Ситуация в Марокко: ноябрь 2015 г.

В ноябре несколько заметных событий были так или иначе связаны с западносахарской проблемой. 5 ноября генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал организовать «в ближайшие месяцы» переговоры между сторонами конфликта, сообщив, что его эмиссар Кристофер Росс интенсифицирует свои усилия в этом направлении. По оценке генсека ООН, 40-летний конфликт вокруг Западной Сахары «сейчас становится все более и более тревожащим». Он выразил надежду на достижение некоего результата в деле урегулирования этого конфликта до завершения срока действия его мандата, истекающего в декабре 2016 года. В администрации ООН сообщили, что Пан Ги Мун рассчитывает лично посетить сахарские провинции.

К.Росс возобновил свои дипломатические усилия в феврале с.г. Ранее Марокко объявило о недоверии американцу, обвинив его в «предвзятости».

Как известно, Марокко, контролирующее территорию сахарских провинций, считает, что конфликт должен быть исчерпан путем предоставления этой территории самой широкой автономии в рамках единого Марокко. Базирующийся на территории Алжира сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО ведет борьбу за независимость Западной Сахары и предлагает решить ее будущее путем проведения референдума под эгидой ООН. Он пользуется поддержкой Алжира в этом вопросе.

12 ноября генеральный секретарь Фронта ПОЛИСАРИО Мухаммед Абдельазиз в ходе визита в Мадрид осудил «волну репрессий» со стороны марокканских властей в сахарских провинциях. Выступая по случаю 40-й годовщины «Зеленого марша» (невооруженный поход марокканцев в Западную Сахару), после которого сахарские провинции оказались под контролем Рабата, он утверждал, что при подготовке состоявшегося 7 ноября визита в этот регион короля Марокко Мухаммеда VI туда якобы были перемещены 140 тысяч марокканцев – «главным образом солдат, полицейских и жандармов». По оценке главы сепаратистов, они были направлены туде с тем, чтобы «запугать» местное население.

В свою очередь король Мухаммед VI при посещении сахарских провинций предупредил, что Рабат будет противостоять «со всей твердостью любым попыткам умалить его право на свою территорию». «Ошибается тот, кто ожидает от Марокко каких-либо уступок», — сказал он.

Одновременно Рабат дал понять, что не хочет видеть  К.Росса в сахарских провинциях.

В ноябре проявился «шлейф» от визита монарха в Нью-Дели, где он принял участие в саммите Африка — Индия. 7 ноября, в день годовщины «Зеленого марша», президент Мавритании Мухаммед ульд Абдельазиз позвонил по телефону не монарху, а руководителю Фронта ПОЛИСАРИО, дав тем самым ясно понять, на чьей стороне он находится в случае западносахарского конфликта. В этой связи некоторые СМИ утверждали, что такая реакция президента Мавритании стала ответом на отказ марокканского монарха принять его за кулисами саммита Африка — Индия. Как утверждала в этой связи хорошо информированная лондонская газета «Аль-Кудс аль-Араби», отказ в аудиенции у монарха вызвал гнев президента. По ее данным, в ходе телефонного разговора с руководителем Фронта ПОЛИСАРИО президент Мавритании якобы заверил своего собеседника, что Нуакшот сохранит полное признание т.н. Сахарской Арабской Демократической Республики — государства-фантома, провозглашенного сепаратистами.

Еще один признак мягко говоря плохих отношений между Мавританией и Марокко — Нуакшот уже 4 года не назначает своего посла в Рабате. Кроме того, он резко сократил число мавританских студентов, обучавшихся в Марокко, а также курсантов, учившихся в марокканских военных училищах.

В ноябре много заметных новостей пришло с антитеррористического «фронта». 3 ноября испанская полиция объявила об аресте в Мадриде трех марокканцев, подозреваемых в связях с «Исламским государством» (ИГ). Все трое находились в Испании на законных основаниях. По данным МВД, эти лица в отличие от их ранее арестовывавшихся единомышленников не занимались ни вербовкой, ни пропагандой. «Их целью были действия в Испании», — сообщил глава МВД Фернандес Диас. За последние несколько месяцев в Испании были арестованы несколько десятков вербовщиков ИГ. В Мадриде опасаются, что бывшие джихадисты — выходцы из Испании — повоевавшие в рядах ИГ (а таких насчитывается до 100 человек) могут вернуться на Пиренейский полуостров с целью совершения терактов. По данным министра, в Испании с декабря 2011 года были арестованы свыше 170 джихадистов.

В ноябре со всей отчетливостью прояввился марокканский «след» в деле о терактах в Париже. В их организации подозревался 28-летний бельгиец марокканского происхождения Абдельхамид Абаауд. Про него известно, что этот уроженец квартала Моленбеек бельгийской столицы долгое время активно воевал в Сирии в рядах ИГ. Там он был известен под боевыми псевдонимами Абу Омар Суси (Сус — регион на юго-западе Марокко, родом откуда родители террориста) и Абу Омар аль-Бальжики (Абу Омар – «Бельгиец»). Он, а также двое других исполнителей терактов в Париже — Салах Абдеслям и его брат Брахим (первый находится в розыске, второй подорвал себя при исполнении теракта) были знакомы по жизни в брюссельском предместье и имели обширное уголовное прошлое.

