Реакция Ирана на инцидент с российским бомбардировщиком Су-24

Турецкая атака на российский бомбардировщик Су-24 над сирийской территорией произошла на следующий день после визита В.Путина в Тегеран, названного иранской стороной беспрецедентным, свидетельствующим о начале нового этапа отношений —  стратегического партнерства  и открывающего перспективы не только для расширения экономических связей, но и углубления взаимодействия по вопросам безопасности.  Как представляется, реакция иранской стороны на гибель российского самолета от выпущенной с турецкого истребителя ракеты в значительной степени обусловлены итогами этого саммита.

Сирийский кризис и борьба с терроризмом в регионе стали основными темами, обсуждавшимися в ходе встречи В.Путина с духовным лидером ИРИ А.Хаменеи Урегулирование конфликта в Сирии – это основной внешнеполитический приоритет Ирана после достижения соглашения по ядерной программе. Тегеран  жестко отстаивает свои интересы – сохранение территориальной целостности Сирии во главе с Б.Асадом и искоренение террористической угрозы.  Обе стороны подтвердили близость позиций и стремление и далее координировать усилия с целью обеспечения сирийскому народу возможности самостоятельно  решать судьбу будущего страны.

Результаты  двусторонних переговоров получили широкий отклик в иранских СМИ. Многочисленные комментарии политических деятелей и аналитиков появились на сайтах параллельно с сообщениями об атаке турецких ВВС на российский бомбардировщик. Иранская сторона моментально прореагировала на произошедшее, поддержав позицию России, при том, что отношения с Турцией – объект особого внимания политиков и очень чувствительное внешнеполитическое направление.

Вечером 24 ноября министр иностранных дел ИРИ М.Зариф в телефонном разговоре с С.Лавровым, выразив сожаления в связи с гибелью российского самолета, заявил о серьезной озабоченности таким развитием ситуации,  особо подчеркнув, что этот инцидент может привести к  эскалации сирийского конфликта и усилению напряженности в регионе. С иранской стороны было сделано предложение об оказании России необходимой помощи. Стоит отметить, что Тегеран принял непосредственное участие в организации и проведении поисков российского летчика. По сообщениям иранских СМИ, разрабатывал наземную операцию и руководил деятельностью сирийского спецназа генерал К. Сулеймани (farsnews, tabnak). Иранское руководство  также предложило России свое посредничество в установлении взаимодействия с турецкой стороной для урегулирования ситуации.

На следующий день Президент ИРИ Х.Роухани, подводя итоги саммита стран-экспортеров газа и переговоров с В.Путиным на заседании правительства, большое место в своем выступлении уделил анализу ситуации в связи с турецкой атакой на российский самолет.  Подтвердив, что инцидент произошел над сирийской территорией, Х.Роухани отметил, что случай с российским бомбардировщиком серьезно осложнил обстановку в регионе и показал, что в его воздушном пространстве не соблюдается гуманитарное право. Он призвал  и Россию, и Турцию, являющихся  соседями и друзьями Ирана,  вынести урок из произошедшего и далее действовать с большой осторожностью и принять меры для предотвращения подобных случаев с тем, чтобы   не позволять террористам разжигать   противоречия в рядах тех, кто противостоит этому злу. Президент ИРИ обвинил Европу и мировое сообщество в том, что они до сих пор не продемонстрировали своей  твердой решимости бороться с терроризмом. ООН и другие международные организации должны вплотную заняться проблемой  перекрытия всех каналов поставки оружия террористам и изучением вопроса о продаже ими нефти,  поскольку без пресечения финансовой и материальной помощи террористам невозможно остановить распространение этой угрозы.

Многие политические деятели Ирана также признали факт преднамеренности и целенаправленности в этом инциденте, осудили поддержку США и НАТО турецкой политики, видя в ней «ловушку» для будущего Турции. Секретарь Совета по целесообразности М.Резаи выразил опасения по поводу стремления Запада усилить напряженность в регионе и втянуть  весь исламский мир в военные действия. О возможных «стратегических последствиях этой тактической ошибки Турции» заявил советник по военным вопросам духовного лидера Й.Р.Сафави.

Политические аналитики и эксперты по проблемам международных отношений ИРИ напрямую связали гибель российского бомбардировщика с успехом визита В.Путина в Иран и готовностью двух стран к укреплению взаимодействия, что вызвало недовольство Запада. Учитывая, что активизация Россией военных операций в Сирии привела к смещению равновесия  в расстановке сил  в сторону  сторонников Б.Асада и  снижению влияния Турции на группировки, противостоящие правительству, атака на российский самолет была расценена не как  случайность, а спланированная акция. С одной стороны она несет, «послание» Эрдогана относительно недовольства турецкой стороны прямым вмешательством  России в сирийский конфликт, а также его опасения по поводу упрочения российско-иранских отношений. С другой стороны, это попытка поддержать «Исламское государство» (ИГ), «ослабить их страх перед военной мощью России».

По мнению некоторых обозревателей, в случившемся можно видеть попытку разрушить намечающееся взаимодействие России и Франции в Сирии, а также сорвать процесс венских договоренностей по урегулирования конфликта. Все вышеизложенные  причины на фоне успехов сирийской армии в боях  в районе Алеппо и российских бомбардировок  туркоманов, которых готовит и вооружает Турция для противостояния Б.Асаду,  и вынудили Анкару открыто привлечь к себе внимание. В результате она продемонстрировала всему миру, что  борьба с терроризмом для Турции —  лишь маска, и она  выступает инструментом в руках мировых держав, противостоящих России.

Иранские аналитики, рассуждая о последствиях произошедших событий, говорят о  возможностях дальнейшего сближения Турции  с Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром и США  и  усилении их противостояния с Б.Асадом и курдами. Россия, со своей стороны, продолжит сближение с Ираном, следствием чего станет  укрепление ее поддержки Б.Асада. Отмечается возможность использования потенциала Ирана для нормализации российско-турецких отношений.

В СМИ страны активно обсуждается вопрос о дальнейшей реакции России, и прогнозируются ее возможные действия. Причем,  большинство экспертов, отвечая на этот вопрос, полагают, что Россия, будучи мощным с военной точки зрения и  политически влиятельным государством, членом СБ ООН, не может прибегать к отдельным актам возмездия, а должна продемонстрировать  четко выверенный, продуманный, взвешенный ответ, достойный  великой державы, с тем, чтобы исключить возможность втягивания в войну всего региона и мира.

При анализе откликов на инцидент обращает на себя внимание тот факт, что поддержка российской стороны прозвучала и в материалах СМИ прореформаторской направленности и даже  оппозиционных  исламскому  режиму, которые традиционно занимали более прозападную позицию, критиковали политику России и открыто выражали недоверие к ее заявлениям. В данном случае, безоговорочно признав правоту российской позиции, высказывались лишь предположения о том, что  сложившаяся ситуация в краткосрочной перспективе повлечет за собой определенные сложности для России, однако в среднесрочном и долгосрочном периоде пострадает экономика Турции и под удар будет поставлена ее безопасность.

52.2MB | MySQL:103 | 0,502sec