Возможности и перспективы участия Ирана как регионального транспортного узла в проекте «Нового Шелкового пути»

Развитие транспортной системы со времен шахского периода является приоритетным направлением экономической политики Ирана. Расширение и модернизация разных видов транспортной системы, включая трубопроводный,  четко коррелировалось со  стремлением Ирана стать одним из  региональных центров силы. Уже к началу 2000-х годов в стране была создана достаточно развитая транспортная система, разрушенные во время ирано-иракской войны (1980-1988гг.) дороги  были не только восстановлены, но и модернизированы.  Большинство транспортных программ Ирана являются составной частью планов региональной Организации экономического развития, транспортный комитет которой расположен в Тегеране.

Основным видом транспорта в Иране, как и в большинстве стран в настоящее время, является автомобильный. Им перевозится до 90% грузов и до 95% пассажиров. На сегодняшний день общая протяженность автомобильных дорог в Иране достигает почти 200 тыс. км. Из них свыше 160 тыс. км  дорог имеют твердое покрытие, в т.ч. 2тыс. км  относятся к категории автобанов- высокоскоростных дорог. Через Иран проходят  международные автомагистрали, имеющие выход к Турции и Ираку на западе, Пакистану и Афганистану – на востоке. Автомобильные дороги соединяют Иран на севере с Азербайджаном и Арменией. Автодорогами соединены все провинции страны — с севера на юг и запада на восток. Автомагистрали строятся в полном соответствии с принятыми международными стандартами, в результате в Иране создана качественная автодорожная инфраструктура.

В последнее десятилетие стало уделяться внимание модернизации железнодорожного транспорта. Железнодорожная колея основной части дорог Ирана соответствует европейскому стандарту – 1435 мм, лишь небольшая линия от Захедана до Мирджаве — 94 км (в сторону Пакистана) имеет колею 1676 мм (т.н. «индийская» колея).  На 2014 г. общая протяженность железных дорог —  8,4 тыс. км.. При строительстве новых дорог особое внимание уделялось необходимости прокладки дорог к соседним странам, выходов к южным морским портам Ирана. В этой связи внимание заслуживает строительство дороги Казвин-Решт-Астара, проект строительства железной дороги в Армению, и завершение строительства железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран, которая уже фактически начала действовать.

Морской транспорт обеспечивает более 80% внешнего товарооборота. Наибольшее значение имеют нефтяные терминалы на побережье Персидского залива, где создаются специальные промышленные зоны, к которым подводятся дороги и трубопроводы, модернизируются морские порты и терминалы.

Особое значение для Ирана, являющегося крупным  экспортером нефти и обладающего крупнейшими в мире запасами природного газа, имеет трубопроводная система. Имея  развитую внутреннюю систему нефте- и газопроводов, Иран имеет на сегодняшний день только два экспортных газопровода — в Турцию и Армению, и один импортный газопровод — из Туркмении. Газопровод фактически проложен до самой границы с Пакистаном, строится газопровод в Ирак. По трубопроводам (8,6 тысяч км) перекачивается сырая нефть (от нефтепромыслов к НПЗ и НХК), продукты нефтепереработки (около 8 тысяч км), газ — 20,8тысяч км, газовый конденсат- около 1 тысячи км.  В целом Иран не только с точки зрения своего географического положения может рассматриваться в качестве стратегического транспортного коридора между Азией и Европой, но и с точки зрения уровня развития своей транспортной системы.

В этой связи целесообразно рассмотреть позиции Ирана как возможного участника  проекта «Новый шелковый путь».

Еще совсем недавно участие Ирана в проекте «Новый шелковый путь» решительно отвергалось США, и ставилось под сомнение странами ЕС. Так, например, в 2011 г.  помощник госсекретаря США  Роберт Блейк говорил, что « ни один из элементов стратегии «Нового Шелкового пути» не предусматривает подключения к данной программе Ирана».

Но после соглашения по иранской ядерной программе с «шестеркой» в Вене в июле 2015 г., ситуация стала меняться. Один из вариантов Шелкового пути проходит через Иран, и после снятия санкций Иран становится  одним из наиболее эффективных путей связи Китая с Европой. В октябре 2015 г. иранский парламент одобрил заключенное в июле 2015 г. Вене соглашение с «шестеркой» по ядерной проблеме, согласившись с принципом  Х.Роухани, что «проигравших нет». И совершенно очевидно, что Иран будет пытаться войти в проекты, способные повысить его региональный авторитет. Еще в апреле 2015 г., т.е. до подписания всеобъемлющего соглашения с «шестеркой», Иран подал заявку о членстве в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, главной целью создания которого является финансирование проектов «Экономического пояса Шелкового пути». И в числе 57 стран подписал Соглашение о создании этого банка в июне 2015 г., став одним из его акционеров (15808 акций на 1,58 млрд долл.). Некоторые круги в Иране участие в этом банке рассматривают, как возможность ослабить вероятное усиление влияния американского капитала на Иран после отмены санкций.  Хотя президент ИРИ заявлял, что «никаких преград для присутствия американских компаний нет»,  Верховный лидер ИРИ (рахбар)  А.Хаменеи одновременно говорил, что «США в дальнейшем  попытаются оказать влияние на нашу экономику, культуру, политику и безопасность».

