Об угрозе экспансии исламистов из Афганистана в республики Центральной Азии

Последние события в Кундузе, которые были вызваны беспрецедентной атакой талибов на этот город, безусловно, заставляют Москву и правительства республик Центральной Азии более серьезно отнестись к проблеме возможной экспансии исламистов в этот регион. При этом особенную тревогу вызывает тот момент, что в Кундузе активно действовали боевики из Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Эта озабоченность четко была обозначена президентом РФ В.В.Путиным на саммите стран-членов СНГ 16 октября с.г. Основной посыл его послания в принципе можно выразить следующим — страны содружества должны создать единый воинский контингент для активного и эффективного совместного патрулирования границы с Афганистаном. При этом Россия довольно прозрачно намекнула на усиление своего военного контингента на афгано-таджикской границе. Если такой подход нашел полное понимание у Душанбе, Бишкека, Астаны, то Ташкент и Ашхабад внятно акцентировали свою особую позицию в отношении этой проблемы. Проще говоря, лидеры Узбекистана и Туркменистана вновь решили идти своим автономным путем и не принимать участие в реализации новых инициатив Москвы в области безопасности. В этом нет ничего удивительного, руководство этих двух стран на протяжении последних десятилетий всегда стояли в стороне от оборонных инициатив ОДКБ, что мотивируется в большей степени личными амбициями лидеров указанных государств. В настоящее время Ташкент и Ашхабад стараются наладить двусторонние отношения в области безопасности, при этом по максимуму игнорируя какие-то общие действия в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Так, собственно, перед саммитом 15 октября с.г. лидеры Узбекистана и Туркменистана встретились 8 октября с.г. в Ташкенте, на котором они обсуждали «механизмы двусторонней системы безопасности в связи с последними событиями в Афганистане». Если еще проще — они вырабатывали совместную позицию в отношении инициативы Москвы, которую Ташкент отверг в более мягкой форме, а Ашхабад — в более резкой. Особенно это было заметно во время комментирования в Ашхабаде заключительного заявления саммита стран-членов СНГ, который озвучил президент Казахстана Н.Назарбаев. Туркменистан в данный момент дислоцировал примерно 70 процентов всех своих вооруженных сил на афганской границе, и пытается фактически заблокировать ее с целью препятствовали инфильтрации этнических туркмен из Афганистана. Скажем сразу, что даже во времена СССР с его пограничным режимом и «железным занавесом» полностью ликвидировать этот процесс не удавалось. Этнические туркмены, таджики и узбеки, которые проживали в СССР и Афганистане активно контактировали друг с другом, невзирая на все запреты. И уж тем более этот процесс будет продолжаться сейчас. В чем главная опасность такой сепаратной позиции Ташкента и Ашхабада?

Только в том, что она создает бреши в системе коллективной безопасности, которую старается выстроить Россия. Ее военное присутствие в этом регионе, безусловно, будет расти в среднесрочной перспективе, вне зависимости от планов Вашингтона по продлению стока пребывания своих воинских контингентов в Афганистане. События в Кундузе четко показали, что дивизия американских войск (а именно столько Пентагон намерен оставить в Афганистане) вряд ли сможет изменить в лучшую сторону военное соотношение сил. Другое дело, что до тех пор, пока американцы базируются в Афганистане общий вектор устремлений талибов и родственных им групп будет направлен на свержение правительства в Кабуле и достижения задачи по полному выводу американского контингента из страны. Это косвенно подтверждает и высказывание нынешнего главы Движения «Талибан» муллы Мансура. «Захватчики и их внутренние сторонники… стремятся представить наши победы на севере Афганистана в качестве опасности для наших северных соседей и пытаются включить их в свой союз. Но наша политика ясна для наших соседей. Они не должны видеть нас глазами наших врагов. Если администрация Кабула хочет завершить войну и установить мир, то это возможно при окончании оккупации и отказе от всех соглашений с захватчиками в военной области и сфере безопасности», — говорится в заявлении лидера талибов.  Но такие высказывания ни в коей мере не должны расхолаживать, т.к. сами талибы конечно вряд ли пойдут «на север», но это совершенно не означат, что они будут препятствовать делать это тем же ИДУ и ПИВТ.  И в этой связи принципиально важно установить «конструктивные» отношения с Пакистаном, который безусловно сможет влиять на позицию талибов на этом направлении. Судя по последим известиям об активизации контактов с Исламабадом в сфере продажи углеводородов и строительства газопровода в Пакистане, в Москве этот момент понимают.

Есть еще один негативный момент позиции Ташкента и Ашхабада. Это некий вариант дрейфа в сторону США, как основного гаранта своей безопасности. Ташкент этой тенденции подвергнут в меньшей степени. Президент И.Каримов еще хорошо помнит о позиции Вашингтона в связи с исламистским восстанием в Фергане. Кстати, тогда он очень быстро восстановил свои отношения с Москвой, всячески подчеркивая свою приверженность системе коллективной безопасности. ИДУ никуда не делось, и его участие в событиях в Кундузе являлось разведкой боем. Кроме того, оно было оговорено участием талибов в будущем в поддержке экспансии исламистов в Узбекистан. Престарелый И.Каримов должен понимать, что с его уходом страна практически однозначно ввергнется в борьбу кланов (этот вопрос надо рассматривать отдельно), что является самой питательной средой для ренессанса ИДУ. Также совершенно очевидно, что американцы являются плохой гарантией (и в период «арабской весны» они доказали это воочию) для престарелых диктаторов в случае наступления «периода восстания возмущенных народных масс». Особенно, если учесть, что спецслужбы США имеют с ИДУ «неформальные отношения». По совершенно достоверным данным, американский спецназ еще пять лет назад активно создавал  легендированные группы ИДУ с участием своих военных, которые совершали разведывательные рейды не только на север Афганистана, но и вглубь территории Узбекистана и Таджикистана. При этом в их составе были исламисты не из числа «примирившихся». Период «внутренней турбулентности» наступает из-за состояния здоровья узбекского лидера. Вообще Москве надо в большей степени озаботиться темой не столько экспансии исламистов из Афганистана в центральноазиатский регион, сколько наступающей эпохой условно «центральноазиатской весны». Тем не менее, Ташкент заигрывает с Вашингтоном, и в этом году он уже получил от Пентагона самую крупную в регионе военную помощь — 300 броневиков с усиленной противоминной защитой.

В отличие от Ташкента, Ашхабад более явно поворачивается к Вашингтону. Совершенно сознательно и демонстративно за три дня до саммита СНГ, министр иностранных дел Туркменистана Р.Мередов совершил визит в Вашингтон, где в центре переговоров были вопросы сотрудничества в области экономики и безопасности. По итогам достигнута договоренность об усилении объемов американской военной помощи Ашхабаду. Последний, правда, итоги консультаций не комментирует, но зато представитель Центрального командования США генерал Ллойд Остин этот факт подтвердил. Все это свидетельствует о том, что Вашингтон и в дальнейшем будет наращивать свои усилия по укреплению своих контактов с Ташкентом и Ашхабадом, во многом преследуя цель нарушить монополию Москвы на установление формата безопасности в регионе Центральной Азии.

52.22MB | MySQL:103 | 0,468sec