Размышления о версии теракта на борту российского самолета в Египте

Разведка США считает, что на борту самолета А321 российской авиакомпании «Когалымавиа», потерпевшего катастрофу на Синае, вероятнее всего, взорвалась бомба, которую пронесли туда террористы. Об этом сообщила в среду американская телекомпания Си-эн-эн.  «Есть определенное ощущение, что это было взрывное устройство, заложенное в багаже или где-то на борту», — приводит телекомпания слова неназванного источника. Си-эн-эн подчеркивает, что речь пока не идет об официальном и окончательном выводе разведывательного сообщества США.    По словам источника телекомпании, у американских спецслужб не было информации о том, что террористы готовятся взорвать самолет, однако, по его словам, «имела место дополнительная активность на Синае, которая привлекла внимание» США. Позднее появились данные о том, что имеется в виду перехват телефонных переговоров местных сторонников «Исламского государства» (ИГ), которое тем временем уже дважды официально взяло на себя ответственность за проведение теракта, правда, никак не подтвердив это какими-либо убедительными доказательствами.  Скажем сразу, что эта информация плюс зафиксированные спутниковой разведкой вспышки имелась у американцев практически с самого начала этой трагедии. Собственно, не случайно немецкие и французские авиакомпании практически сразу отказались совершать перелеты на Синай. Теперь их примеру последовали британцы и ирландцы. Говорить с уверенностью о том, что на борту погибшего самолета произошел теракт пока рано, необходимо расшифровать «черные ящики» и исследовать пробы на взрывчатку. Но то, что на его борту произошел взрыв, это можно констатировать вполне уверенно. Об этом уже практически в открытую говорят члены следственной группы, да и сама динамика развития инцидента свидетельствует об этом. Опровержения египетского руководства на всех уровнях мы оставим без внимания ровно по той причине, что в случае подтверждения версии именно теракта туристическая отрасль страны будет стоять на грани банкротства со всеми негативными последствиями для наполнения бюджета.  Постараемся сейчас, гипотетически пока, проанализировать вариант именно теракта на борту российского авилайнера.

Сразу же отметим, что при этом сценарии мы отметаем вариант ПЗРК просто в силу высоты нахождения самолета. В данном случае однозначно надо рассматривать  вариант пронесенного на борт СВУ, который был запрограммирован скорее всего на срабатывание в результате смены давления. Часовой таймер мог подвести именно в силу того, что чартерный рейс могли задержать, что очень часто происходит. При этом СВУ скорее всего было малой мощности, и его взрыв на земле не привел бы к таким трагическим результатам. Разрушение должно было произойти именно на эшелоне, и разгерметизация салона должна в данном случае довершить  дело. Очень вероятно, что СВУ ставили таким образом, чтобы вывести из строя топливную и электросистему. Разброс обломков и жертв на расстоянии более тридцати километров свидетельствует как раз в пользу этой версии. Отсюда возникает вопрос, каким образом СВУ попало на борт. Разговоры о жестком  контроле со стороны египетских  военных в аэропорту  мы пока оставим в стороне. Скажем только, что любая самая жесткая система безопасности имеет много дырок. Тем более, когда режим безопасности осуществляет и местная полиция, и военные. К этому добавим, что сотрудники  системы безопасности в аэропорту несколько расслабились просто от того, что между египетскими силовиками и «партизанами» пока действует неформальная договоренность о том, чтобы не подвергать атаке туристическую инфраструктуру. СВУ попала на борт в результате предательства кого-то из обслуживающего персонала. Это могли быть грузчики, которые отправляли багаж на самолет, либо, что, по нашей оценке, более вероятно, через кухню вместе с бортовым питанием. Причем расчет строился на то, что питание начинает раздаваться бортпроводниками не раньше, чем самолет выйдет на эшелон.  То, что «спящий» террорист находился в аэропорту косвенно подтверждается тем фактом, что британцы направили специальную группу, которая должна изучить систему безопасности в Шарм-эш-Шейхе. И не только изучить, но и помочь египтянам в творческой контрразведывательной работе среди персонала. И если его найдут, то он исчезнет без всякой огласки и победных реляций.  Версию, которую озвучивали несколько СМИ, о том, что СВУ было заложено в сам двигатель на земле, мы отметаем. И не потому, что самолет обслуживали исключительно российские механики. Там были еще и египетские грузчики. А потому, что в случае помещения постороннего предмета в движок могло произойти срабатывание сигнализации еще на земле, СВУ могло сдвинуться с места во время набора высоты, и т.п. Кроме того, оно выводило из строя только один двигатель, на втором экипаж даже с разгерметизацией мог стабилизировать ситуацию. Либо оно должен было просто взрывом оторвать крыло, чего не произошло.

Теперь главный вопрос: кому и зачем это надо? Если версия теракта подтверждается, то мы с вами будем иметь необъявленную войну с Катаром. Именно с ним, и ни с кем другим. Еще в более худшем случае — речь идет о катарско-турецком альянсе, что сомнительно просто в силу того, что такие акции делаются очень узким кругом людей.  Собственно, министр иностранных дел Катара Халед аль-Атыйа об этом заявил во всеуслышание неделю назад. Он, правда, не говорил о взрывах самолетов, но фактически пригрозил России «третьей мировой войной». Москва своими действиями в Сирии ставит крест на проекте ИГ. И не только тем, что она наносит удары по сторонникам ИГ, выбивая их с занимаемых позиций, а главным образом тем, что своими действиями стимулирует американцев к активности против ИГ в Сирии. США явно нацелились на взятие Ракки, а это будет означать прекращение нефтяной контрабанды и закат ИГ, как структурированной организации. Еще более опасно для ИГ наметившийся новый формат сотрудничества России и США.  Возможный взрыв авиалайнера означает только ясный и акцентированный сигнал Москве с требованием трансформировать свою позицию на сирийском направлении. Для этого пришлось задействовать глубоко законспирированного агента, который ждал часа «х», или купить за очень большие деньги сотрудника аэропорта (что более вероятно), и нарушить негласное табу на проведение терактов на египетских курортах. Этот момент вызовет не просто ярость Каира, существуют все основания полагать, что кто-то может заплатить за это жизнью в катарской иерархии власти. Такой сценарий, если он будет доказан, одновременно вызовет  серьезное внутреннее недовольство Эр-Рияда. Но Синай — это зона ответственности именно прокатарских группировок. Если продолжить эту цепочку рассуждений, то за этим может последовать целенаправленные финансовые вливания в бандподполье в Дагестане и Чечне. Тем более, что  «Имарат Кавказ» катарцы в свое время просто купили. Тогда через некоторое время  следует ожидать организацию и проведение резонансных терактов в российских городах и на объектах транспортной инфраструктуры. Ничем иным Доха воздействовать на ситуацию пока не в состоянии.

52.18MB | MySQL:103 | 0,490sec