В  конце сентября 2015 г. министр дорог Ирана заявил, что Ирану в силу своего географического положения следует принять участие в переформатировании региона и что Иран воспользуется этим своим стратегически важным положением для возрождения Шелкового пути.[1]

Шелковый путь рассматривается в Иране как «выгодный» проект —  и с точки зрения экономических, и с точки зрения геополитических интересов, включая проблемы безопасности. Иран в рамках «Экономического пояса Шелкового пути»  может быть включен и как часть сухопутного коридора, и как часть морского пути, и, конечно, как часть энергетического моста.

О заинтересованности Ирана в своей включенности в проект свидетельствует его позиция в Астане и на саммите ШОС в Уфе. В разрабатываемый в настоящее время новый пятилетний план, начинающийся с 2016 г. вносятся коррективы, учитывающие участие инфраструктурных объектов Ирана в новом проекте Шелкового пути.

Используя свои сложившиеся транспортные системы,  Иран реально может участвовать в этом новом проекте.  Через Иран идет транспортный коридор Трасека, или Азия-Европа (от Китая до Германии). Возможно и целесообразно продление транспортного коридора, соединяющего Южную и Восточную Азию, который идет от границ Ирана и Турции через Пакистан и Индию,  до Бангладеш и далее в Юго-Восточную Азию.    Возможно также подключение к  Шелковому пути строящегося транспортного коридора Иран-Ирак. Иранский участок, который уже строится, Иран планирует завершить в 2017 г., а иракский (550км)- в 2018 г.

При рассмотрении всех маршрутов предлагаемого Китаем проекта можно увидеть явное перемещение интересов Китая с использования российского и центральноазиатского направлений на южный пояс стран, включая Иран. Поэтому для России может оказаться экономически выгодным стремление Ирана к интенсификации международного транспортного коридора « Север-Юг». Из-за санкций против Ирана  эффективность этого МТК, который проходит по территории России, была значительно снижена. Но отмена санкций  сможет значительно повысить его эффективность. Ввод в  эксплуатацию железнодорожного маршрута  МТК: Иран – Туркменистан – Казахстан (около 1тыс. км),  может рассматриваться и как часть Шелкового пути.

Эффективным может быть участие Ирана в Шелковом пути через СЭЗ (специальные экономические зоны), создаваемые Ираном по периметру своих границ, главным образом, на побережье Каспия и Персидского залива. Фактически под Шелковый путь создаются в настоящее время две новые свободные зоны — в Джаске и Бушере. В Джаске планируется создать второй по объему в стране терминал по экспорту нефти и газа после терминала Харк.

Отвечает интересам  Ирана планы Китая по строительству скоростных железных дорог в рамках проекта Южной ветки «железнодорожного Шелкового пути», который планируется проложить через Иран и страны Центральной Азии. Нельзя не напомнить, что железным дорогам в новом проекте отводится  чрезвычайно важная роль. Открытая на данный момент железная дорога, которая проходит через пограничный переход Инче-Барун, связывает Иран с Туркменистаном, Казахстаном и далее с Китаем. Министр дорог и городского строительства Ирана Аббас Ахунди заявил о строительстве железной дороги Хаф – Герат, которая связывает Иран с Афганистаном. Предполагается ее связать с железными дорогами Таджикистана, Кыргызстана и Китая,  завершив формирование  одного из железнодорожного маршрута Шелкового пути.

При этом Иран не может не учитывать, что в результате реализации проекта в регионе больше всего возрастет влияние Китая. Для Ирана Китай важен, главным образом, как покупатель иранской нефти и возможный покупатель в перспективе иранского газа. Из-за антииранских санкций Китай несколько снизил в последние четыре года свою зависимость от иранской нефти, в том числе за счет поставок из Казахстана. Интерес Китая к перспективам поставок газа из Ирана снизили поставки газа из Туркмении. Однако, Китай даже в период санкций остался одним из основных инвесторов Ирана, включая самые различные отрасли иранской экономики. Китай активно работает в Иране с разными бизнес-элитами, не исключая и исламские формы  бизнеса. Поэтому усиление китайского влияния многими в Иране может расцениваться как возможное противодействие усилению влияния европейского и американского капитала после отмены санкций.

Участие в проекте « Нового Шелкового пути», несомненно, увеличит шансы Ирана на вступление в члены ШОС, в чем Иран был не только заинтересован в период санкций, но и сохранит заинтересованность после их снятия. Полноправное участие в ШОС и включенность в Шелковый путь увеличит для Ирана возможность не только восстановить нефтяной экспорт в Китай и Индию, но и увеличить экспортный потенциал иранского газа. Особенный интерес представляет для Ирана завершение строительства газового трубопровода до Пакистана. Вероятность его окончания возросла в  связи с тем, что Китай весной этого года заявил о своей готовности финансировать (выделить 46 млрд долл.) строительство пакистанской ветки этого газопровода (от Ассалуйе до Навбахша) с перспективой продления его до китайской границы. В  пакистанском порту Гвадар в конце 2016 г. предполагается начать строительство завода по производству СПГ. Это направление экспорта иранского газа позволяет ослабить и конкуренцию между Ираном и Россией на европейском направлении.

1.www.irna.ir/fa/News/81779653

 

62.88MB | MySQL:102 | 0,664sec