К вопросу о политике Турции в отношении сирийских беженцев

Диалог между руководством Европейского союза и Турции по вопросу сирийских иммигрантов продолжается. Он продолжает интенсифицироваться по мере того, как европейские страны вкушают все прелести соседства с ближневосточными гостями. Ухудшение гуманитарной ситуации в Европе, вне всяких сомнений, повышает общий вес Турции на международной арене и дает ей серьезный козырь для переговоров с европейскими визави по широкому кругу вопросов.

Турецкая сторона на протяжении всей гражданской войны в Сирии с 2011 года делает заявления о том, что Турецкая Республика оставлена в одиночестве в вопросе приема и содержания на своей территории сирийских беженцев. Так, на недавно состоявшемся Давосском форуме помощник премьер-министра Мехмет Шимшек подчеркнул, что он «испытывает гордость за Турцию», которая предоставила кров, работу и образование 2,5 млн сирийских беженцев и отметил, что на их содержание уже потрачена сумма в размере около 8 млрд евро.

Со своей стороны, европейские лидеры регулярно обвиняют Турцию, которая, по их словам, не только не предпринимает сколь-нибудь заметных усилий по предотвращению незаконной иммиграции через свою территорию, но и неофициально оказывает ей поддержку. Наиболее острые заявления делает греческое руководство. По различным оценкам, число незаконных иммигрантов из Турции на греческие острова Эгейского моря в пик «сезона» может достигать нескольких тысяч в день. 18 января президент Греции Прокопис Павлопулос заявил «У меня есть серьезные опасения, что турецкие контрабандисты пользуются поддержкой властей, в частности, пограничных ведомств, которые ведут себя, как вроде, они ничего не замечают».

В нынешней турецкой политике по вопросу сирийских беженцев ключевыми представляются следующие моменты.

  1. Турецкая сторона не предпримет каких-либо действий, пока не увидит выписку со своего счета с зачислением обещанных европейцами средств.

Как свидетельствуют последние по времени заявления турецких официальных лиц обещанный единоразовый платеж в размере 3 млрд евро турецкую сторону уже не удовлетворяет. Турецкая сторона говорит о де-факто потраченной сумме в 8 млрд и просит дополнительных ассигнований. В чем можно усмотреть намерение Анкары придать платежам из Европы регулярный характер вплоть до урегулирования конфликта в Сирии, то есть с плохо предсказуемым временным горизонтом.

  1. Турецкая сторона в настоящее время выступает с позиции регулировщика «переселения народов».

В настоящее время «вентиль» работает наоборот и он полностью открыт. Это позволило изрядно подчистить крупные города и поселки турецкого побережья Эгейского моря от сирийских беженцев. Разница в состоянии турецких прибрежных населенных пунктов летом 2015 года и в начале текущего года – разительная. Каналы отправки иммигрантов в Грецию к настоящему моменту полностью отработаны, вся сопутствующая индустрия «подтянута», включая однотипные моторные лодки и спасательные жилеты. Про контрафактные жилеты, которые в критической ситуации не спасают, а напротив утягивают на дно, говорилось много, но здесь удивляться нечему, на «бизнес-класс» беженцам рассчитывать не приходится.

  1. Турция не приступила к сооружению какой-либо масштабной инфраструктуры на своей территории для содержания беженцев.

Согласно официальным данным Генерального директората по беженцам на 15 января 2016 года из 2 млн 540 тыс 784 сирийцев находящихся под «временной защитой» в специально оборудованных лагерях проживает чуть менее 10%, а точнее 269 тыс 193 человека. Остальные находятся за их пределами: на районы Шанлыурфы, Хатая, Стамбула, Газиантепа приходится приблизительно половина, свыше 1,4 млн человек.

  1. Турция приняла законодательство, позволяющее официально трудоустраиваться сирийским беженцам, однако…

Действительно, 15 января 2016 года в так называемой «Официальной газете» опубликовано Коммюнике №2016/8375 «Касательно разрешений на работу для иностранцев, находящимся под временной защитой». Этот шаг, безусловно, будет демонстрироваться Турцией европейским коллегам в качестве реального подтверждения своих усилий по созданию для беглых сирийцев возможностей нормального проживания.

