Послевыборная ситуация в Турецкой Республике

По прошествии одной недели с парламентских выборов, прошедших в Турции 1 ноября, начинают проявляться контуры дальнейшей стратегии партии – победительницы – Партии справедливости и развития (ПСР). Стоит сразу заметить, что целеполагание партии в основе своей не изменилось. Ровно как и высокий темп, традиционно навязываемый  своим оппонентам, которые в настоящее время находятся в подавленном состоянии. Впрочем, чувствительное поражение не мешает партийным лидерам, как К.Кылычдароглу из Народно-республиканской партии (НРП), так и Д.Бахчели из Партии националистического движения (ПНД), мёртвой хваткой вцепиться в свои кресла и блокировать любые попытки коллег по цеху, направленные на их смену. Хотя выборы и выявили падение популярности прокудской Партии демократии народов (ПДН), речь о смене С.Демирташа не идет.

12-13 ноября ожидается официальное оглашение результатов выборов. Каких-либо сюрпризов пока не ожидается: Партия справедливости и развития должна получить 317 депутатских мандатов. Ближайший преследователь Народно-республиканская партия – 134. Партия демократии народов и Партия националистического движения — 59 и 40 мест в парламенте соответственно. 17 ноября новый состав парламента будет приведён к присяге, а уже на следующий день, 18-го ноября, Ахмет Давутоглу получит от президента Р.Т.Эрдогана указание по формированию правительства. То есть, в отличие от выборов 7 июня, где партия большинства явно тянула время, президент не будет дожидаться выборов спикера Меджлиса и его аппарата.

Попробуем очертить основные контуры работы Партии справедливости и развития на ближайшую перспективу:

  1. Экономика:

Планируется формирование комиссии по претворению в жизнь предвыборных экономических обещаний Партии справедливости и развития, на что выделен срок в 100 дней.

Отметим, что экономика – традиционный конёк ПСР, а, следовательно, она должны продемонстрировать свою способность как выполнить предвыборные обещания, так и обеспечить проведение курса, возвращающего страну на траекторию роста. Голоса экономистов, включая влиятельного «царя экономики» Али Бабаджана о том, что не все из них могут быть выполнены немедленно, в частности, может не состояться увеличение до 1300 тур. лир планки минимальной заработной платы (в настоящее время зарплата-нетто составляет 1000 тур. лир), были оперативно погашены. Однако, нельзя не обратить внимание на высокую стоимость предвыборных обещаний ПСР, которая оценивается экспертами на уровне 22,3 млрд тур. лир.

С другой стороны, как нельзя кстати, появились заявления турецких производителей о том, что увеличение минимального порога приведёт к увеличению стоимости выпускаемой продукции и снизит её конкурентоспособность на внешних рынках. Впрочем, данное заявление нельзя воспринимать уж слишком серьёзно с учётом той форы, которую дало экспортёрам падение турецкой лиры последних месяцев.

Буквально на следующий день после выборов, с трибун вновь зазвучали турецкие мега-проекты. Главным вызовом для страны станет способность привлечения прямых иностранных инвестиций для их реализации, на фоне падения привлекательности Турции для инвесторов и появления серьёзного конкурента в лице Исламской Республики Иран. Любая постсанкционная страна, страна, избавившаяся от «железного занавеса» или начинающая кардинальную экономическую реформу (а Иран соответствует в той или иной степени, пожалуй, всем этим критериям) по определению будет выглядеть для «денег» более привлекательно, чем Турция, где основные реформы уже проведены и «окно возможностей» существенно уже.

  1. Внутренняя политика:

Здесь основным вопросом является обострившийся конфликт с Рабочей партией Курдистана (РПК) в восточных и юго-восточных провинциях страны. Турецкие вооруженные силы продолжают наносить удары по позициям РПК как в Турции, так и за её пределами – в Северном Ираке. Как было заявлено премьер-министром Давутоглу, операция против РПК и «Исламского государства» (ИГ) будет продолжена, невзирая на зимние условия. Речи о наземной операции, по словам спикера президента И.Калына пока не идет, а удары будут наноситься на глубину 40-50 км. В свою очередь, и Рабочая партия Курдистана заявила о том, что с её стороны перемирие прекращено.

Невзирая на продолжающуюся антитеррористическую операцию, Эрдоган и ПСР, подчёркивая важность мирного процесса с курдами, ищут возможности по возвращению курдского урегулирования из «холодильника» в повестку дня. При этом заявляется, что процесс будет переформатирован (выбрано новое название – «проект национального единства и братства»), а состав переговорщиков будет изменён. Партия демократии народов подтвердила свою готовность к смене состава своих представителей на переговорах, при этом единственным их условием является ключевая роль А.Оджалана.

