Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 — 29 ноября 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с обострением российско-турецких отношений после того, как 24 ноября бомбардировщик Су-24М Воздушно-космических сил (ВКС) РФ был сбит турецким истребителем над территорией Сирии. Президент России В. Путин назвал этот инцидент «ударом в спину», который нанесли нашей стране «пособники террористов».

В Москве заявили, что атака на Су-24 «похожа на спланированную провокацию» и «такими действиями Анкара сознательно загоняет отношения с РФ в тупик». В. Путин считает, что Турция на высоком уровне должна принести России извинения за сбитый Су-24, предложить возместить ущерб и пообещать наказать виновных. В то же время власти Турции во главе с президентом Р. Т. Эрдоганом утверждают, что российский самолет нарушил воздушное пространство страны (в МО РФ это категорически отрицают), поэтому Анкара «защищала свои границы и безопасность» и не намерена извиняться за случившийся инцидент. Более того, Турция «будет реагировать на будущие нарушения ее воздушного пространства точно так же». По словам Эрдогана, Анкара будет расценивать как агрессию ситуацию, при которой турецкий боевой самолет нарушит воздушное пространство Сирии и будет сбит российским ЗРК. При этом, по его словам, турецкие ВВС непреднамеренно сбили Су-24. В Анкаре заявляют, что у Турции «нет никакой заинтересованности в напряженных отношениях с Россией». Р. Т. Эрдоган сообщил, что он предложил В. В. Путину встретиться в Париже 30 ноября на полях международного саммита в Париже. 28 ноября президент Турции заявил, что «очень огорчен» инцидентом с Су-24 и надеется, что такое в будущем не повторится.

В ответ на действия Турции Россия приняла ряд мер политического, военного и экономического характера. При этом было подчеркнуто, что наша страна не намерена решать возникшую конфликтную ситуацию военным путем. В Москве заявили, что «на территории Турции накопилось много явлений, несущих угрозу для России»», а «у российских властей нет планов наносить визиты в Турцию и принимать представителей Турции в Москве». Власти Турции были обвинены в подготовке террористов на своей территории и контрабандных закупках нефти у боевиков «Исламского государства» (ИГ). Группировка ВКС РФ в Сирии была усилена самолетами. В частности, новейший российский ЗРК С-400 встал на боевое дежурство вблизи Латакии, а рядом с этим сирийским портом для усиления ПВО занял боевую позицию крейсер «Москва». Российские военные предупредили, что все цели, представляющие потенциальную опасность для ВКС РФ, будут уничтожаться. Контакты с Турцией по военной и военно-технической линии прекращаются. Российские самолеты провели массированную бомбардировку района, занятого боевиками в провинции Латакия, недалеко от места падения Су-24.

28 ноября президент РФ В. В. Путин подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции. В частности, временно вводится запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров из Турции. Также вводится запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение ряда работ в РФ. С 1 января 2016 г. действие безвизового режима с Турцией приостанавливается. Работодателям в РФ с 1 января запрещено привлекать к трудовой деятельности работников из числа граждан Турции. Туроператорам «надлежит воздерживаться от реализации гражданам РФ туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турции». Правительству РФ поручено ввести запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией, обеспечить транспортную безопасность акваторий морских портов в Азово-Черноморском бассейне и усилить контроль за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории РФ в целях обеспечения безопасности. МИД РФ рекомендовал российским гражданам воздерживаться от посещения Турции. Со схожими рекомендациями к гражданам своей страны выступил 28 ноября турецкий МИД.

Страны НАТО, официально поддержав позицию Турции в инциденте с российским Су-24, в то же время призывали «к спокойствию и деэскалации», выступили за «контакты между Москвой и Анкарой для разрешения этого инцидента, а также для того, чтобы продолжить работать над развитием и усилением механизмов для предотвращения подобных ситуаций в будущем».

