Что будет после крушения ПНА?

В последнее время в Израиле стала активно и открыто обсуждаться практическая возможность аннексии Иудеи и Самарии (Западного берега р.Иордан, пользуясь арабской терминологией). Можно предполагать, что причина этого кроется в ожидающемся крушении Палестинской национальной администрации (во всяком случае, как стало известно, премьер-министр Биньямин Нетаньяху дал указание силовым структурам еврейского государства готовиться к такой ситуации). В реальности в случае крушения ПНА у Израиля будут только две возможности:

1.Восстановить на неопределенный срок для управления арабскими населенными пунктами, ныне контролируемыми ПНА, подконтрольную ЦАХАЛу израильскую гражданскую администрацию, какая существовала до реализации Норвежский соглашений в начале 1990-х годов.

2.Официальное распространение израильской юрисдикции на Иудею и Самарию, то есть аннексия.

Известный правый израильский журналист, главный редактор популярного еженедельника «Макор ришон» Хагай Сегал посвятил это теме статью в последнем выпуске еженедельника. Обосновывая необходимость аннексии именно сейчас, он в частности написал:

«Распространение израильской юрисдикции на поселения даст понять палестинцам, что нет смысла в интифаде, что мы здесь, чтобы остаться. Мы остаемся в Галилее и в Иудее и Самарии тоже. Точно так же, как бы не убежим из Вади-Ара (компактно населенный арабами район на севере Израиля — В.Ч.) и из Яффы из-за террористического акта в Тель-Авиве, в «треугольнике» (район высокой концентрации арабов к востоку от Тель-Авива и Нетаньи – В.Ч.) и в Негеве, мы не убежим из Алон-Швута и Элом-Морэ (поселения в Иудее и Самарии соответственно – В.Ч.) из-за террористических актов на перекрестке Га-Гуш и на перекрестке Тапуах. Наши долгие колебания закончились. В течение десятков лет они поддерживали огонь восстания арабов в Иудее и Самарии. Теперь пришло время для однозначных решений.

Левые, конечно, будут утверждать, что речь идет о безумном шаге, если принять в расчет существующую реальность и моду на бойкот Израиля, однако те же левые снова и снова попрекают правые правительства  в том, что они не решаются включить Иудею и Самарию в состав Израиля. После 49 лет (с 1967 года, когда Иудея и Самария перешли под контроль Израиля – В.Ч.) надо поднять эту перчатку, то есть, распространить действие израильских законов на поселения, а со временем и на все районы С (районы Иудеи и Самарии находящиеся в соответствии с Норвежскими соглашениями под полным контролем Израиля, в отличие от районов А – полный контроль ПНА и В – гражданский контроль ПНА, военный контроль Израиля – В.Ч.). В Брюсселе и в Белом доме будут вне себя от ярости, но когда все немного уляжется, они поймут, что давлений и бойкот не помогают, а лишь заставляют нас ужесточать свои позиции. Они поймут и то, что мы действовали в соответствии с рекомендациями Джона Керри. Ведь госсекретарь все время предостерегает, что нынешний статус-кво не может продолжаться до бесконечности».

Обращает на себя внимание тот факт, что Хагай Сегал вообще не касается вопроса о возможности крушения ПНА и предлагает аннексировать только районы С. В этом отношении он целиком базируется на плане лидера религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», министра образования Нафтали Беннета, предложившего еще в начале каденции нынешнего правительства Израиля аннексировать районы С. Сходные идеи выдвигались и заместительницей министра иностранных дел Ципи Хотовели (Ликуд).

В чем состоит рациональное зерно идеи аннексии именно этих районов? – В них находятся все еврейские поселения Иудеи и Самарии, а арабское население в них сравнительно невелико – от 100 до 150 тысяч, согласно различным оценкам. Евреев в этих районах намного больше. В данном отношении весьма впечатляют уточненные данные о численности еврейского населения в Иудее и Самарии на 31 декабря минувшего года, которые были опубликованы в религиозной газете «Ба-шева» одним из лидеров поселенческого движения, бывшим депутатом Кнессета от партии «Национальное единство» Яаковом Кацем, более известным под прозвищем «Кецеле»:

По данным на конец 2015 года, в Иудее и Самарии проживали 407 118 израильтян. Год назад их численность составляла 380 250. То есть, в поселениях имел место прирост населения в 4,6 % в то время, как в целом по Израилю это показатель составил 1,9 %. И это в условиях жесткого ограничения еврейского строительства в Иудее и Самарии, которые лидеры поселенцев именую «замораживанием». Следует пояснить, что, поскольку объединенный Иерусалим, является, согласно израильским законам, столицей еврейского государства, в названное число не включены 375 тысяч евреев, проживающих в «Восточном Иерусалиме», на территориях, контролировавшихся до Шестидневной войны 1967 года Иорданией и аннексированных после нее Израилем.

Крупнейшими еврейскими населенными пунктами Иудеи и Самарии являются Модиин-Илит (64 915 жителей), Бейтар-Илит (52 013 жителей), Маале-Адумим (40 693 жителя), Ариэль (19 299 жителей), Гивъат-Зеев (17 176 жителей), Эфрата (9 631 житель), Оранит (9 073 жителя), Алфей-Менаше (8 169 жителей), Кохав-Яаков (7 646 жителей), Кирьят-Арба  (7 874 жителя) и Карней-Шомрон (7 501 житель). Помимо этого, в Иудее и Самарии есть еще более 50 еврейских поселений с населением в несколько тысяч человек.

