Точка зрения эксперта британского Института стратегических исследований на соглашение по иранской ядерной программе и его будущее

Подписание соглашения по иранской ядерной программе стало одним из основных событий этого года на международном уровне. Однако, после подписания этого документа встает вопрос – насколько велика возможность взаимодействия с Ираном в рамках этого соглашения? Есть ли инструменты, которые смогут удержать развитие отношений международного сообщества с Ираном на заданной этим соглашением траектории?

Руководитель программы по нераспространению ядерного оружия и ядерному разоружению британского Института стратегических исследований, Марк Фитцпатрик опубликовал в своем блоге рекомендации по выстраиванию усилий по дальнейшему сдерживанию ядерных амбиций Ирана и укреплению режима нераспространения ядерного оружия с учетом подписанного соглашения. Фактически, эти рекомендации можно рассматривать и в качестве инструкции к действию, состоящей из 10 пунктов[1].

Пункт первый: содействие Ирана в обеспечении ядерной безопасности в гражданской сфере. Атомная электростанция в Бушере в случае аварии может стать более опасна для арабских соседей Ирана – стран Персидского залива, чем для самого Ирана, так как расположена ближе к ним, чем к столичному региону страны. Иран должен гарантировать в этой связи безопасность соседним странам и принять международные нормы безопасности в сфере атомной энергетики.

Пункт второй: содействие Ирана в обеспечении ядерной безопасности в сфере нераспространения расщепляющихся материалов. Сейчас Иран еще не присоединился к Конвенции о физической защите ядерного материала и поправкам к этой конвенции, принятым в 2005 году. Это одна из причин, по которой Иран не приглашается к участию в саммитах по ядерной безопасности. Соединенные Штаты ратифицировали поправки 2005 года в июле, и, таким образом, имеют определенное моральное право требовать от Ирана того же шага.

Пункт третий: активное участие России в работе над Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД), принятом на переговорах с Ираном. Отмечая то, что конструктивное участие России в переговорах по иранской ядерной проблеме было одним из немногих примеров ее продуктивного сотрудничества  с Западом, в то же время М.Фитцпатрик считает, что Россия могла бы быть заинтересована в заморозке этого конфликта, с целью использовать его в своих интересах.

Четвертым пунктом, по мнению эксперта должно стать превращение норм, закрепленных в совместном соглашении, в стандарты для всего мирового сообщества. Принятие Ираном СВПД является положительным прецедентом для всех государств, и может быть использовано для глобальной борьбы с ядерной угрозой.

Пункт пятый:  запрет ядерных испытаний Ирану и ряду других стран. Следующим естественным шагом для Ирана должна стать ратификация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Другим странам региона, не ратифицировавшим договор —  Израилю, Египту и Саудовской Аравии также рекомендуется принять шаги в этом направлении

Шестой пункт: сдерживание развития ракетных технологий. Угрожающие планы Ирана по развитию ракетных систем большой дальности могут быть остановлены подписанием многостороннего соглашения, которое должно наложить ограничения на подобные технологии. Подписание договора, аналогичного российско-американскому Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности должно быть направлено на запрещение систем с дальностью действия более 3 тысяч километров. С одной стороны, это позволит Ирану и Израилю сохранить уже имеющиеся на вооружении ракеты средней дальности и не подорвет их потенциал в этой сфере, с другой стороны – обеспечит безопасность Европы и США.

Седьмой пункт: поддержание ограничений на обогащение урана. Уступка международного сообщества, допустившая обогащение урана иранской стороной являлась необходимой для того, чтобы заключить соглашение и ограничить уровень его обогащения. Но международное сообщество должно принять меры для того, чтобы эта уступка не стала прецедентом, который позволит другим странам претендовать на подобные права.

Восьмой пункт: предотвращение распространения ядерного оружия, в том числе, на основе сотрудничества между «странами-изгоями». М.Фитцпатрик указывает на недоказанное пока с полной уверенностью, но весьма вероятное сотрудничество между Ираном и КНДР в деле разработки ядерных технологий. Все возможные средства – работа разведки США, международная программа Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, инициированная в марте 2003 года Джорджем Бушем, отслеживание финансовых потоков, которые могут быть связаны с передачей ядерных технологий — все они должны быть активизированы и приведены в действие для предотвращения подобных связей.

Девятый пункт: использование новых каналов связи с Ираном. Переговоры по иранской ядерной программе позволили впервые за долгие годы наладить контакт между высокопоставленными чиновниками США и Ирана. Эти новые каналы связи уже доказали свою полезность в других областях. К примеру, госсекретарь Джон Керри убедил министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа остановить конвой иранских кораблей, направлявшийся в Йемен. Позже, налаживающиеся взаимоотношения с Ираном были использованы для того, чтобы достичь участия хоуситов в переговорах по прекращению огня в Йемене.

Десятый пункт: использование возможностей по трансформации иранского общества.  Если учитывать стремление к переменам в жизни государства, которое у значительной части иранского общества было стимулировано заключением соглашением с Западом, можно ожидать серьезных политических перемен в Иране. Возможные будущие перемены в жизни Ирана не должны быть основным фактором во взаимоотношениях с ним, но брать их в расчет необходимо. В диалоге с иранской нацией необходимо проявлять осторожность, чтобы не нанести урон перспективным прозападным устремлениям иранского общества.

Рассматривая в целом все 10 пунктов М.Фитцпатрика, нельзя не отметить, что они подчеркивают необходимость выстраивания отношений с Ираном на основе взаимного уважения, без одностороннего диктата со стороны западного сообщества. Более того, М.Фитцпатрик указывает на то, что для большей продуктивности во взаимоотношениях с Ираном должны пойти на определенные уступки близкие союзники США на Ближнем Востоке – Израиль и Саудовская Аравия. Не согласиться в этом с экспертом невозможно, но насколько реальны такие уступки? Кроме того, обращает на себя внимание логическое противоречие: с одной стороны, нормы, принятые на переговорах, должны стать положительным прецедентом для мирового сообщества, но в то же время те уступки, которые были сделаны для Ирана по вопросу обогащения урана не должны стать общепринятыми. Попытки следовать обоим пунктам плана едва ли возможны. Вызывает сомнение и возможность международного сообщества влиять на поведение Ирана по вопросам соблюдения норм ядерной безопасности. Таким образом, данный план может быть исполнен лишь при общем укреплении взаимодоверия между Западом и Ираном.

 

1.https://www.iiss.org/en/politics%20and%20strategy/blogsections/2015-932e/september-dc7b/ten-ways-to-build-on-the-iran-nuclear-deal-abbe

52.23MB | MySQL:103 | 0,549sec