Ситуация в Судане и Южном Судане: октябрь 2015 г.

1 октября, выступая перед Генеральной Ассамблеей ООН, вице-президент Южного Судана Джеймс Вани Игга предложил международной организации не вводить дальнейших «незаслуженных» санкций в отношении этой страны в связи с недавним заключением мирного соглашения между Джубой и повстанцами. Он утверждал, что несмотря на почти 2-летнюю гражданскую войну будущее его страны «полно надежд» при условии, что она получит обещанную гуманитарную и экономическую помощь, и что она не будет подвергнута новым санкциям.

Вице-президент Южного Судана предложил странам Восточной Африки направить в страну наблюдателей за соблюдением мирного соглашения.

По его оценке, отныне «эта вызывающая сожаление война и связанное с ней пролитие крови прекращены». «Мы начали реализовывать мирное соглашение, следовательно, нет смысла ни в дальнейших санкциях, ни в запрете на поездки наших руководителей», — утверждал он.

Мирное соглашение, заключенное 26 августа между президентом Южного Судана Сальвой Кииром и главарем повстанцев, бывшим вице-президентом Южного Судана Риеком Машаром, было восьмым по счету с момента начала гражданской войны в декабре 2013 года. Уже после подписания очередного соглашения стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в его нарушении. Боестолкновения тем временем продолжаются в ряде регионов страны.

В июле Совет Безопасности ООН ввел санкции против шести военных руководителей — по три со стороны Джубы и повстанцев — предусматривающие замораживание их авуаров и запрет на перемещения вне Южного Судана.

В сентябре США предложили ввести санкции также против первых лиц в южносуданской армии и формирований повстанцев, однако этому проекту резолюции СБ ООН воспротивились 4 из 15 членов СБ — Россия, Китай, Ангола и Венесуэла.

Южный Судан провозгласил независимость в июле 2011 года. Тем самым развалился единый до этого Судан. Этот процесс замышляли и спонсировали США. Да с половиной года спустя страну охватил вооруженный конфликт, возникший из-за столкновения амбиций С.Киира и Р.Машара.

Возможно, вице-президент Южного Судана был прав, когда говорил о перспективах его страны. В октябре начались поставки в Европу южносуданского кофе в капсулах под брендом Nespresso — филиала швейцарского холдинга Nestle. Кофейные капсулы под брендом Nespresso и названием Suluja ti South Sudan («Возрождение Южного Судана» — на языке каква) были запущены в продажу для начала во Франции.

Данный проект был запущен в июле 2013 года при участии американского актера Джорджа Клуни, который уже давно занимается суданскими проблемами.

Поставщиками южносуданского кофе сейчас являются 300 фермеров. Ожидается, что в ближайшее время к нему присоединятся еще 1 тысяча мелких производителей кофе. Цель проекта — привлечь к нему до 15 тысяч южносуданских фермеров.

До сих пор южносуданский кофе поступал только на местный рынок.

По оценкам экспертов, в случае установления мира в стране кофе может стать вторым по значимости экспортным продуктом Южного Судана после нефти.

3 октября Джуба предприняла односторонний шаг об увеличении в три раза — с 10 до 28 — числа штатов в стране. Это решение могло сорвать мирное соглашение с повстанцами, в котором упоминалось, что в стране насчитывается 10 штатов. В президентском указе на этот счет никак не упоминалось разделение власти, предусмотренное мирным соглашением.

На это решение немедленно отреагировал Р.Машар, заявивший, что «этот указ, подготовленный в одностороннем порядке, является очевидным нарушением мирного соглашения».

Мирным соглашением от 26 августа предусматривался переходный период продолжительностью в 30 месяцев, в течение которого С.Киир останется президентом. Он должен начаться 90 дней спустя после подписания соглашения. На переходный период должности в местных органах власти в 10 штатах должны были распределены между сторонниками Джубы и повстанцами, причем в трех нефтедобывающих штатах на севере страны — Единство, Верхний Нил и Джонглей — должности губернаторов должны были достаться представителям повстанцев. Решением Джубы, на месте этих трех штатов должны были появиться 10.

Понятно, что решение об увеличении числа штатов подрывало мирное соглашение в части разделения власти и по меньшей мере замедляло его реализацию.