Показательно, что почти все перечисленные крупные поселения могут быть отнесены к одному из двух основных районов израильского поселенчества, связанных с крупнейшими городскими центрами Израиля. Первым из них является расположенная непосредственно к востоку от Тель-Авивской городской агломерации (Гуш-Дана) Западная Самария: Модиин-Илит, Ариэль, Оранит, Алфей-Менаше, Карней-Шомрон, а, помимо них, такие сравнительно крупные поселения, как Шаарей-Тиква (5 518 жителей), Бейт-Арье (4 909 жителей), Кдумим (4 510 жителей), Элькана (3 929 жителей), Имануэль (3 793 жителя) и Хашмонаим (3 283 жителей). Вторым – район «большого Иерусалима»: Бейтар-Илит, Маале-Адумим, Гивъат-Зеев, Эфрата и Кохав-Яаков. Помимо них к «большому Иерусалиму» относятся такие сравнительно крупные поселения, как: Бейт-Эль (6 128 жителей), Адам (5 236 жителей), Гар-Адар (4 125 жителей), Тальмон (4 048 жителей), Кфар-Адумим (4 015 жителей), Алон-Швут (3 673 жителя), Ткоа (3 671 житель) и Офра (3 353 жителя).

Особняком среди крупных поселений стоит только Кирьят-Арба, представляющая собой пригород Хеврона, второго по значимости после Иерусалима святого города иудаизма. С Кирьят-Арбой теснейшим образом связаны порядка 1000 евреев, проживающихся среди арабского большинства в старых кварталах самого Хеврона, а также два сравнительно небольших еврейских поселения, расположенных непосредственно к юго-востоку от Хеврона – Отниэль (810 жителей) и Бейт-Хагай (612 жителей).

Таким образом, включение в состав Израиля лишь части Иудеи и Самарии: а. только еврейских поселений, б. только районов С и в. только «блоков», то есть компактных групп поселений (к последнему варианту призывают центристы, считающие планы Нафтали Беннета и Ципи Хотовели слишком радикальными) имеет с точки зрения еврейского государства целый ряд преимуществ, основными из которых являются следующие:

1.Все или большая часть евреев, проживающих в Иудее и Самарии, не покидая своих домов, окажутся на суверенной территории Израиля. При этом претендовать на израильское гражданство или статус «постоянных жителей» Израиля сможет лишь минимальное число арабов Иудеи и Самарии.

2.Израиль существенно отодвинет границу от Тель-Авива и международного аэропорта Бен-Гурион.

3.Столица страны сохранит свои новые еврейские пригороды, расположенные на север, на восток и на юг от Иерусалима.

4.Из-за крайней малочисленности арабского населения в Иорданской долине и на северном побережье Мертвого моря Израиль сохранит постоянный контроль над этими стратегически важными районами (граница с Иорданией), даже несмотря на то, что их еврейское население сравнительно невелико.

Однако у этих планов частичной аннексии Иудеи и Самарии есть один существенный недостаток – кто-то должен будет контролировать то, что сейчас считается районами А и В, то есть те районы, которые сейчас контролирует ПНА и в которых сконцентрирована основная масса арабского населения Иудеи и Самарии. С одной стороны, Израиль не может допустить, чтобы эти районы перешли под контроль ХАМАСа, как это произошло с сектором Газы. С другой стороны длительной сохранение под управлением подчиненной ЦАХАЛу израильской гражданской администрации без определения окончательного статуса этих территории и на фоне аннексии районов С (или части их) неизбежно станет серьезным источником нестабильности. Вывод: с высокой степенью вероятности Израилю придется рассматривать вопрос об аннексии всей территории Иудеи и Самарии вместе с проживающими на этих территориях арабами.

Проводимые в последнее время в Израиле опросы общественного мнения по поводу возможности аннексии Иудеи и Самарии или части этой территории показывают, что аннексия рассматривается большинством израильтян в качестве реальной возможности, однако четкого представления о желательных формах и путях этой аннексии у граждан еврейского государства нет. Любопытно, что «правые» и «левые» зачастую дают одни и те же ответы на поставленные вопросы. Так, опрос, проведенный на прошлой неделе компанией «Панелс поликитс» по заказу интернет-сайта NRG среди представительной подборки 511 граждан Израиля (как евреев, так и арабов) старше 18 лет, в частности показал, что на вопрос «Поддерживаете ли вы постепенное распространение израильской юрисдикции на какие-либо территории Иудеи и Самарии?»  44 % опрошенных ответили «да», 38 % — «нет», а 18 % заявили, что у них нет определенного мнения по данному вопросу.

Более углубленный опрос показал, что молодежь настроена решительнее: среди молодых израильтян полную аннексию Иудеи и Самарии поддерживают 60 %. Такой же точки зрения придерживаются 61 % назвавших себя «правыми» и 61 % назвавших себя ультраортодоксально-религиозными. При этом полную аннексию Иудеи и Самарии поддерживают и 18 % назвавших себя «левыми».

Представляется, что в новом 2016 году дискуссия относительно распространения израильской юрисдикции на территории Иудеи и Самарии (на часть этих территорий или на все) станет одной из наиболее популярных тем в политическом дискурсе еврейского государства.

62.84MB | MySQL:102 | 0,481sec