Важной здесь будет роль и делового сообщества: бизнесмены восточных провинций поддерживают продолжение процесса мирного урегулирования с курдами. В поддержку уже высказались главы крупных компаний из «ближнего круга», скажем, Ибрагим Чечен (урождённый Агры) из IC Holding и Нихат Оздемир (представляющий Дыярбакыр) из Limak, значительная доля инвестиций которых – именно в восточных провинциях страны. Отметим, встречи президента Р.Т.Эрдогана с деревенскими старостами (мухтарами), которые уже стали традиционными и проходят регулярно.

Судя по динамике процесса, можно высказать предположение, что курдское урегулирование больше не будет рассматриваться само по себе, отдельно (скажем, по аналогии с договорённостями, достигнутыми в Долмабахче в начале года), а будет встраиваться в ткань конституционной реформы.

  1. Реформы:

Все усилия президента Р.Т.Эрдогана, премьера А.Давутоглу и правящей партии будут сосредоточены на проведении конституционной реформы, предусматривающей переход от парламентской к президентской республике. Обыгрывая тот факт, что действующая Конституция 1982 года – Конституция военного переворота, а стране нужен «гражданский» Основной закон, правящей партии удалось добиться того, что оппозиция не в состоянии противиться грядущей конституционной реформе. Меняется и отношение к президентской форме правления: от полного неприятия, до «робких» замечаний в духе «лишь бы президентская власть не была в стиле а-ля тюрка» (то есть, в ближневосточном, диктаторском понимании). Ремарки подобного рода озвучивал ранее бывший президент Турции А.Гюль.

Партия справедливости и развития активно ищет 13 недостающих голосов в поддержку вынесения конституционной реформы на всенародное голосование. Пока просматривается, что четырехсторонней комиссии по выработке текста основного закона формироваться не будет. С учётом негативного опыта прошлой попытки провести текст через парламент, диалог ПСР будет вестись только с теми движениями или отдельными депутатами, кто принципиально согласен восполнить партии «недобор». Разыгрывая курдский вопрос, в ту или иную сторону, сторонников можно найти либо в ПДН или ПНД. Заявления отдельных депутатов из ПДН о готовности на президентскую форму правления уже прозвучали (правда, немедленно были дезавуированы партийными лидерами). ПНД находится в положении аутсайдера на внутриполитической площадке и уязвима на предмет возможности внутреннего раскола. Если голосование по референдуму будет проводится в Меджлисе анонимно, то найти недостающих сторонников будет легче вдвойне.

С привкусом сенсации в турецких СМИ прозвучала новость о том, что рассматривается и вариант перехода к системе, в которой президент будет чисто номинальной фигурой, а функции премьер-министра будут значительно расширены. Однако, вопрос состоит лишь в том, что будет делать президент Эрдоган до 2019 года, в случае, если подобная реформа пройдет? Отдыхать, ожидая рокировки? Весьма сомнительно.

  1. Борьба с политическими противниками, включая «параллельное государство»:

Партия, похоже, со всей серьёзностью продолжает рассматривать угрозу со стороны сторонников Ф.Гюлена и не собирается отказываться от окончательного решения данного вопроса. Об этом свидетельствуют семь закрытых телеканалов и значительное замедление интернет-доступа к социальным сетям накануне выборов 1 ноября, аресты и обыски в компаниях группы IPEK, продолжающиеся аресты среди полицейского корпуса страны.

Обращает на себя внимание «просочившиеся» в СМИ данные о том, что в рядах «параллельного государства» могут оказаться ветераны-тяжеловесы ПСР Хусейн Челик (бывший министр образования) и помощник премьер-министра Бюлент Арынч.

  1. Внешняя политика:

Одним из основных для Турции является в настоящее время сирийское направление. Турция продолжает планомерно доводить до сведения США и России свою обеспокоенность вовлечением сирийских курдов из Партии демократического союза (ПДС) в борьбу с исламскими радикалами. Были озвучены три условия, при которых Турция готова воспринимать участие ПДС в борьбе с исламскими радикалами: дистанцироваться о РПК, отойти к своим «естественным границам» к востоку от Ефрата, а также отказаться от поддержки Б.Асада. Обращает на себя внимание срочный визит министра иностранных дел Турции Ф.Синирлиоглу в Эрбиль сразу вслед за состоявшимися выборами. Турция пытается наглядно продемонстрировать свой тесный альянс с Иракским Курдистаном в качестве противовеса Рабочей партии Курдистана и Партии демократического союза.

Испытывая очевидные трудности с иммигрантами, Турция продолжает «стравливать пар из котла» — поток беженцев в направлении Европы пока не утихает. Миграционный кризис и конфликт в Сирии станут основными вопросами, предложенными Турции, в качестве принимающей стороны, в повестку дня. Заметим, что впервые в истории G-20 политический, а не экономический вопрос вынесен в заголовок Cаммита.

52.19MB | MySQL:103 | 0,587sec