Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Эр-Рияд

19 января 2016 г. председатель КНР Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом в саудовскую столицу (далее его визит будет продолжен в Каир и Тегеран), где главе страны, инвестировавшей миллиарды долларов в предприятия (прежде всего, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей) саудовской промышленности был оказан торжественный прием.

Встречаясь 19 января с китайским гостем (награжденным высшим орденом ‒ Ожерельем короля Абдель Азиза, выручаемым главам дружественных государств, среди которых были, в частности, президент США Барак Обама, президент РФ Владимир Путин и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов), король Сальман бен Абдель Азиз, называя Си Цзиньпина «дорогим другом», выступил с речью, в которой, в частности, говорил: «Дружеские отношения между нашими странами демонстрировали неуклонный рост в течение истекших [с момента установления дипломатических связей] двадцати пяти лет. Я вспоминаю и высоко ценю отношение Вашего Превосходительства в ходе моего визита в вашу дружественную страну в марте 2014 г. В ходе того визита мы провели несколько плодотворных встреч, содействовавших развитию взаимного сотрудничества в различных сферах. Ваш нынешний визит, Ваше Превосходительство, — продолжал далее саудовский монарх, — укрепит сотрудничество и дружбу между нашими странами и народами».

Считая возможным придать визиту Си Цзиньпина политическую окраску, король Сальман бен Абдель Азиз далее замечал: «Королевство и Китай устремлены к укреплению стабильности, упрочению мира и безопасности в мире, и мы, Ваше Превосходительство, высоко ценим ваши личные усилия в этой сфере». Монарх не оставил в стороне и тему, способную стать дополнительной основой саудовско-китайского взаимодействия ‒ опасность международного терроризма: «Вызовы, с которыми сталкивается мир и, в первую очередь, терроризм требуют совместных усилий всего международного сообщества. Это сообщество должно подтвердить принципы, на основе которых был разработан Устав Организации Объединенных Наций ‒ невмешательство во внутренние дела государств и уважение суверенитета ради безопасности и мира между государствами». Завершая свою речь, саудовский монарх подчеркнул: «Я уверен, что наши сегодняшние переговоры отвечают не только интересам наших двух стран, но и удвоят усилия, направленные на обеспечение мира в регионе [арабского мира и Ближнего Востока]».

Ответное выступление Си Цзиньпина, если судить по его изложению в саудовской прессе, было короче и не содержало каких-либо политических нюансов. Он говорил о том, что «счастлив посетить Саудовскую Аравию и встретиться со Служителем Двух Благородных Святынь». Равным образом председатель КНР подчеркивал, что его страна «стремится к укреплению партнерства» с саудовской стороной, к «развитию отношений взаимной дружбы с королевством», отмечая личный вклад «Служителя Двух Благородных Святынь в осуществление шагов в этом направлении». Впрочем, накануне визита в Эр-Рияд, встречаясь в Пекине с генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества саудовцем Ийядом Мадани, Си Цзиньпин, по сообщению пресс-центра китайского Министерства иностранных дел, отметил, что «китайская сторона намерена в рамках инициативы “пояса и пути” углубить интеграцию интересов с исламскими странами, укрепить выгодные связи, использовать возможности друг друга и совместно развиваться». По его словам, «следует расширить диалог двух крупных цивилизаций — китайской и исламской». Как отмечал председатель КНР, Китаю и исламскому миру необходимо «укреплять сотрудничество по международным вопросам» и «работать над скорейшим всесторонним и справедливым разрешением палестинского вопроса». Это была постановка вопроса, в равной мере удовлетворяющая не только саудовскую, но и иранскую сторону.

Уже после завершения саудовско-китайского «саммита» Си Цзиньпину была предложена культурная программа (по многим своим параметрам идентичная той, которую в Эр-Рияде предлагают главам «дружественных стран»). В сопровождении монарха председатель КНР посетил «исторический дворец Аль-Мураббаа», построенный в 1939 г. по личному приказу «короля-основателя» в качестве резиденции королевской канцелярии, где его ознакомили с личными покоями Ибн Сауда и документами его времени. Король и Си Цзиньпин вместе участвовали в традиционном недждийском танце аль-арда (автомобиль, в котором ехал из аэропорта председатель КНР, сопровождали всадники, державшие в руках саудовские и китайские флаги). Пребывание председателя КНР не будет ограничено только этой культурной программой, — он примет участие и в официальном открытии некоторых объектов экономической инфраструктуры, построенных при участии китайских инвесторов.

