Внутриполитическая ситуация в Турции и сирийский конфликт

Современная внутриполитическая ситуация в Турции может быть охарактеризована следующим образом:

  1. Утрата позиций Партии справедливости и развития (ПСР), неформальным лидером которой является президент Турции Реджеп Эрдоган, по итогам всеобщих парламентских выборов 7 июня текущего года. Безуспешность попыток ПСР по принятию новой Конституции с переходом к президентской форме правления.
  2. Недостижимость долгосрочного альянса, в текущих условиях, между ПСР и какой-либо из трёх главных оппозиционных сил страны, а также между последними, что привело к провалу переговоров по формированию коалиционного правительства и к перевыборам, намеченным на 1 ноября текущего года.
  3. Экономическая нестабильность переходного периода, с приостановкой реализации ключевых для страны проектов (в частности, в инфраструктурной сфере) и оттоком капитала. Падение курса национальной валюты и рост инфляции на протяжении текущего года.
  4. Нарастающий поток иммигрантов и беженцев из Сирии, оседающих в Турции, по мере развития гражданской войны в стране (официально их число уже составляет около 2 млн чел., неофициально – превышает 3 млн). Отсутствие заметной поддержки, в том числе финансовой, со стороны западных стран США и Евросоюза.
  5. Поляризация и отсутствие единства в турецком обществе.
  6. Непростые отношения между Турцией и соседями по региону, а также США и Евросоюзом. Утрата стратегически выгодного положения нейтральной стороны в урегулировании региональных вопросов («мост между Востоком и Западом», «перекрёсток цивилизаций» и т.д.). Усложнившиеся отношения с Российской Федерацией – главным рынком сбыта турецких продукции и услуг согласно долгосрочной Экспортной стратегии, ключевым поставщиком энергоносителей и важным инвестором в экономику страны (крупнейший проект – сооружение первой АЭС страны – АЭС «Аккую»).
  7. Нарастающая критика в адрес президента Реджепа Эрдогана, премьер-министра Ахмета Давутоглу и Партии справедливости и развития с учётом внутриполитической и экономической нестабильности, наблюдающейся в стране. Разочарование внешнеполитическим курсом страны у заметной массы населения, в том числе непримиримой позицией Турции в адрес официального Дамаска.
  8. За две недели до повторных парламентских выборов значительная вероятность повторения сценария 7 июня, с невозможностью для Партии справедливости и развития сформировать однопартийное правительство и, как следствие, необходимостью договариваться с оппонентами.

В основе нынешней стратегии Партии справедливости и развития по возвращению утраченных позиций – сворачивание процесса мирного урегулирования с Рабочей партией Курдистана, попытки демонизации прокурдской Партии демократии народов и вытеснения её со внутриполитической площадки.

Имея в виду отсутствие заметных результатов на данном направлении – перенос фокуса внимания ПСР на двух других главных конкурентов – Народно-республиканскую партию (НРП) и Партию националистического движения (ПНД).

До решения главного вопроса, которым для Партии справедливости и развития и её руководства, включая президента страны Реджепа Эрдогана и премьер-министра Ахмета Давутоглу, является обеспечение себе, по крайней мере, простого большинства в аарламенте) страны на повторных выборах 1 ноября, Турецкая Республика практически лишена возможности предпринять активные шаги или изменить свою политику на сирийском направлении, в том числе, в связи с непосредственным вмешательством Российской Федерации в гражданскую войну в Сирии. Ситуация для турок осложняется тем, что Соединёнными Штатами сирийские курды рассматриваются в качестве одного из главных кандидатов на союзническую роль в борьбе с Исламским Государством, а Б. Асад всё-чаще называется в качестве возможного партнёра по диалогу.

От попыток представить крупнейший в истории страны террористический акт 10 сентября, унесший жизни 102 человек, в качестве совместной атаки РПК и Фронта революционного народного освобождения, «Исламского государства» и даже «параллельного государства», то есть сторонников беглого богослова Ф. Гюлена, (термин «коктейльный терроризм»), Партия справедливости и развития перешла к обвинениям в адрес только «Исламского государства». Отметим, что 16 октября главная оппозиционная, Народно-республиканская партия выступила с заявлением в парламенте согласно которому два предполагаемых террориста-смертника, осуществивших террористический акт, вот уже несколько лет как попали в поле зрения турецких служб безопасности на предмет контактов с радикальными исламскими группировками, в том числе с «Аль-Каидой» и «Исламским государством».

В настоящее время в официальных турецких СМИ Турция представляется в качестве арены борьбы между курдскими группировками (Рабочей партией Курдистана и Партией демократический союз) и «Исламским государством». Надо отметить, что подобный взгляд на ситуацию («сирийская гражданская война пришла в Турцию») разделяют в массе своей оппозиционные партии и СМИ. При этом очевидна турецкая обеспокоенность возможным американо-курдским союзом в Сирии и предсказуемы активные попытки его недопущения. Турецкое руководство, включая президента Турции, жёстко критикует начало оказания американцами военной помощи сирийским курдам.

Начало в одностороннем порядке Турцией сухопутной операции в Сирии (к примеру, «для защиты туркоманского населения страны»), без поддержки со стороны США / НАТО, в текущей ситуации следует оценивать, как маловероятное. Риторика официальной Анкары относительно российских ударов по туркоманскому населению Сирии, с потерями среди мирных жителей, в период, начиная с 10 октября и по настоящее время заметно снизилась. Однако, нельзя исключать проведения Вооруженными силами Турции отдельных спецопераций на сирийской территории по аналогии с рейдами, проводимыми турками в Северном Ираке. Турция, по-видимому, продолжит свои попытки убедить США / НАТО в необходимости организации на турецко-сирийской границе бесполетной зоны безопасности со ссылкой на гуманитарный кризис и необходимость защиты гражданского, в том числе туркоманского, населения Сирии.

Очевидна нежелательность, если не невозможность, в настоящее время для Турции прямого военного столкновения с Вооружёнными силами РФ. Российские усилия, в свою очередь, должны направляться на доведение своей позиции до турецкой стороны и не только на поддержание торгово-экономических контактов на прежнем, высоком, уровне, но и на открытие новых страниц сотрудничества, включая договорённости по проекту газопровода «Турецкий поток». Успешная реализация данной задачи – одна из гарантий предотвращения эскалации двусторонних отношений на фоне событий в Сирии, которые, несомненно, сохранят для Турции свою болезненность. То, что российско-турецкие отношения переживают непростой период, ярко проявилось в ходе конференции по случаю 95-летия установления дипломатических отношений между двумя странами, состоявшейся 15 октября текущего года в Москве и собравшей представительные делегации участников с обеих сторон.

52.26MB | MySQL:103 | 0,475sec