На днях практически все региональные СМИ заявили о наметившемся прорыве в турецко-израильских отношениях. Различные официальные лица, как с одной, так и с другой стороны подтвердили, что Турция и Израиль близки к подписанию соглашения о полной нормализации двусторонних отношений. Хотя и сообщается, что турецкие власти считают отношения с Израилем все еще проблематичными, но по информации МИД Турции страны пришли к взаимопониманию.
Договоренность о нормализации отношений якобы предусматривает следующие действия: возвращение обоими государствами послов, отмена любых исков против солдат и офицеров ЦАХАЛа, создание Израилем фонда компенсаций для пострадавших в столкновении на борту судна «Мави Мармара», готовность Турции противодействовать любой террористической деятельности на ее территории, запрет на въезд в Турцию Салаха аль-Арури, известного активиста ХАМАС, согласие Турции на прокладку газопровода через ее территорию и незамедлительное начало переговоров о продаже израильского газа Турции.
В принципе на этот последний пункт договора, делается сегодня основной упор. Хотя после инцидента с судном «Мави Мармара» Израиль и извинился перед Анкарой, но долгое время стороны так и не могли договориться о компенсации семьям погибших и по некоторым другим вопросам. В связи с чем отношения фактически были заморожены. И вдруг на сегодняшний день, у сторон, практически нет разногласий по ранее недоговоренным пунктам и они готовы перейти к новой фазе взаимоотношений. С чего бы это?
Турецкую сторону понять не сложно, ведь после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24 ситуация в регионе значительно изменилась. Прямое противостояния России и Турции привело к тому, что Анкаре приходиться срочно искать новых поставщиков энергоносителей.
Решать вопрос энергетической независимости от России, Турция сможет лишь с партнерами в регионе. В таком нефте- и газо насыщенном регионе, как Ближней Восток их вроде много и в тоже время мало. Это Азербайджан и Казахстан, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Катар и возможно в далёкой перспективе Сирия. Но для такого партнерства нужно еще два условия: действующие нефте- и газопроводы и дружеские взаимоотношения. Пока у Турции в регионе есть или одно или другое. Турция подписала договор о поставках сжиженного газа из Катара. Но для этого нужно еще построить систему приемки СПГ в турецких портах. Альтернативным поставщиком может стать Азербайджан, который недавно посетил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу. Но вряд ли Баку пойдет на прямую конфронтацию с Москвой в вопросе «энергетической независимости» Турции. Видимо от безвыходности президента Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что можно развивать использование возобновляемых источников энергии. Но это все еще в далекой перспективе, а сегодня Турции нужна солидная «реклама» ее возможностей решить энергетическую проблему. И поэтому урегулирование взаимоотношений с Израилем, подоспело вовремя. Вернее, о нем вспомнили, видимо только с целью решения проблем с Москвой. И как бы пытаются замаскировать обычный договор по решению старой проблемы, новой вывеской о газовом проекте.
Но такой поворот событий устраивает и Израиль. Так премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже заявил, что между двумя странами может быть достигнуто соглашение о строительстве газопровода. Он подчеркнул, что проводит для этого переговоры с официальной Анкарой. Вопрос строительства газопровода и поставки газа в Турцию из Израиля стояли на повестке дня еще пять лет назад, но из-за инцидента с «Мави Мармара» этот проект был заморожен. Последнее заявление Нетаньяху создают надежду на то, что процесс якобы пошел. Речь идет о поставках 10 млрд куб. м газа в год, что составляет треть от импортируемого из России. Почему-то и на это делается основной упор, что именно Израиль составит России основную конкуренцию в поставках энергоносителей в Турцию.
Но чтобы в Турцию пошел израильский газ, надо выполнить как минимум ряд технических условий. Разбурить месторождение Левиафан, построить структуру первичной переработки газа в море и естественно систему трубопроводов, связывающих месторождение с берегом. На все это требуется как минимум 2-3 года и вложения в размере 5-7 млрд долларов. Только после этого можно говорить уже не теоретически, а практически о поставках газа в Турцию. Но для того, чтобы этот план стал реальностью необходимо еще постоять газопровод, по дну моря, протяжённостью около 500 км, а это еще 5-7 млрд. долларов и лучшем случаи пару лет работы. То есть контуры этого проекта начнут проявляться после 2020 года, а может быть и позже. За это время много воды, а вернее газа и нефти утечет и неизвестно как сложатся взаимоотношения у все интересантов в регионе.
Естественно в Израиле это очень хорошо понимают, тем более что отсутствие до сегодняшнего дня договора по газовой сделки, ставит вообще под сомнение развитие израильской газовой отрасли. Возможно именно проблемы, возникающие вокруг подписания газовой сделки понадобилось главе правительства Биньямину Нетаньяху в качестве весомого аргумента для ее утверждения. Так на днях экономическая комиссия Кнессета 7 голосами против 6 проголосовала за резолюцию, рекомендующую премьер-министру Биньямину Нетаньяху не пользоваться параграфом 52 закона об антимонопольном управлении для утверждения газового соглашения. Но тем не менее Нетаньяху, исполняющий также обязанности министра экономики, воспользовался своим правом, позволяющим ему обойти полномочия главы антимонопольного управления и утвердил соглашение с газодобывающими компаниями.
Ожидается, что блок «Сионистский лагерь» подаст иск в БАГАЦ с требованием признать данный шаг незаконным. Такую же апелляцию подало Движение за чистоту власти. По мнению экспертов, иск в итоге будет отклонен, поскольку ранее БАГАЦ уже несколько раз отказывался вмешиваться в ситуацию на газовом рынке, но это значит, что еще как минимум месяц, если нее более, данное соглашение не будет работать.
Основным козырем Биньямина Нетаньяху в «обходе» закона об антимонопольном управлении было то, что «развитие месторождений газа – это задача национальной безопасности Израиля». Еще «вчера» у Израиля якобы были договора о поставках газа и в Иорданию, и в Египет, а значит с помощью газа решался вопрос «национальной безопасности», однако сегодня все переговоры заморожены. И тут как бы очень кстати возникает очень привлекательное соглашение с Турцией, которое позволяет якобы решить сразу несколько вопросов «национальной безопасности». Ведь здесь и решение затянувшегося двустороннего конфликта, и экономические перспективы.
Поскольку в демонстрации сближения с Израилем сейчас заинтересован и Р.Т.Эрдоган, нуждающийся в политических козырях в своем конфликте с Россией, Анкара готова явна подыграть Нетаньяху и подтвердить свою готовность к скорейшей нормализации отношений. Впрочем, и до конфликта с Россией турецкая сторона в последние годы не раз сообщала о «почти достигнутом» соглашении с Израилем. Как долго протянутся переговоры по-нынешнему «почти достигнутому» израильско-турецкому газовому соглашению, пока не знает никто.