6 ноября повстанцы предупредили о возможном возобновлении боевых действий в случае, если Джуба не откажется от своего проекта об увеличении втрое числа штатов. Как заявил представитель повстанцев Мабиор Гаранг, «цель этого одностороннего решения — обострить трибальные чувства народа Южного Судана и вернуть страну в состояние войны». Он предупредил, что практическая реализация этого решения будет означать разрушение мирного соглашения.

На решение Джубы немедленно отреагировала Европа. Как заявили в совместном коммюнике глава европейской дипломатии Федерика Могерини и еврокомиссар по гуманитарным делам Христос Стилианидис, эта инициатива идет вразрез духу и букве мирного соглашения.

Международные посредники по урегулированию южносуданского конфликта в лице Великобритании, Норвегии и США заявили, что это решение Джубы «напрямую противоречит» мирному соглашению.

9 октября СБ ООН продлил до 15 декабря мандат Миссии ООН в Южном Судане. Одновременно от Джубы потребовали сделать все возможное для того, чтобы было реализовано мирное соглашение с повстанцами. За соответствующую резолюцию проголосовали 13 членов СБ. Россия и Венесуэла воздержались. СБ ООН в очередной раз пригрозил расширить санкции против южносуданских политиков и военных в случае, если мирное соглашение не будет соблюдаться. Он заявил о «готовности предусмотреть все соответствующие меры против тех, кто выступает против мира, стабильности и безопасности в Южном Судане».

Со своей стороны представитель Южного Судана Фрэнсис Мадинг Денг заявил, что эта резолюция была принята без консультаций с Джубой. Он высказался против того, что Миссия ООН в Южном Судане использует вертолеты и бесспилотные летательные аппараты — позиция Джубы понятна, она не хочет, чтобы за ней и деяниями южносуданских вояк следили.

Численность Миссии ООН в Южном Судане — 12500 военных и полицейских — осталась неизменной. За ней сохранили все основные полномочия, в том числе защиту тысяч гражданских  лиц, укрывшихся от насилия  на ее базах.

12 октября в Кампале заявили, что Уганда выведет свои войска из Южного Судана до начала ноября в соответствии с мирным соглашением между Джубой и повстанцами. Известно, что в ходе гражданской войны в Южном Судане несколько тысяч угандийских солдат воевали на стороне Джубы. Они сыграли решающую роль в отражении атаки повстанцев на столицу страны. Тогда одним из решающих факторов стало использование угандийской армией                                     боевых вертолетов российского производства.

Согласно мирному соглашению, угандийские войска должны уступить место в Южном Судане неким «нейтральным силам». Южносуданские военные должны покинуть Джубу с тем, чтобы сделать столицу демилитаризованным городом, что позволило бы Р.Машару и его окружению вернуться в город.

18 октября Р.Машар обвинил Джубу в том, что она «неоднократно нарушила мирные соглашения» с тем, чтобы не допустить его реализации. В качестве аргументов, подтверждающих это обвинение, он привел решение южносуданских властей об увеличении втрое числа штатов, а также решение о роспуске Суданского народно-освободительного движения (СНОД), выходцами из которого являются как С.Киир, так и Р.Машар. При этом последний заявил о готовности обсудить на переговорах решение об увеличении числа штатов. «Мы даем еще один шанс для того, чтобы спасти мирное соглашение», — заявил он в Аддис-Абебе по возвращении из США.

21 октября противоборствующие в Южном Судане стороны вновь сели за стол переговоров в Аддис-Абебе с тем, чтобы попытаться спасти заключенное ранее мирное соглашение между ними. Уже 26 октября представители южносуданских сторон подписали некий документ, обязывающий их соблюдать те положения подписанного в августе мирного соглашения, которые касались безопасности. Этот документ предусматривал, что немедленно начнутся консультации относительно демилитаризации Джубы, мест нахождения войск двух сторон и создания объединенной армии. Эти вопросы обсуждались на переговорах и ранее, в сентябре, однако они были прерваны по инициативе повстанцев.

В частности, предполагается, что в Джубе после ее демилитаризации для поддержания в городе порядка останутся 5 тысяч военных. Повстанцы настаивают на том, что они и правительственные войска должны быть представлены там поровну.

28 октября было объявлено, что стороны южносуданского конфликта договорились о формировании объединенной полиции, которая будет заниматься обеспечением безопасности в Джубе.

