Почему не удается урегулировать южносуданский конфликт

Судя по всему, надежды международных посредников из Африканского союза на официальное утверждение состава нового коалиционного правительства в Южном Судане на этой неделе, что было ранее официально объявлено, вряд ли оправдаются. Напомним, что после неудачной попытки государственного переворота в 2013 году в стране вспыхнула гражданская война, которая в основном носит межнациональный характер. Президент Южного Судана С.Киир принадлежит к титульной нации динка, а его оппонент Р.Машар — к нуэр. Последние являлись одной из самых боеспособных частью Суданской народно-освободительной армии (СНОА) в период борьбы за независимость от Судана. Нуэр являются второй по влиянию фракцией в правящем Суданском народно-освободительном движении (СНОД), и попытка С.Киира монополизировать власть в партии привела к одной из самых ожесточенных гражданских войн в истории Судана. При этом Р.Машара поддерживали Хартум и Аддис-Абеба, а С.Киира — Уганда и на первом этапе — Кения. Также на стороне С.Киира воевали и суданские повстанцы из DJEM. Активная фаза войны завершилась осенью прошлого года просто в силу полного истощения материальных ресурсов противоборствующих сторон и изменения позиции Кампалы. Угандийские солдаты, которые были введены в Южной Судан вскоре после начала боевых действий и возникновения реальной угрозы захвата отрядами Р.Машара столицы Джубы, под международным прессингом (С.Киир стал серьезно раздражать Запад) и в силу активизации внутренней политической оппозиции внутри Уганды, фактически выведены сейчас из Южного Судана, за исключением небольшого контингента, который призван бороться «с повстанцами из LRA». После того, как С.Киир лишился возможности получать регулярную военную и материальную помощь из Уганды, стремление к миру стало преобладающей тенденцией его политики. Но при этом он под благовидными предлогами всячески затягивает выход на финальный этап мирного процесса, который предусматривает формирование коалиционного правительства, децентрализацию и возвращение нуэр всех постов в партии и правительстве. Это будет означать фактически закат политической (а очень может быть, что и физической) жизни С.Киира. Отсюда такая «неторопливость». Но при этом стороны не готовы к возобновлению крупномасштабных боевых действий.

Среди основных препятствий, тормозящих формирование коалиционного правительства, назовем инициативу Джубы по новому административному делению страны, которая подразумевает ее деление на 28 штатов. Эта фрагментация вместе с усилением полномочий исполнительной власти должна серьезно ослабить влияние оппозиции. Таким образом, создалась ситуация, при которой ни одна из противостоящих сторон не в состоянии военным путем решить проблему власти, но при этом жестко стоит на своих позициях, что исключает прогресс на пути переговоров. К этому необходимо добавить и отсутствие монолитной позиции внутри каждой из группировок. Они серьезно фрагментированы по этническому признаку, так как каждая племенная группа (динка и нуэр) состоит еще из множества локальных подгрупп. Разделение страны на 28 штатов формально предоставляет большинству из них свою территорию со своим губернатором, а это выводит племенные подгруппы из-под влияния головного племенного совета тех же нуэр во главе с Р.Машаром.

Вся эта ситуация осложняется еще и кризисом нефтяных цен и, соответственно, фактическим банкротством экономики Южного Судана, у которого и в лучшие времена доля нефтедолларов в бюджете составляла 95%. Это означает резкое ослабление центральной власти, которая не имеет значительных финансовых и военных инструментов для того, чтобы удержать лояльность регионов и отдельных племенных групп. При этом шансы на получение некой международной помощи без реализации мирного плана Афросоюза фактически равны нулю. У Р.Машара свои проблемы, и они также финансового плана. У оппозиции фактически нет зарубежных ресурсов на поддержание своей боеготовности. В этой связи прекратились поставки вооружения из Украины. Помощь со стороны Хартума позволяет отрядам оппозиции только успешно обороняться, но никак не организовывать серьезные наступательные операции. При этом часть партии Р.Машара выступает за то, чтобы резко лимитировать контакты с Хартумом, так как этот момент, по их оценке, сильно компрометирует его в глазах сторонников. В этой связи в настоящее время контакты между Р.Машаром и суданским руководством в настоящее время серьезно ограничены. При этом основной задачей для Хартума остается прекращение любой ценой материально-технической поддержки со стороны Джубы сепаратистов в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Более глобальные задачи умиротворения в Южном Судане перед ним не стоят, хотя Р.Машар для суданского руководства, безусловно, более приоритетная фигура чем непредсказуемый С.Киир, хотя бы в силу его прошлого: во время войны за независимость Южного Судана он воевал на стороне Хартума.

В любом случае, час истины для противоборствующих южносуданских сторон уже настал. Международные посредники явно при молчаливом согласии Запада собираются предъявить сторонам фактический ультиматум на сессии Афросоюза, который состоится в Аддис-Абебе в конце января с.г. Грубо говоря, и С.Киир, и Р.Машар должны на ней подписать договор о создании коалиционного правительства с жестким лимитированным сроком его реализации, либо в отношении них будет инициирован пакет санкций, в том числе и экономических, что для того же С.Киира может быть очень болезненным с учетом его активов в США. То, что на Западе такой сценарий давления на южносуданских оппонентов поддерживают, сомнений мало. Но многие обозреватели в этой связи указывают на то, что подписание такого соглашения теми же С.Кииром и Р.Машаром будет означать для них вероятность возникновения серьезной фронды внутри их племен. Что, может быть, хуже, чем все международные санкции вместе взятые. А это обстоятельство дает основание полагать, что ситуация и далее останется примерно в нынешних координатах: ни войны, ни мира, с невнятной перспективой выхода на какое-то решение, которое бы устраивало всех, и явная перспектива фактического распада Южного Судана на целый ряд этнически однородных карликовых государств. Единственным вариантом недопущения такой ситуации является прямая военная интервенция с принуждением к миру, что мало реально просто в силу отсутствия сил, которые готовы и в состоянии это сделать. И что главное — хотят. Африканские страны слишком несостоятельны для этого, плюс ко всему ориентируются на разные силы в Южном Судане, а США и европейские страны после Афганистана и Ирака как огня боятся перспективы завязнуть в каком-либо локальном конфликте.

62.85MB | MySQL:102 | 0,471sec