Абу Омар аль-Бальжики попал на страницы бельгийской прессы еще в начале 2014 года, когда он вывез в Сирию своего младшего брата 13-летнего Юнеса, ставшего «самым молодым джихадистов в мире». В июле 2015 года бельгийская Фемида приговорила его заочно к 20 годам тюрьмы по обвинению в принадлежности к сети, вербовавшей бельгийцев для участия в джихаде в Сирии. Тем не менее для совершения терактов он смог вернуться во Францию, что наглядно продемонстрировало уязвимость европейских границ.

В интернете Абу Омар аль-Бальжики распространил информацию, что после терактов в Париже ему удалось скрыться в Сирии. На самом деле он укрылся на конспиративной квартире в парижском пригороде Сен Дени, где он был уничтожен в ходе спецоперации 18 ноября. Одновременно с ним была уничтожена его кузина, француженка марокканского происхождения 26-летняя Хаша Аитбулахсен.

19 ноября полиция выдворила из Турции 8 марокканцев — боевиков ИГ, обвиненных в том, что через аэропорт Стамбула они попытались незаконно перебраться в Германию, где по поддельным документам они хотели выдать себя за беженцев из Сирии. В Стамбул они прибыли рейсом из Касабланки.

5 ноября Министерство юстиции Марокко сообщило, что 13 сотрудников различных силовых структур королевства находятся под судебным преследованием по обвинениям в совершении пыток. Соответствующие уголовные дела были возбуждены после рассмотрения более 100 медицинских заключений в отношении заключенных. Согласно даннным Минюста, из 13 подсудимых «9 являяются сотрудниками сил правопорядка, 1 — работник одного из пенитенциарных заведений, 1 — ответственный работник в звании «майор» и 2 полицейских». Все они обвиняются в «злоупотреблении властью и пытках».

В рамках борьбы с пытками Минюст предложил проекты двух законов, предусматривающих, в частности, «встречу с адвокатом в течение первого часа  после ареста, аудио- и видеофиксацию допросов, аннулирование признательных показаний в случае, если арестованный не прошел медицинского освидетельствования по его требованию».

В мае 2015 года «Международная амнистия» потребовала от Рабата прикладывать больше усилий в борьбе с пытками, случаи которых фиксируются в Марокко вопреки демаршам, предпринимаемым властями.

11 ноября королевский дворец распространил коммюнике, согласно которому монарх приостановил свою деятельность в связи с подхваченным им в Индии вирусом гриппа. В Нью-Дели монарх принимал участие в саммите Африка — Индия.

Болезнь, протекавшая в острой форме, еще больше усугубилась в ходе монаршьего визита в сахарские провинции. Сообщалось, что монарху придется восстанавливаться 10 — 15 дней, прежде чем он сможет вернуться к своей повседневной деятельности. По этой причине было сокращено его участие в торжествах по случаю 40-летия «Зеленого марша» в Эль-Аюне, а также отменен визит в Париж, где он должен был участвовать в экологическом саммите.

Уже 19 ноября, сразу после уничтожения в Париже Абу Омара аль-Бальжики, стало известно, что монарх направил президенту Франции запрос о встрече. Одновременно стало известно, что марокканские спецслужбы помогли своим французским коллегам найти следы террориста в Париже. Визит монарха во Францию носил частный характер.

20 ноября Франсуа Олланд выразил признательность Мухамеду VI за «эффективную помощь», оказанную Франции по поиску организатора терактов 13 ноября.

И в завершение. 26 ноября МВД Марокко сообщило о нейтрализации «террористической ячейки» из трех человек. Эта группа была связана с ИГ и готовила теракты в королевстве. Она была третьей, раскрытой в Марокко после терактов в Париже 13 ноября. Понятно, что несмотря на высокую эффективность работы марокканских спецслужб, они вряд ли смогут нейтрализовать все без исключения группы, уже насажденнные ИГ в королевстве, или которые появятся там в будущем. Очевидно, что с учетом числа марокканцев, воюющих в рядах ИГ, таких групп может быть достаточно много, и когда-нибудь «заряженное ружье» выстрелит. Кто и что будет следующими целями марокканских джихадистов? Среди таких целей видятся, в частности, объекты туристической инфраструктуры — их невозможно отгородить стеной. Новоявленные джихадисты могут попытаться сделать и то, что планировала, но пока не смогла сделать «Аль-Каида» — атаковать с помощью брандера (катер, заряженный взрывчаткой) один из кораблей в Гибралтарском проливе. Приходится констатировать, что инициатива по части выбора целей принадлежит им…

52.26MB | MySQL:103 | 0,616sec