В настоящее время число выданных разрешений на работу составляет около 7 тысяч. Объем нелегального рынка сирийской рабочей силы оценивается на уровне 400 тыс. человек. Из 2,5 млн человек беженцев работоспособна приблизительно половина, то есть около 1,2 млн человек. Разумеется, последняя цифра вызывает законные опасения в турецком обществе, где проблема безработицы является второй по болезненности, уступающей лишь терроризму.

Однако, следует отметить, что в тексте вышеупомянутого Коммюнике просматриваются преференции для медицинского персонала, педагогов и научных работников, то есть для интеллектуальной элиты. То, что Турция испытывает нехватку медперсонала новостью не является. В свое время турецкое руководство приглашало на работу в Турцию докторов даже из Кубы. Другая категория – сезонные сельскохозяйственные рабочие. При этом по всем работникам требуется подтверждение работодателя (в случае сельхозрабочих – местных органов власти) о готовности их принять на работу. Стандартную квоту, на одного работающего иностранца должно приходиться минимум десять местных граждан, никто не отменял и не ослаблял.

Иными словами, сирийские беженцы будут получать разрешение на работу на общих основаниях, которые, с некоторой разницей в нюансах, применяются ко всем иностранцам, прибывающим в страну.

Таким образом, можно констатировать, что принятое законодательство, прежде всего, направлено на то, чтобы вывести из тени незаконно работающих иммигрантов и заставить их и их работодателей платить налоги. Простым умножением (количество уже работающих иммигрантов умножить на минимальный уровень заработной платы и на сумму налоговых отчислений) можно определить, что турецкая казна должна получить дополнительный ежегодный источник поступлений в размере около 3 млрд тур. лир. Разумеется, ни о каких пособиях и финансовой поддержке беженцев в Турции речи не идет.

Оборотной стороной вопроса является то, что дешевая сирийская рабочая сила может сделать более конкурентоспособными отдельные отрасли турецкой промышленности, скажем, обувную или текстильную, по сравнению с аналогами из Юго-Восточной Азии и немного опустить уровень зарплатных ожиданий турок. Несмотря на расхожее мнение о том, что с дешевыми китайцами или вьетнамцами соревноваться невозможно в принципе, это не так. Есть примеры успешной конкуренции даже европейских производителей, так что же говорить про разворотливых турках.

  1. Турция не заинтересована в том, чтобы из транзитной стороны превращаться в пункт назначения.

Отметим, что за всю историю Турецкой Республики, с 1923 года по 2011 год, когда началась гражданская война в Сирии, число переселенцев в Турцию составило около 2 млн человек…

Турция не создает и не собирается создавать масштабную инфраструктуру для приема беженцев. Турция не собирается раздавать дармовые пособия, а также сильно упрощать жизнь сирийским беженцам, которые хотят трудоустроиться. Впрочем, это не исключает того, что из потока иммигрантов могут отбираться люди востребованных профессий и не имеющие особых амбиций в плане ожидаемого уровня доходов. Дети, заканчивающие турецкие школы и университеты, в перспективе могут стать проводниками турецких интересов в регионе, инструментами мягкой силы.

«Пособники», то есть люди, рассчитывающие на безвозмездный финансовый пакет «гостя страны», могут рассчитывать лишь на сердобольное турецкое население, терпение которого, как свидетельствуют данные последних опросов общественного мнения, также не беспредельно. Со стороны же государства они могут получить лишь политику «открытых дверей», через Грецию, в направлении стран Европейского союза.

Турецкое руководство, конечно, заинтересовано в арабских деньгах и в дешевой рабочей силе, однако, приложит все необходимые усилия по недопущению арабизации страны. А 2,5 млн человек – слишком серьезная инъекция в общество, способная вызвать тектонические изменения в его характеристиках. Общий религиозный фактор отнюдь не отменяет того факта, что турецкое и арабское общества – некогерентны, а перекраивать свою страну под сирийских беженцев, по примеру толерантных европейцев, турки точно не будут.

52.24MB | MySQL:103 | 0,485sec