О начале визита председателя КНР Си Цзиньпина в страны Ближнего Востока

По информации МИД КНР в период с 19 по 23 января 2016 г. председатель КНР Си Цзиньпин совершит официальные визиты в Королевство Саудовская Аравия (КСА), Арабскую Республику Египет (АРЕ) и Исламскую Республику Иран (ИРИ). Основание для визитов на высшем уровне – официальные приглашения короля Саудовской Аравии, президента Египта и президента ИРИ. По сообщениям официальных источников председатель КНР в рамках визитов намерен «установить доверительные личные отношения» с ключевыми партнерами по региону и способствовать дальнейшему развитию диалога по актуальным вопросам повестки дня.

Представляется возможным выделить три основные причины поездки Си Цзиньпина в три страны Ближнего Востока (БВ) в начале календарного года и перед началом нового лунного года:

  1. Китай не может оставаться в стороне от международных проблем, поскольку мировое сообщество ожидает от официального Пекина решительных и активных действий;
  2. БВ – это ключевой регион для реализации стратегического плана «Один пояс, один путь»: сухопутная и морская составляющие этого замысла напрямую зависят от состояния отношений между тремя ключевыми странами этого региона;
  3. 2016 г. – это год 60-летия установления отношений КНР со странами арабского мира и основной дипломатический тренд официального Пекина будет состоять в выведении отношений со странами БВ на новый уровень.

Первоначально визит председателя КНР был спланирован на март 2015 г., однако с учетом начала военной операции КСА и его союзников против хоуситов в Йемене визит пришлось отложить, поскольку в непростых условиях разделения стран арабского мира на лагеря визит руководителя КНР мог быть неправильно истолкован в других странах региона.

Кроме того, в Египте на тот момент наблюдалась сложная ситуация на Синайском полуострове, т.е. не представлялось возможным обеспечить безопасность руководителя китайского государства. Следует отметить, что появление Ирана в списке стран для визита председателя КНР было обусловлено тем, что в интервью китайским СМИ президент ИРИ Х.Роухани открыто сообщил о приглашении китайского лидера и необходимости проведения встречи для обсуждения вопросов сотрудничества и ситуации в регионе, поскольку «градус напряженности неуклонно растет».

Основным вопросом для Поднебесной является продвижение стратегического плана «Один пояс, один путь», которому лично Си Цзиньпин придает важное политическое и стратегическое значение. В высшем руководстве КНР считают, что стабильная ситуация на Ближнем Востоке полностью зависит от миролюбивой политики Египта, Саудовской Аравии и Ирана, и надеются, что руководство этих стран воспримет всерьез предложения Пекина по реализации данного плана. Следует отметить, что Китай уже подписал целый ряд соглашений о сотрудничестве с Ираном, Катаром, Ираком и ОАЭ в области добычи, транспортировки и переработки нефти как на шельфовой, так и на береговой части территорий этих стран.

Кроме экспорта углеводородного сырья, страны БВ представляют собой серьезный рынок для китайских товаров. Так, в Иране проживают потенциальные 78 млн потребителей товаров ежедневного спроса и при снятии санкций этот рынок будет доступен конгломерату китайских компаний.

В ходе реализации проекта по расширению и модернизации Суэцкого канала китайские и египетские компании приобрели опыт эффективного сотрудничества. Также китайские строители возводят новые микрорайоны в столице Египта – Каире. Китайские компании не только приобретают нефть в КСА, но и активно взаимодействуют с компаниями королевства в рамках «зон свободной торговли».

За пять дней руководитель китайского государства посетит три страны и повестка визитов достаточно насыщена разными «острыми» вопросами.

Первой страной в графике визита является Королевство Саудовская Аравия, поскольку это государство является самым сильным и влиятельным в регионе, а также в силу того, что торгово-экономические отношения двух стран развиваются достаточно энергично: объем двусторонней торговли в 2014 г. составил 69,1 млрд долл. США (рост в 230 раз с момента установления отношений).

По словам посла КНР в КСА Ли Чэнвэня, в рамках данного визита между КНР и КСА будут подписаны  соглашения и меморандумы о сотрудничестве в таких областях, как производство энергоносителей (ядерная и возобновляемая энергетика), аэрокосмическая техника и т.д.   Китайская сторона намерена установить и развивать диалог с Эр-Риядом по вопросам борьбы с терроризмом.

Вероятно, 21 января 2016 г. состоится официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Арабскую Республику Египет и встреча с президентом Абделем Фаттахом ас-Сиси. 2016 г. объявлен годом китайской и египетской культуры, соответственно, Си Цзиньпин проведет отдельную встречу с министром культуры АРЕ

По информации китайских СМИ, председатель КНР Си Цзиньпин нанесет двухдневный визит в ИРИ (22–23 января 2016 г.), в ходе которого будет подписан меморандум о сотрудничество по проекту «Один пояс, один путь».

По словам посла ИРИ в КНР Али Ашгара Хаджи (Ali Asghar Khaji), официальный Тегеран готов «поднимать уровень двусторонних отношений на новые высоты», а также способствовать развитию отношений КНР с другими дружественными странами БВ. Со слов иранского дипломата известно, что официальный Тегеран благодарен Пекину за активные действия при продвижении «Венского соглашения». Иранское руководство считает, что Китай сыграл ключевую роль при достижении общего знаменателя по иранской ядерной программе.

Следует отметить, что с 2013 г. руководители двух стран встречались уже шесть раз. Официальный Тегеран высказывает готовность тесно сотрудничать с Пекином по проекту «Один пояс, один путь», исторически Иран находится на транспортном перекрестке между востоком и западом, севером и югом, а подобный проект будет способствовать экономической и социальной стабильности, а значит безопасности целого региона. Ирану необходимы иностранные инвестиции и для проведения в жизнь преобразований в правительстве ИРИ уже создан специальный консультативно-наблюдательный орган, который будет координировать работу местных органов власти, частных и государственных компаний,  местных советов по торговле и представителей иностранных коммерческих организаций. Официальный Тегеран заинтересован в сотрудничестве с Поднебесной по таким направлениям, как финансы, высокоскоростные железные дороги, «зоны свободной торговли» и энергетика.

Иран остро нуждается в современной системе железнодорожных сообщений: от среднескоростных (120–160 км/ч) до высокоскоростных (300–350 км/ч) дорог. В качестве первого проекта официальный Тегеран предлагает построить железнодорожную ветку протяженностью 100 км. между столицей и городом Кум (Qom). В случае успеха второй участок протяженностью 400 км. соединит с этими двумя городами и город Исфахан. С китайской стороны работы будет выполнять China Railway Construction Engineering Corporation, с иранской – центральное подразделение строительной компании Khatam al-Anbia.

Китайские специалисты отмечают, что в условиях отмены санкций и открытия доступа на иранский внутренний рынок неизбежна «долларизация» иранской экономики, но в Поднебесной надеются, что китайский юань станет второй иностранной валютой в Иране и ближневосточные партнеры будут активно его использовать в двусторонних расчетах. Дополнительным стимулом к использованию иранцами китайских юаней стал ввод национальной валюты КНР в международную валютную корзину.

От итогов этого визита руководителя китайского государства в определенной мере будет зависеть позиционирование Китая на мировой арене как ответственной мировой державы.

52.28MB | MySQL:103 | 0,490sec