На прошедшей неделе президент Франции Ф. Олланд провел встречи с лидерами США, Великобритании, Германии, Италии и России в попытке скоординировать действия этих стран для эффективной борьбы с терроризмом. На встрече в Москве 26 ноября В. Путин и Ф. Олланд высказались за необходимость такого сотрудничества и создание широкой международной коалиции против терроризма. По словам главы МИД РФ С. Лаврова, московские переговоры «позволили сделать скромный, но конкретный шаг в эффективной борьбе с терроризмом». Вместе с тем, в Москве считают, что «партнеры России не готовы к работе в формате единой коалиции для борьбы с террористическими группировками, но РФ сохраняет желание взаимодействовать в любых форматах, на которые они будут готовы».

Что касается Сирии, то на переговорах в Москве президенты России и Франции договорились по трем пунктам: (1) обмен разведданными, (2) интенсификация и координация ударов, наносимых, в том числе, по нефтепромыслам, (3) «силы, борющиеся с ИГ и с террористическими группировками, не должны подвергаться ударам наших самолетов». С. Лавров называл верным предложение Ф. Олланда принять меры по закрытию сирийско-турецкой границы. Уже в Париже, 27 ноября министр иностранных дел Франции Л. Фабиус сообщил о готовности к сотрудничеству с силами сирийского правительства в борьбе против ИГ, но «только в рамках политического переходного процесса». Одновременно Л. Фабиус отметил, что речь о привлечении французской армии к наземной операции в Сирии не идет.

На прошедшей неделе в Москве побывал глава МИД Сирии В. Муаллем. По итогам его переговоров с российским коллегой С. Лавровым было заявлено, что все политические процессы в САР должны вести сами сирийцы. «Никаких внешних комиссий по отбору кандидатов на пост президента Сирии быть не может. Россия готова во взаимодействии с Дамаском согласовать практические шаги по перекрытию турецко-сирийской границы», — заявил С. Лавров. Он также отметил, что после решения Совбеза ООН по списку террористических организаций станет понятно, кто является «здоровой сирийской оппозицией».

По мнению президента США Б. Обамы, переговоры по Сирии в Вене — лучшая возможность разрешить сирийский кризис. При этом «дату ухода Асада называть сейчас нецелесообразно». Обама также считает, что помощь России в деле прекращения гражданской войны в Сирии «могла бы быть огромной». Тем временем 26 ноября до 50 американских военнослужащих прибыли в сирийский город Кобани (Айн-аль-Араб) для оказания помощи курдским военизированным формированиям в борьбе с ИГ.

«Военный вариант решения конфликта в Сирии все еще существует», а Саудовская Аравия продолжит поддерживать оппозицию, которая борется с режимом Асада, — заявил 26 ноября глава МИД КСА А. аль-Джубейр. По его словам, Эр-Рияд контактирует с сирийскими оппозиционными группировками для созыва встречи в королевстве с целью объединения их позиций перед очередным раундом международных переговоров по Сирии в Вене.

На минувшей неделе основные военные события в Сирии происходили на севере страны в провинциях Латакия и Алеппо. В провинции Латакия правительственные силы продолжали наступление на позиции боевиков радикальных исламистских группировок, освободив ряд деревень. В провинции Алеппо бои шли с переменным успехом: боевики контратаковали военных в пригородах города Алеппо, а бойцы правительственной армии вышли к стратегической автотрассе Алеппо – Ракка. Самолеты ВКС России совершали налеты на объекты противника в провинциях Алеппо, Дамаск, Идлиб, Латакия, Хама, Хомс, Ракка и Дейр-эз-Зор, поражая объекты инфраструктуры террористов, включая нефтепереработку, а также скопления бандгрупп. 23 ноября первые боевые вылеты над Сирией и Ираком совершили самолеты с французского авианосца «Шарль де Голль».