28 октября Африканский союз заявил, что обе стороны южносуданского конфликта виновны в «чрезвычайной жестокости» по отношению к гражданскому населению, и ответственные за это должны нести ответственность перед Африканским независимым судом.

 

Заседание Генассамблеи ООН предоставило редчайшую возможность для встречи между главой Госдепартамента США Джоном Керри и министром иностранных дел Судана Ибрагимом Гандуром. По имеющимся данным, представитель США настаивал на прекращении конфликтов, имеющих место в Судане, и в частности, в Дарфуре.

Такой встрече не помешало то, что между двумя странами разорваны дипотношения, в отношении президента Судана Омара аль-Башира действует мандат об аресте Международного уголовного суда, Хартум с 1997 года находится под американскими санкциями.

Перед протокольной встречей с прессой до начала переговоров Дж.Керри и И.Гандур не сказали ни одного слова. Тем не менее они обменялись рукопожатиями, хотя без официальных улыбок. По завершении переговоров Госдеп США заявил, что Дж.Керри в ходе встречи с суданским коллегой «подчеркнул обязательство США обеспечить прекращение внутренних конфликтов в Судане». При этом Дарфур не упоминался. Госсекретарь утверждал, что у этих конфликтов нет военного решения. Согласно сообщению Госдепа, Вашингтон выступает «за прочный мир /в Судане/ и политический процесс, в котором бы участвовало максимально возможное число суданцев».

10 октября президент Судана Омар аль-Башир дал старт объявленному ранее процессу национального диалога, призванному решить основные проблемы страны. Основные оппозиционные силы и повстанческие группировки бойкотировали этот процесс, о котором О.аль-Башир объявил еще в январе 2014 года. Они призывают к проведению некоего форума вне Судана с тем, чтобы выработать условия переговоров с Хартумом.

Что касается О.аль-Башира, то на церемонии начала национального диалога он заявил о возможности объявления «постоянного прекращения огня» в штатах Западный Дарфур, Голубой Нил и Южный Кордофан. На церемонии присутствовали генсек Лиги арабских государств Набиль аль-Араби, представители десятка небольших политических партий, так или иначе преданных главе государства, а также нескольких ничего не значащих группировок дарфурских повстанцев.

12 октября глава МВД Судана Исмат Абдель Рахман заявил, что по меньшей мере 70 граждан этой страны воюют в Сирии и Ливии в рядах «Исламского государства». Среди них замечены обладатели паспортов европейских стран, проходившие обучение в Судане. По его данным, представленным впервые, суданские джихадисты попадали в Сирию через Турцию. Ранее сообщалось, что в июне в Сирию отправились 12 британских и канадских студентов Хартумского университета медицинских наук и технологии, все — выходцы из Судана.

14 октября стало известно, что  суданские власти блокировали доставку товаров первой необходимости, и в первую очередь — продуктов питания, для миротворцев из совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad). Об этом сообщил журналистам посол Великобритании в ООН Мэтью Ракрофт. Таким образом, Хартум в очередной раз создал препятствия на пути нормальной работы миротворцев при том, что на эти действия,  как правило, не следует никакой реакции. Понятно, что Хартум в очередной раз лицемерно отверг эти обвинения.

Груз средств первой необходимости для миротворцев был блокирован в Порт-Судане.

По словам посла, если Хартум не пересмотрит свое решение, будут найдены альтернативные пути снабжения миротворцев, но на это уйдут десятки миллионов долларов дополнительно.

Уже 21 октября, суданские власти, испугавшиеся собственной «смелости», начали разблокировать в Порт-Судане грузы для миротворцев. 52 контейнера из заблокированных 190 продолжили свой путь. За ними,   следуя логике развития события, должны были проследовать и другие.

21 октября Хартум объявил о готовности принять приглашение Африканского союза на участие в мирных переговорах в Аддис-Абебе с повстанцами из СНОД-Север, ведущими боевые действия с 2011 года в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Предполагается, что переговоры стартуют 2 ноября.

В целом, как ни странно это звучит, решение Африканского союза о предании суду ответственных за геноцид по этническому признаку в Южном Судане вряд ли будет способствовать мирному урегулированию в этой стране. Оно сделано не в тот момент и не при тех обстоятельствах. И есть все основания полагать, что оно может подтолкнуть обе стороны — у тех и других руки по локоть в крови — к продолжению кровопролития.

52.24MB | MySQL:103 | 0,643sec