Саудовский бюджет 2016 года

28 декабря 2015 г. в Саудовской Аравии был обнародован бюджет 1437-1438 г. Х. – 2016 г. Выступая в этой связи на заседании Совета министров, король Сальман бен Абдель Азиз говорил: «Этот  бюджет принимается в то время, когда происходит снижение цен на нефть, когда страна сталкивается с региональными и международными вызовами экономического и финансового характера, когда снижается мировой экономический рост, а в некоторых соседних странах дестабилизирована внутренняя ситуация». Исходя из всех этих обстоятельств, подчеркивал правящий монарх, при составлении бюджета на будущий финансовый год «предпочтение будет отдано реализации проектов, предусмотренных прошлыми бюджетами».

Вместе с тем, существовали и дополнительные, но существенные обстоятельства, определившие дефицитный характер бюджета будущего года. Представляя новый бюджет на заседании Совета министров, министр финансов Ибрагим аль-Ассаф сообщал, что «выполнение бюджета 2015 г. значительно осложнил рост расходов на оборону и безопасность», — речь шла, прежде всего, о военной операции в Йемене и помощи сирийской антиправительственной оппозиции, как и о необходимости противостояния действиям «Исламского государства» на саудовской территории. Не приходится сомневаться, что эти обстоятельства наложили свой отпечаток и на вновь принятый основной финансовый закон.

Так или иначе, но принятие бюджета будущего года, как отмечал король Сальман бен Абдель Азиз в уже цитировавшемся выступлении, предполагает, что в Саудовской Аравии будет претворяться в жизнь «программа всеобъемлющих экономических, финансовых и структурных реформ». Собственно, новый основной финансовый документ страны должен положить начало «созиданию сильной и основанной на прочной базе экономики, развивающейся при опоре на многообразие источников доходов, содействующей росту накоплений и рабочих мест». В рамках такой экономики, по словам правящего монарха, должно быть достигнуто «партнерство государственного и частного секторов» при сохранении «развития сектора государственного обслуживания, сокращении расходов на аппарат управления, повышении эффективности использования ресурсов», но без того, чтобы эти меры отразились «на положении граждан со средними и ограниченными доходами».

Саудовский бюджет 2016 г. (как и его предшествующий аналог) дефицитен, — его доходная часть составляет 513,8 млрд риалов ($1 = 3,75 риалам), а расходная 840 млрд, предполагаемый дефицит этого бюджета достигнет, как предполагается, 326,2 млрд риалов. По словам И.аль-Ассафа, бюджетный дефицит будет профинансирован при опоре на внутренние и зарубежные займы с тем, чтобы простимулировать операции частного сектора саудовской экономики. При этом государство уже создало фонд поддержки бюджета, составивший 183 млрд риалов, имея в виду значительные колебания цен на мировом нефтяном рынке. Наряду с этим, поддержка бюджета следующего года будет осуществляться и с помощью государственных фондов развития – Саудовского фонда промышленного развития и Саудовского фонда сельскохозяйственного развития, которые выделят на эти цели 49,9 млрд риалов.

Сделанные в связи с обнародованием нового основного финансового документа Саудовской Аравии заявления ее министра финансов во многом показательны. Так, по его словам, несмотря на сложную экономическую ситуацию, рост ВВП составит 3,35%. При этом рост нефтяного сектора достигнет 3,06%, государственного – 3,34%, а частного – 3,74%. Одновременно, по прогнозам саудовского Министерства финансов, ненефтяной частный сектор будет иметь тенденцию к последовательному росту – в сфере транспорта и коммуникаций до 6,1%, строительства – 5,6%, оптовой и розничной торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса – 3,86%. Не менее оптимистичны и прогнозы в отношении сектора перерабатывающей промышленности – 3,23%, а также банковского обслуживания, страхования и недвижимости – 2,55%.

Саудовский бюджет 2016 г. сохранил и достаточно высокие государственные ассигнования на социальные нужды. Представляя бюджет Совету министров, глава саудовского финансового ведомства подчеркивал: «Мы отдаем преимущество инвестициям в проекты и планы развития, непосредственно связанные с жизнью граждан. Речь идет, — по словам И.аль-Ассафа, — об образовании, здравоохранении, социальных и муниципальных службах. В эту категорию входит сохранение стабильных цен на воду и электроэнергию, расходы на прокладку коммуникаций, включая и кабели для электронной связи, и дорог». Так, на нужды образования и переподготовки рабочей силы для «отраслей, служащих целям развития» бюджет нового финансового года предусматривает 191,6 млрд риалов.

Однако одновременно вопрос касался и «пересмотра цен на нефтепродукты, воду и электричество», что означает, естественно, рост цены на них, как и пересмотр соответствующих тарифов. Уже 29 декабря 2016 г. в Саудовской Аравии вступили в силу новые расценки на нефтепродукты, — компания «Саудовская АРАМКО» объявила о повышении цены на бензин RON 91 с 45 хиллелей (1 риал = 100 хиллелям) до 75 хиллелей за литр и на бензин RON 95 – с 60 хиллелей до 90 хиллелей за литр. На сумму, эквивалентную 1 доллару, выросла цена на газ, газолин и керосин за соответствующие единицы исчисления потребления этих продуктов. Как уже объявлено в саудовской столице, Совет министров «внес изменения в тарифную сетку потребления электроэнергии и воды в жилом, промышленном и сельскохозяйственном секторе». Для жилого сектора это повышение должно составить 0,05 риала за каждые 2000 киловатт/час, 0,16 риала – для предприятий торговли и 0,18 риала для промышленных предприятий.

При всех попытках саудовского руководства сохранить оптимизм в отношении будущего развития, саудовская пресса, комментируя новый бюджет, откровенна. Это – «скромный бюджет», «страна затягивает пояс», — таковы заголовки основных изданий.

52.31MB | MySQL:103 | 0,505sec