24 ноября в Сочи прошла встреча президента России В. Путина с королем Иордании Абдаллой II. Иорданский монарх заявил о необходимости объединения усилий в борьбе с ИГ и другими террористами, что невозможно без активного участия России. Он также подчеркнул, что Иордания считает единственным способом политического урегулирования в Сирии активное участие России в этом процессе. Путин отметил, что Россия и Иордания должны объединить усилия в борьбе с международным терроризмом, учитывая уже существующее сотрудничество военных и спецслужб двух стран.

24 ноября президент Турции Р. Т. Эрдоган утвердил новый состав правительства страны во главе с А. Давутоглу, сформированного по итогам досрочных парламентских выборов, прошедших 1 ноября. Отмечается, что А. Давутоглу сменил экономическую команду в своем правительстве и намерен заниматься выработкой новой турецкой конституции.

Еврокомиссия 24 ноября одобрила выделение 3 млрд евро Турции на борьбу с миграционным кризисом. Средства начнут предоставляться по частям с 1 января 2016 г. В Брюсселе 29 ноября состоялся экстренный саммит глав государств и правительств 28 стран ЕС и Турции по проблемам миграции. Целью форума было объявлено принятие Плана действий по ограничению миграционных потоков в Европу, который «призван упорядочить миграционные потоки и помочь остановить незаконную миграцию».

26 ноября турецкая полиция арестовала шеф-редактора и корреспондента местной газеты «Республика» Дж. Дюндара и Э. Гюля за статью о поставках властями Турции боевикам ИГ в Сирии. Им предъявлено обвинение в государственной измене.

В Каире 24 ноября прошло второе заседание совместной российско-египетской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Глава российской делегации министр обороны РФ С. Шойгу был принят президентом АРЕ А. Ф. ас-Сиси, который подчеркнул стремление Египта к сотрудничеству с нашей страной во всех областях, включая ВТС. В ответ С. Шойгу подчеркнул, что Россия рассматривает Египет в качестве одного из ведущих и надежных партнеров на Ближнем Востоке и арабском мире в целом.

Явка на прошедшем в Египте 22-23 ноября втором туре парламентских выборов составила 29,83%. Голосование прошло в 13, включая Каир, из 27 провинций страны, не охваченных первым туром (17-19 октября). Сообщается, что избирательный блок «С любовью к Египту», поддерживающий президента А. Ф. ас-Сиси, займет все 120 мест в Палате представителей, предназначенных для депутатов, баллотирующихся по партийным спискам. В парламент АРЕ избираются 596 депутатов: 448 по одномандатным округам, 120 по партийным спискам, еще 28 парламентариев назначит президент.

В рамках прошедшего 23 ноября в Тегеране Форума стран-экспортеров газа президент России В. Путин провел встречу с верховным лидером Ирана А. Хаменеи. «Состоялся предельно детальный обмен мнениями, было подчеркнуто единство мнений Москвы и Тегерана относительно недопустимости диктовки вариантов политического урегулирования извне» в Сирии.

МАГАТЭ подтверждает, что шаги Ирана по ограничению возможностей его ядерной программы предпринимаются под контролем агентства, заявил 26 ноября гендиректор организации Ю. Амано. В то же время ИРИ не будет придерживаться обязательств по ядерному соглашению с Западом, если МАГАТЭ не снимет вопрос о возможных военных аспектах ядерной программы Ирана, сообщил замминистра иностранных дел ИРИ и глава рабочей группы правительства по реализации ядерного соглашения А. Арагчи.

13 человек погибли и 20 получили ранения в результате теракта в столице Туниса, совершенного 24 ноября. В стране введен режим чрезвычайного положения. Усилены контрольно-пропускные пункты на всех въездах и выездах из столицы. Под особую охрану взяты посольства, госучреждения, аэропорт, основные автомагистрали, а также места массового скопления людей. Временно закрыта граница с Ливией. Произведены аресты лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций.

