О внутренней сирийской оппозиции

МИД РФ составил список сирийских оппозиционеров, которые, по мнению Москвы, должны оказаться за столом переговоров с представителями правительства Башара Асада. В список попали бывшие и действующие руководители Национальной коалиции оппозиционных и революционных  сил (НКОРС), главная цель которого — свержение режима Башара Асада, что не подразумевает какого-либо с ним диалога. Представители Национального координационного комитета (НКК), объединяющего 13 левых партий, трех курдских, а также ряд независимых активистов, хотя бы допускают возможность диалога с официальным Дамаском. Помимо этого, в российском списке содержатся имена лидеров ряда партий и движений, религиозных и этнических объединений Сирии (в том числе «Братья-мусульмане»), племен северо-востока страны, влиятельные бизнесмены, деятели культуры. Полный список имеется в распоряжении газеты «Коммерсант»: http://www.kommersant.ru/doc/2846144.

Позволим себе не согласиться с заявлением представителя МИД РФ Марии Захаровой о том, что этот «список включает практически все силы, которые являются здоровыми с точки зрения того, что не применяют ни экстремистских, ни террористических методов в отстаивании своих политических интересов».

В течении августа-сентября сего года автору довелось встречаться с членами оппозиционных партий и общественных организации, которые представляют довольно широкий спектр этно-конфессиональных и социальных групп населения Сирии, и которые относятся именно к внутренней оппозиции, работая с населением на территории страны, подконтрольной как сирийской армии, так и различным местным милициям. Ни одна их трех десятков организаций не вошла в список МИДа.

В первую очередь следует назвать Комитет по национальному диалогу Сирии, в который входят, среди прочих, Народная партия, партия Национальной молодежи за справедливость, Народная коалиция сирийских курдов, Сирийская национал-социальная партия, а главное — координаторы местных комитетов национального диалога. В Комитете более 700 членов, представляющих местные комитеты, которые защищают интересы простых граждан в условиях войны и экономической разрухи. Они пользуются поддержкой сирийского бизнеса. Очевидно, при этом, что деятельность Комитета координируется с властями в Дамаске, иначе она была бы невозможна.

Другое объединение сирийцев – Комитет национального демократического действия в Сирии – включает в себя левые партии и общественные организации внутренней оппозиции, представителей «умеренного исламского течения» и деловых кругов. Особенно хотелось бы выделить активистов друзской общины южной провинции Сувейда, где сейчас действует Сирийская свободная армия (ССА) при поддержке США, которым российский МИД предпочел племена северо-востока. Упомянутые организации и движения, часть из которых придерживаются даже левых, марксистских взглядов, в непростых переговорах и спорах выработали план национального примирения и согласия достойный, на наш взгляд, пристального внимания. Суть плана, ранее переданного правительству Сирии на рассмотрение, заключается в следующем. Во-первых, организовать в Дамаске конструктивный диалог между властями и всеми оппозиционными группировками, которые выразят желание в нем участвовать, в форме общесирийского конгресса (типа Учредительного собрания) с предоставлением всем участникам гарантий неприкосновенности и личной безопасности. Особо отмечено, что гарантом того, что сирийские власти будут соблюдать это условие, оппозиция видит именно Россию. На конгрессе необходимо завершить переговорные процессы, начатые в Женеве, Москве, Каире и Астане. Итогом работы конгресса должно стать формирование правительства национального единства, в котором будут участвовать достойнейшие представители большинства компонентов сирийского общества, как оппозиционных, так и лояльных нынешнему режиму. Возглавить переходное правительство должен один из авторитетных лидеров умеренной оппозиции, чья кандидатура является приемлемой для всех участников конгресса. Срок полномочий временного правительства предлагается установить в два года, по истечении которых будут проведены парламентские и президентские выборы.

Задачи временного переходного правительства.

1.Правительство организует и проводит всеобщий сирийский конгресс с целью национального примирения, определения будущей формы государства и его аппарата, механизмов демократического перехода, формирования общества и нации, подготовки законов, необходимых для проведения президентских, парламентских и муниципальных выборов.

2.Правительство обеспечивает прекращение огня, локальные перемирия и меры доверия с тем, чтобы установить постоянный мир на всей национальной территории. Правительство налаживает диалог и ведет переговоры о мире с вооруженными группировками, отказавшись при этом от массированных бомбардировок мирного населения и нарушения прав человека.

3.Первоочередной задачей правительства является борьба с терроризмом и экстремизмом. Она может быть решена путем создания широкого общесирийского фронта идейной, политической и вооруженной борьбы. Для этого правительство должно работать над укреплением политических свобод, воспитанием чувства патриотизма и терпимости, сплочением гражданского общества во взаимодействии с неправительственными организациями.

4.Правительство разрабатывает механизмы и в сотрудничестве с сирийскими НГО и международными организациями предпринимает меры по возвращению беженцев и перемещенных лиц на место их жительства или во временные лагеря на территории Сирии.

5.Для обеспечения базовых свобод в стране формируются специальные комиссии для освобождения узников и пленников, выяснения судеб без вести пропавших, выплаты соответствующих компенсаций, корректировки законов о создании партий и неправительственных организаций.

6.Устанавливаются принципы административной децентрализации и разрабатывается план их претворения в жизнь, что подразумевает передачу ряда министерских функций выборным советам на местах, независимость исполнительных органов и выборность всех из членов.

7.Восстановление инфраструктуры страны осуществляется правительством в соответствии с контрактами, заключенными только на срок его полномочий.

8.Восстановление экономики и немедленное снятие санкций – краеугольный камень национального примирения.

Организации и общественные движения, инициировавшие разработку плана, ведут переговоры с рядом других общественно-политических сил внутри страны и за рубежом. Сирийцы, «здоровые», конечно, понимают, что, их государство и общество стоят на краю полной и необратимой катастрофы, что требует срочной консолидации всех патриотических сил для политического решения конфликта и перехода к мирному политическому процессу при всесторонней поддержке мирового сообщества.

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,556sec