядерного оружия. ОАЭ не только поддержали инициативу США по созданию системы ПРО в зоне Персидского залива для защиты территории аравийских монархий от возможных иранских ракетных ударов, но и стали активным участником ее реализации. В то же время подписание в июле 2015 г. соглашения между Ираном и «шестеркой» международных посредников по ядерной программе Тегерана, что стало возможным во многом благодаря усилиям американской дипломатии, курс нынешней вашингтонской администрации на продолжение диалога с Тегераном вызывают «большие вопросы» у большинства аравийских монархий, в том числе у ОАЭ. Это привело к осложнению в эмиратско-американских отношениях, несмотря на заверения Вашингтона в неизменности курса на всестороннее сотрудничество, предоставление гарантий безопасности аравийским союзникам и осуждение иранской политики в регионе. В Абу-Даби не без оснований полагают, что реализация соглашения по иранской ядерной программе, в том числе снятие международных санкций с ИРИ будет способствовать росту могущества Исламской Республики, усилению ее политической и военной активности в арабском мире в ущерб интересам аравийских монархий.
Эмираты и Соединенные Штаты поддерживают силы, ведущие борьбу, в том числе вооруженную за свержение режима президента Б. Асада в Сирии. Вместе с тем, в Абу-Даби обвиняют Вашингтон в недостаточности усилий по поддержке сирийской оппозиции, что позволяет Асаду сохранять свою власть в Сирии.
Руководство ОАЭ проявляло озабоченность и тем обстоятельством, что администрация США поддерживала активные связи с бывшим египетским президентом М. Мурси, являвшимся выдвиженцем «Братьев-мусульман».
Что касается арабо-израильского урегулирования, то ОАЭ часто критикует позицию США, настаивают на усилении американского давления на Израиль, в частности, по вопросам недопущения расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и создания независимого палестинского государства.
ОАЭ являются одним из важнейших торговых партнеров США в регионе. В сентябре 2012 г. стороны после длительных (с 2004 г.) переговоров подписали соглашение о свободной торговле. В 2012г. эмиратский импорт из США составил 22,5 млрд долларов. Таким образом, ОАЭ стали крупнейшим импортером американской продукции в арабском мире. В тоже время экспорт из ОАЭ в США составил всего лишь 2,25 млрд долларов. Эмираты закупают в Америке преимущественно различные промышленные товары, средства транспорта (самолеты), оборудование, химикаты, продовольственные товары, а продают США сырую нефть, одежду и драгоценности. В ОАЭ работают более 1000 американских фирм и свыше 60 тыс. американских граждан. Эмиратские компании активно инвестируют свои средства в различные отрасли американской экономики. В то же время США ограничивают сферы деятельности эмиратского капитала на своей территории, не допуская его в стратегические отрасли – крупные морские порты, военную промышленность, электронику. Для этого используется закон, предусматривающий ограничение иностранных инвестиций, если они могут нанести вред национальной безопасности США. Эмираты в 2009 г. первыми из арабских стран подписали с США соглашение о сотрудничестве в сфере мирной ядерной энергетики, которое предусматривает обмен ядерными технологиями, материалами и оборудованием для АЭС, отказ ОАЭ от обогащения урана на своей территории, контроль МАГАТЭ над ядерной деятельностью страны.
ОАЭ и США активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, включая вопросы контроля торговых и финансовых операций. Американцы оказывают Эмиратам техническую и иную помощь в вопросах улучшения охраны границ и таможенного контроля.
Наряду с другими аравийскими монархиями ОАЭ участвуют в руководимом США «Диалоге по безопасности в Заливе», целью которого, как заявляют в Вашингтоне, является «сдерживание Ирана».
Одной из важнейших составляющих эмиратско-американских отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. В 1994 г. стороны подписали соглашение, предусматривающее заблаговременное размещение на территории ОАЭ запасов вооружения и материальных средств ВС США, строительство военных объектов, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра. На территории ОАЭ имеются небольшие склады для американских ВМС, в качестве пункта МТО ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. США являются ведущим поставщиком вооружения и техники для ВС ОАЭ. На регулярной основе проводятся совместные учения ВС двух стран.
Руководство ОАЭ считает необходимым продолжать многоплановое военное сотрудничество с США в интересах поддержания военно-политической стабильности в регионе.