Приложение

 

О Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре

 

Конфликт по вопросу о принадлежности Западной Сахары возник в середине 70-х гг. прошлого столетия после отказа Испании от прав на эту территорию. На Западную Сахару стали претендовать Марокко, провозгласившее ее неотъемлемой частью королевства, и Народный фронт Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), выступающий при поддержке Алжира за независимость Западной Сахары. С 1975 г. по 1991 г. в Западной Сахаре шла война между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. После длительных переговоров при посредничестве ООН в сентябре 1991 г. противоборствующие стороны достигли соглашения о прекращении огня, режим которого соблюдается как Марокко, так и Фронтом ПОЛИСАРИО. Однако до настоящего времени усилия ООН и других международных посредников по поиску приемлемого для всех участников конфликта варианта решения западносахарской проблемы успеха не имели. Ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки по ключевым вопросам и на сегодняшний день реальные перспективы разрешения проблемы отсутствуют, что представляет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке. И хотя обстановка вокруг Западной Сахары продолжает оставаться в целом спокойной, при определенных обстоятельствах неурегулированный конфликт может вновь обостриться и даже перерасти в вооруженную стадию.

Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) была учреждена в соответствии с «предложениями по урегулированию», принятыми в августе 1988 г. Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, «для наблюдения за прекращением огня и обеспечения свободного и справедливого референдума и объявления результатов». Развертывание МООНРЗС было санкционировано резолюцией Совета Безопасности ООН 690 от 29 апреля 1991 г. Миссия состоит из военного, гражданского полицейского и гражданского персонала ООН.

Перед МООНРЗС были поставлены следующие задачи: следить за соблюдением прекращения огня; удостоверить сокращение марокканских войск на территории Западной Сахары; следить за тем, чтобы марокканские войска и войска Фронта ПОЛИСАРИО оставались в специально отведенных местах; предпринимать совместно со сторонами шаги к тому, чтобы обеспечить освобождение всех западносахарских политических заключенных или задержанных; наблюдать за обменом военнопленных (Международный комитет Красного Креста, МККК); осуществлять программу репатриации (Верховный комиссар ООН по делам беженцев); заниматься идентификацией и регистрацией лиц, имеющих право участвовать в референдуме; организовать и обеспечить проведение свободного и справедливого референдума и обнародовать его результаты.

В условиях, когда организация и проведение референдума о судьбе сахарских территорий невозможны, МООНРЗС продолжает выполнять следующие задачи: следить за соблюдением сторонами прекращения огня; заниматься снижением минной опасности и ослаблением угрозы неразорвавшихся боеприпасов; поддерживать меры по укреплению доверия.

На основании резолюции Совбеза ООН 2218 от 28 апреля 2015г. мандат МООНРЗС продлен до 28 апреля 2015 г.

Штаб-квартира Миссии расположена в городе Эль-Аюн — административном центре Западной Сахары. На сахарской территории по обе стороны заградительного вала, возведенного по всей длине спорной территории, отделяя западную зону (находится под управлением Марокко) от восточной зоны, которая контролируется Фронтом ПОЛИСАРИО, размещены девять опорных постов наблюдателей ООН. В городе Тиндуф (Алжир), где находится руководство Фронта ПОЛИСАРИО, расположено отделение связи МООНРЗС, которое поддерживает контакты с алжирской стороной и Фронтом ПОЛИСАРИО.

Бюджет Миссии на период с 1 июля 2014 г. по 30 июня 2015 г. составил 55 млн 990 тыс. 080 долларов США.

Общее руководство МООНРЗС осуществляет специальный представитель Генерального секретаря ООН по Западной Сахаре. В настоящее время им является Ким Болдук (Канада). Командует силами Миссии пакистанский генерал Мухаммад Тайаб Азам.

Санкционированная численность военного персонала МООНРЗС определена в 237 человек, полицейских – 6 человек. По состоянию на 30 июня 2015 г. в составе Миссии насчитывалось военного и полицейского состава – 210 человек, в том числе: военнослужащих – 26, военных наблюдателей – 178, полицейских – 6. Кроме того, имеется 84 человека международного гражданского персонала, 162 человека местного гражданского персонала и 12 добровольцев ООН.