Важнейшим итогом визита Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию стало подписание 14 двусторонних соглашений и меморандумов о намерениях. Речь шла о Соглашении об укреплении экономического взаимодействия в рамках Инициативы «пояса и пути», как и о соглашениях о сотрудничестве в области возобновляемой и ядерной энергии, нефти и нефтехимии, технического взаимодействия и промышленности. Список подписанных в Эр-Рияде в ходе саудовско-китайского «саммита» включал также соглашения о развитии сотрудничества в области космических исследований, связи, туризма и борьбы с терроризмом. Это были всеобъемлющие и взаимовыгодные документы, готовящие, в том числе, почву для завершения начавшихся 17 января 2016 г. в Эр-Рияде переговоров между КНР и государствами Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) о подписании Соглашения о зоне свободной торговле между обеими сторонами.

Саудовская пресса не только широко освещала визит Си Цзиньпина, подчеркивая «взаимную заинтересованность» в установлении «отношений подлинного стратегического партнерства». 18 января 2016 г. эр-риядская «Ар-Рияд» опубликовала и статью, подписанную председателем КНР ‒ «Два дорогие друг для друга партнера, устремленные к взаимному развитию». Характеризуя Саудовскую Аравию, китайский лидер называл ее в этой статье «братской для Китая страной», известной китайскому общественному мнению не только тем, что она «клад нефти и газа», но и ее «великой историей», тем, что королевство ‒ «страна, где появился ислам», ее «поражающей воображение красотой, одна из сторон которой связана с закатами солнца в огромной пустыне, когда кажется, что солнце садится в песчаное море». Продолжая далее статью, Си Цзиньпин писал, что впервые он посетил Эр-Рияд в 2008 г., когда исполнял обязанности заместителя председателя КНР, «неся с собой, как и в ходе нынешнего визита, теплые чувства китайского народа к дружественному саудовскому народу».

Разумеется, немалое место в цитируемой статье занимали рассуждения о «караванах, шедших 2000 лет назад по шелковому пути», о «посланцах Аббасидского халифата, посещавших Китай», о «китайском мусульманском моряке», сотни лет назад прибывшим в Джидду и посетившим Мекку и Медину, описав эти города как «рай на земле». Итог этих рассуждений ‒ «китайская и исламская цивилизации перекрещивались, взаимно обогащали друг друга, глубоко влияя на общечеловеческую цивилизацию». Но Си Цзиньпин касался и современных китайско-саудовских отношений, развивавшихся после 1990 г., когда между двумя странами были установлены дипломатические связи, а также после 2008 г., когда они завязали «отношения стратегической дружбы». Он сообщал, что Саудовская Аравия «крупнейший поставщик нефти в Китай», а также его «крупнейший торговый партнер в регионе Западной Азии». В 2014 г. китайско-саудовское торговое взаимодействие составило 69,1 млрд долларов. Из каждых 6 баррелей нефти ввозимых ныне в Китай 1 баррель ‒ саудовский. Далее председатель КНР добавлял: «Из каждых 7 риалов, получаемых Саудовской Аравией за ее экспорт, один риал приходит из Китая». Но саудовско-китайские связи включают и взаимодействие в технической и научной сфере, примером которого является «проект легкого поезда в Мекке», а также расшифровка генома финиковой пальмы.

В своей статье Си Цзиньпин писал и о планах на будущее. По его словам, обе страны должны действовать совместно, «держа друг друга за руку», «гармонизируя стратегии национального развития». Это относится к наиболее приоритетным областям ‒ космическим исследованиям, мирному использованию ядерной и возобновляемой энергии. Китайская сторона, по его словам, хотела бы видеть Саудовскую Аравию активным членом Азиатского банка развития. Она устремлена к созданию «зоны свободной торговли» с государствами ССАГЗ. Наконец, председатель КНР призывал саудовскую сторону быть частью проекта «пояса и пути» в силу того, что она расположена «в западной части единого региона, связанного шелковым путем».

Статья Си Цзиньпина в «Ар-Рияд» завершалась важной фразой: «Двигаясь рука об руку, удвоим наши усилия с тем, чтобы завтра китайско-саудовские отношения стали прекраснее».

52.19MB | MySQL:103 | 0,473sec