Перестройка саудовской экономики?

Последние заявления принца Мухаммеда бен Сальмана о возможности серьезной трансформации саудовской экономики (в том числе и британской «The Economist») стали предметом дискуссий и анализа не только в среде аналитиков за пределами Саудовской Аравии, но и в самой этой стране. Речь идет о мерах, которые будут предприняты главой Совета по экономическим вопросам и развитию и его командой, которых уже сегодня рассматривают в качестве молодых реформаторов, способных изменить традиционные (и опирающиеся на производство и экспорт нефти) основы функционирования национальной хозяйственной системы. Одним из показателей анализа начинаемого саудовской «сильной личностью» процесса стала опубликованная 12 января 2016 г. в «Аш-Шарк Аль-Аусат» редакционная статья «Как Эр-Рияд будет руководить своей экономической политикой?».

Итак, отмечали авторы этой статьи, «мировые рынки испытали “потрясение”, услышав о поддержке наследником наследника престола принцем Мухаммедом бен Сальманом идеи приватизации, о том, что в будущем появится проект акционирования гиганта мировой нефтяной системы компании АРАМКО». Рыночная стоимость этой компании, добавляла газета, ссылаясь на американский канал CNBC, «составляет три триллиона долларов, что означает, что, если саудовское правительство примет решение об акционировании только 1% ее активов, то это будет означать, что с неба упали 300 млрд долларов».

Впрочем, замечала редакция «Аш-Шарк Аль-Аусат», все разговоры о возможности в Саудовской Аравии «революции по образцу той, которая была осуществлена Тэтчер и превратила британскую экономику в предприятие, производящее деньги», пока еще не обрели необходимой четкости, — «принц Мухаммед бен Сальман не представил дополнительных подробностей, касающихся будущей судьбы компании, все еще остающейся одним из заповедных мест саудовского государства».

Это означает, по мнению газеты, что глава Совета по экономическим вопросам и развитию «поставил больше вопросов, не дав ответов». Среди этих вопросов основной ‒ «какой объем активов АРАМКО будет выставлен на продажу?». По словам «Аш-Шарк Аль-Аусат», ссылающейся на мнение аналитиков, речь может идти «не более чем о 5%». При этом, вновь ссылаясь на точку зрения специалистов в области экономики, газета предполагает, что, скорее всего, саудовское «правительство пойдет на продажу какой-либо компании, основанной им вместе с иностранным инвестором, как, например, действующей на побережье Красного моря компании “Петрорабиг” и находящейся в собственности АРАМКО и японского акционера. В 2008 г. 25% акций этой компании уже были акционированы».

Вместе с тем, замечала газета, существует предположение, что акционированию подвергнутся только некоторые сферы деятельности АРАМКО ‒ «бурение, добыча или переработка нефти». Быть может, продолжала она, «все начнется с очень маленького шага, из которого, по мере созревания местных и международных условий, вырастут более значимые действия ‒ введение иностранцев в круг акционеров, “предпочтительное” привлечение правительством тех иностранцев, которые поддерживают саудовские устремления в области экономики и мировой политики». Но несмотря на все эти вопросы, очевидно одно ‒ «нефть, на основе которой в течение и истекших семи десятков лет [Саудовская Аравия] создавала международные экономические и политические партнерства, останется все той же нефтью, но превратится в цифру на экране биржи». Иные варианты развития саудовской экономики более не мыслимы.

Однако сразу же встает вопрос, — «пошло бы саудовское правительство на такой шаг в отношении своей крупнейшей национальной жемчужины, если бы цены на рынке нефти оставались стабильны?». Отвечая на него, редакционная статья «Аш-Шарк Аль-Аусат» спешила заявить, что, «хотя еще несколько лет тому назад этого никто не мог предположить, нынешний финансовый кризис не стал двигателем» предполагаемой перестройки экономики. Ни кризисная ситуация 1970-х гг., как и кризисная ситуация 1980-х гг. не подтолкнули саудовское руководство к столь серьезным мерам, — «подлинным двигателем перестройки выступает необходимость преобразования экономики на принципах эффективности». Эта перестройка ‒ «решение государства», за прошедшие семьдесят лет создавшего, опираясь на нефть, «необходимую инфраструктуру». Это «государство видит себя сильным и стабильным», как и считающим себя, в силу двух этих обстоятельств, способным «владеть и разумно и эффективно управлять имеющимися в его распоряжении средствами производства». Это «эффективное управление» предполагает, в частности, что «настало время перехода на новый этап развития ‒ этап диверсификации экономики, далекий от опоры, прежде всего, на нефть».

Наступает время политики, когда нефть, вне сомнения, «огромный Божественный дар, позволивший жить в течение семидесяти лет», «нуждается в управлении», а это управление «требует новых идей и хороших менеджеров».

Редакционная статья «Аш-Шарк Аль-Аусат» завершалась красноречивой фразой: «Государства становятся богаче либо беднее, но не благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам, а благодаря идеям. Этот товар никогда не устаревает».

52.23MB | MySQL:103 | 0,478sec