Военный персонал предоставили: Аргентина, Австрия, Бангладеш, Бразилия, Бангладеш, Бразилия, Венгрия, Гана, Гвинея, Германия, Гондурас, Египет, Индия, Индонезия, Ирландия, Йемен, Китай, Казахстан, Малави, Малайзия, Монголия, Непал, Нигерия, Пакистан, Парагвай, Польша, Республика Корея, Россия, Сальвадор, Того, Франция, Хорватия, Швейцария, Шри-Ланка. Полицейский персонал предоставили Аргентина, Египет, Иордания и Йемен.

Персонал МООНРЗС выполняет свои служебные обязанности в исключительно тяжелых природно-климатических условиях. Так, суточные колебания температуры воздуха в Западной Сахаре колеблются от 0° ночью до 65° в полдень. За время деятельности Миссии из ее состава погибли 15 человек: гражданских сотрудников – 8 (местных – 5, международных- 3), военнослужащих — 5, военных наблюдателей — 1 и полицейских — 1. В последние годы случаев гибели сотрудников ООН не было.

Основной формой повседневной оперативной деятельности наблюдателей ООН является патрулирование районов ответственности на легковых автомобилях повышенной проходимости и вертолетах. Ежегодно выполняется до 8,5 тыс. наземных и до 600 вертолетных патрулирований (включая вылеты на воздушную разведку) с целью инспектирования соблюдения конфликтующими сторонами Генерального соглашения о прекращении огня 1991 г. Порядок и районы инспектирования (оперативные зоны) определены в меморандуме, подписанном руководством МООНРЗС, командованием марокканских вооруженных сил и командованием силами Фронта ПОЛИСАРИО. Отметим, что в последние годы существенно сократилось число ограничений на перемещения ооновских военных наблюдателей, вводимых обеими сторонами, особенно армией Марокко.

Миссия ООН поддерживает хорошие рабочие отношения как с командование марокканских ВС, так и с руководством Фронта ПОЛИСАРИО. Сами же конфликтующие стороны воздерживаются от прямых контактов, которые осуществляются в форме обмена письменными сообщениями через МООНРЗС.

Марокканское военное командование и руководство силами Фронта ПОЛИСАРИО регулярно информируют Миссию о проводимых мероприятиях по боевой подготовке, передвижениях войск, военной техники и высокопоставленных лиц, уничтожении мин и других взрывоопасных предметов. МООНРЗС осуществляет наблюдение за всеми мероприятиями, в отношении которых она получила уведомления.

За период деятельности Миссии наиболее характерными нарушениями со стороны вооруженных сил Марокко в зоне ограниченного военного присутствия были: строительство без получения предварительного разрешения МООНРЗС новых зданий и сооружений, передвижения войск и военной техники без предварительного уведомления Миссии, возведение дополнительной каменной стены вдоль заградительного вала, замена легких танков на более тяжелые машины, установка новых вышек для РЛС. При этом марокканская сторона объяснял некоторые нарушения необходимостью усиления мер по борьбе с терроризмом и контрабандой. Со стороны Фронта ПОЛИСАРИО нарушения были связаны преимущественно с проникновением, в том числе вооруженным через буферную зону.

В условиях наличия на западносахарской территории большого количества мин и других взрывоопасных предметов, особенно брошенных артиллерийских боеприпасов, активную работу ведет Центр МООНРЗС по координации деятельности, связанной с разминированием. К западу от заградительного вала его сотрудники оказывают содействие вооруженным силам Марокко. К востоку от вала действует международная организация «Лэндмайн экшн».

Большое внимание уделяется помощи МККК в работе по поиску лиц, пропавших без вести, содействию программам оказания гуманитарной помощи западносахарским беженцам в Тиндуфе. Эта работа ведется при участии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Всемирной продовольственной программы, Всемирной организации здравоохранения, ряда международных, европейских и местных гуманитарных организаций.

52.35MB | MySQL:103 | 0,525sec