Саудовская Аравия: поставки оружия сирийской оппозиции

Говоря 20 октября 2015 г. о развитии военной ситуации вблизи Алеппо, лондонская «Аль-Хайят» цитировала заявления «бойцов оппозиции», заявлявших корреспонденту агентства Рейтер, что «три действующих в рядах Свободной сирийской армии группировки» начали получать новые партии противотанковых ракет американского производства. Их поставки осуществляют, по словам газеты, «с момента начала наступления правительственных войск государства, противостоящие сирийскому президенту Башару Асаду». Разумеется, «бойцы оппозиции» сообщали корреспонденту британского агентства о «недостаточности» количества поступающего вооружения, подчеркивая, что они «нуждаются в десятках противотанковых ракет». Вместе с тем, тон цитируемой публикации в «Аль-Хайят» заставлял предполагать, что их нужды будут в ближайшем будущем в полной мере удовлетворены, что, впрочем, определялось теми мерами, которые стала осуществлять Саудовская Аравия уже во второй половине истекшей недели.

17 октября 2015 г. многие издания арабского мира (это относилось, в первую очередь, к катарским и близким к Сааду Харири ливанским газетам, но ни в коей мере к саудовским) опубликовали сообщение со ссылкой на «высокопоставленного саудовского политика, не пожелавшего назвать свое имя», о том, что его страна «усилит помощь, оказываемую ею трем революционным [сирийским] организациям». Речь шла, в первую очередь, о противотанковых ракетах, которые, как отмечал этот «высокопоставленный политик», будут поставляться трем формированиям – «Джейш аль-фатх» (Армии завоевания), Сирийской свободной армии и «Южному фронту». Но он, вместе с тем, не исключил и того, что всем этим формированиям, «сражающимся против режима Асада, “Исламского государства“ и «Джабхат ан-нусры»», будут поставляться и переносные зенитные комплексы.

Необходимость этих поставок определялась, по словам «высокопоставленного политика», в первую очередь, «отсутствием положительных результатов поездки принца Мухаммеда бен Сальмана в Сочи», где он встречался с российским президентом для обсуждения наиболее принципиальной для Саудовской Аравии темы – «прекращения российским воздушных налетов на позиции сирийской умеренной оппозиции». Укрепление этой «умеренной оппозиции», как уже не раз в последнее время заявляли не называемые «саудовские источники, а также источники в странах Залива», цитировавшиеся различными арабскими изданиями, предотвратит «появление Франкенштейна, которым могут стать многочисленные джихадисты, способные после начала российских ударов по территории Сирии отправиться в эту страну, чтобы содействовать ее освобождению от русских, иранцев и “Хизбаллы“». Эта ситуация может осложниться и потому, что, как об этом также сообщали эти «источники», что российская авиация будет действовать в Сирии, «повторяя опыт Грозного», что предполагало едва ли не тотальное разрушение населенных пунктов, где базируется «умеренная оппозиция».

Саудовская Аравия вступает в «опосредованную войну» с Россией на территории Сирии? Вопрос, который не имеет, серьезного ответа в силу того, что отсутствуют какие-либо заявления высших представителей саудовского политического истеблишмента, касающиеся сегодняшнего состояния саудовско-российских отношений. Тем не менее, настроения, царящие в рядах этого истеблишмента, в определенной мере могут отразить публикации саудовской прессы.

20 октября 2015 г. «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала очередной комментарий одного из своих ведущих обозревателей Тарика аль-Хамида, названный его автором «Диалог с русскими на земле». Речь шла о «российском военном вмешательстве в Сирии» и о саудовской реакции на это «вмешательство».

Т.аль-Хамид писал: «Саудовская Аравия категорична в своем требовании – Асаду нет места, а Иран не может играть какую-либо роль в [сирийском] урегулировании, поскольку он – часть проблемы, а не ее решение». Из этого постулата, ставшего уже традиционным для саудовской политики на сирийском направлении, вытекала идея «оказания помощи оружием сирийской умеренной (имея в виду Сирийскую свободную армию) оппозиции». Речь не идет, как писал обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат», о том, чтобы «изменить соотношение сил на земле или, иными словами, о свержении Асада, но о том, чтобы положить конец продвижению его войск, а также продвижению посылаемых для его защиты Ираном шиитских вооруженных формирований». Для этого и осуществляются «поставки умеренной оппозиции противотанковых ракет и боеприпасов».

Как сообщал Т.аль-Хамид, «начинается диалог с Россией на земле». Этот «диалог откровенен – его цель не дать русским и Асаду возможности быстрого изменения ситуации на земле и не повторить [в Сирии] опыт Афганистана, чрезвычайно опасный в случае, если он повторится». По его словам, «на земле развивается военный диалог», и этот «диалог» важнее, чем «диалог в зале для переговоров».

Но что это, если не объявление «опосредованной войны», даже если ее и называют «диалогом»?

52.19MB | MySQL:103 | 0,570sec