Рост цен на продовольствие как вызов алжирской стабильности

Одним из наиболее ярких и опасных для Алжира последствий нынешнего финансово-экономического кризиса стал резкий рост цен на продовольствие, товары, без потребления которых население страны не в состоянии обойтись физически даже в течение краткого времени.

Так, например, согласно последним исследованиям, проведенным экспертами Национального автономным союзом общественного управления (SNAPAP), при сохранении и даже уменьшении доходов семей рядовых алжирцев их расходы на еду в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом увеличились более чем на семь тысяч динар ежемесячно.

Сейчас минимальная стоимость месячного продуктового набора на взрослого человека составляет 18 тысяч динар, что намного превышает финансовые возможности местного населения.

Учитывая тот факт, что сейчас доход среднестатической алжирской семьи из пяти человек, включая зачастую неработающую по причине ухода за детьми жену, редко превышает 50 тысяч динар (немногим более 400 евро по официальному курсу), подобный рост цен на продовольствие, становится все более ощутимым для населения страны.

Между тем, по данным SNAPAP, сейчас прожиточный минимум для семьи из пяти человек составляет 62 тысячи динар (около 550 евро), куда включены стоимость еды, одежды, образования, здравоохранения, транспортных расходов, услуг ЖКХ.

Причем по данным этой же организации, более четверти алжирских семей живут на 25 тысяч динар в месяц. Соответственно, большинство граждан страны находится в состоянии, характеризуемом как «положение за чертой бедности».

По данным экспертов SNAPAP, приблизительно пятая часть семейного бюджета уходит на оплату коммунальных услуг. Примечательно, что отдых, ставший для абсолютного большинства алжирцев не по карману, здесь вообще не учитывается.

А большая часть семейных расходов идет на еду. При этом, согласно данным лидера SNAPAP Абделькадера Фатми, речь идет о весьма скудном продуктовом наборе, рассчитанном на минимальное для поддержания физических сил человека потребление, в котором явно не хватает ряда важных компонентов.

Он состоит из расчета потребления одним человеком в месяц овощей, яиц, хлеба, макаронных изделий, растительного масла, сахара, картофеля и ряда молочных продуктов, а также одного килограмма курицы, говядины или баранины. Фрукты, рыба, десерты уже отнесены к категории «еды для богатых» и поэтому здесь не учитываются.

Соответственно, работа экспертов SNAPAP не включает в себя «экстренные случаи», когда человеку по медицинским показателям требуются особое питание и лечение.

И даже при сохраняемой властями фиксируемой стоимости хлеба простая алжирская семья тратит на него ежемесячно около двух тысяч динар. Это в том числе обусловлено уменьшением массы и ухудшением качества выпекаемой продукции пекарями, в условиях удорожания муки вынужденных таким образом компенсировать свои издержки, которые не в состоянии покрыть государственные дотации.

А при более детальном изучении алжирского рынка ситуация представляется еще более тяжелой. Ведь процессы удорожания еды затронули не только привозную зарубежную продукцию, но и производимую на алжирской территории. В частности, речь идет о рыбе. Особенно о вылавливаемых в Средиземном море сардинах, но недавнего времени служивших не просто «украшением» стола даже сравнительно небогатых алжирцев, но и важным элементом их рациона.

Сейчас стоимость килограмма этой рыбы на рынке составляет около 600 динар за килограмм (по сравнению с докризисными ценами в 300 – 400 динар) и она становится все менее доступной даже для населения со средними доходами.

Ситуация с потреблением в стране рыбы и мяса (также заметно дорожающим и все менее доступным для простых алжирцев) является очень показательной. По их свидетельствам, эти продукты сравнительно регулярно встречаются в рационе лишь богатых граждан страны. У всех остальных они появляются на столах только по праздниках или в лучшем случае раз в неделю.

Что же касается других морепродуктов, включая прежде традиционную для страны рыбу-меч, а также креветки, то они стали для рядовых алжирцев еще более редким и дорогостоящим деликатесом.

Некоторые алжирские эксперты, например, президент Ассоциации по защите потребителей Зейди Мустафа, объясняют подобную ситуацию монопольным сговором, спекуляцией и уменьшением и без того скудных рыбных запасов Средиземного моря, а также нестабильными погодными условиями, нередко препятствующими выходу рыбаков в море.

Однако это справедливо лишь отчасти. К этому необходимо добавить, что при все большем увеличении алжирского населения продуктовая база страны не только не расширяется, но и сужается по причине нестабильной погоды и неспособности забюрократизированного алжирского аппарата не мешать тем, кто пытается увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции.

Ценообразование на алжирских рынках, во многом контролируемых не только мафиозными, но и окологосударственными структурами – вопрос особый. Однако это не играет главную роль при повышении стоимости продовольствия.

Важным моментом здесь как раз служит неспособность алжирских властей противостоять усугубляющемуся финансово-экономическому кризису, выражающаяся параллельно в стремлении искусственно ограничить (в том числе путем введения заградительных пошлин) поступление в страну иностранных товаров и оттока капиталов, и одновременном увеличении стоимости топлива на внутреннем рынке. И все это сопровождается усилением девальвации алжирского динара, что вызывает дальнейшее удорожание товаров и услуг.

Эффективных способов для борьбы с этим явлением у властей АНДР нет. Представители оппозиции предлагают бойкотировать дорожающие мясо и рыбу. Но эти меры вряд ли будут продуктивными, поскольку абсолютное большинство населения и так их покупает все реже. Тем более, что прежние удачные попытки на этом направлении отмечались в менее жестких кризисных условиях.

Данное исследование одновременно фактически опровергло заявление представителей властей АНДР о «росте покупательской способности населения». По мнению руководства SNAPAP, рост трат людей осуществляется «путем выжимки из них последних сантимов».

В результате, согласно оценкам экспертов SNAPAP, к настоящему времени обычная алжирская семья по своим ежемесячным расходам с трудом «выходит на ноль» и все заметнее увязает в долгах.

А пока оппозиция призывает увеличить прожиточный минимум в стране, что становится особенно актуально ввиду запускаемого с 2016 г. нового финансового закона, из-за чего доходы граждан страны еще больше упадут. И произойдет это в тот самый момент, когда их сопротивляемость кризису находится на пределе возможностей.

Однако власти, напротив, в условиях дальнейшего снижения поступлений в казну от продажи на мировом рынке нефти и газа намереваются и далее перекладывать издержки на плечи простого народа.

Однако бесконечно долго это продолжаться не может и рано или поздно последует серьезный всплеск антиправительственной активности. Учитывая отсутствие отлаженной модели передачи власти в стране в условиях все более заметных проблем со здоровьем у нынешнего главы АНДР Абдельазиза Бутефлики, это может серьезно повлиять на процесс смены руководства и способствовать длительной нестабильности.

62.87MB | MySQL:102 | 0,509sec