О визите президента Ирана Хасана Роухани в страны Европы

26-28 января с.г. состоялся официальный визит президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани в Италию и во Францию. Это событие является знаковым, так как мы имеем дело с первым масштабным визитом главы исполнительной власти Ирана в страны Европы за 37 лет, прошедших с победы Исламской революции. Такой визит стал возможен только после разблокирования иранского ядерного досье и снятия международных санкций. Данные договоренности были достигнуты в Вене в июле прошлого года. Пышный прием, оказанный иранскому президенту европейскими лидерами является следствием того, что Иран превратился в важнейшего игрока на Ближнем и Среднем Востоке, которого невозможно игнорировать. В условиях разрастания в регионе салафитского и ваххабитского экстремизма, связанного, прежде всего с деятельностью «Исламского государства» Иран объективно превращается во влиятельного и незаменимого союзника Европы в борьбе с терроризмом. Внимание лидеров ЕС к визиту Роухани обусловлено возрастанием международной роли Ирана, превращением этой страны в региональную сверхдержаву на Ближнем Востоке. В интересе европейской политической элиты к Ирану просматривается и экономический аспект. В мире осталось не так много неосвоенных рынков. Самыми крупными из них являются Иран и Мьянма. В условиях экономических трудностей, переживаемых Европой, компании стран ЕС заинтересованы в получении крупных иранских контрактов, и надо сказать визит Роухани в этом отношении их не разочаровал.

В Италии президент Ирана встретился с премьер-министром этой страны Матео Ренци и Папой Римским Франциском. Иранская реформистская газета «Этемад» написала по этому поводу: «Встреча президента Роухани с Папой Франциском, так же как и усиление контактов с Ватиканом являются естественным и очевидным процессом взаимодействия между двумя основными религиозными полюсами в мире. С одной стороны, Исламская Республика является религиозным и исламским режимом, добивающимся международного признания и интернациональной легитимности. С другой стороны, Ближний Восток сталкивается с беспрецедентным количеством конфликтов. Террористические группы, прикрывающиеся религиозным знаменем, дестабилизировали страны региона и распространяют насилие в сердце Европы. Все монотеистические религии страдают от чумы терроризма, и борьба с этой чумой невозможна без межрелигиозного диалога и взаимодействия. Таким образом, шаги 11-го правительства по взаимодействию с монотеистическими религиями является мудрым подходом, усиливающим антитеррористическую политику Ирана на региональном и международном уровне».

В то же время в ходе европейского турне президент ИРИ не удержался от критики главного регионально противника Ирана – Саудовской Аравии. Выступая на пресс-конференции в Риме, он отметил, отвечая на вопрос о возможных извинениях правительства Ирана перед Саудовской Аравией: «Мы не собираемся извиняться перед КСА. Мы уже арестовали и строго наказали виновных в погроме саудовского посольства, и этого достаточно. Саудовская реакция агрессивна и не имеет никакого оправдания. Со своей стороны должен заявить, что Иран не заинтересован в эскалации напряженности с Саудовской Аравией и хочет наладить нормальные отношения». Затем он разразился антисаудовской инвективой: « Почему мы должны извиняться? Они отрубили голову шейху Нимру, а мы должны извиняться? Они убивают беззащитных людей в Йемене, а мы должны извиняться? Они помогают террористам по всему региону, а мы должны извиняться? Их некомпетентность вызвала гибель тысяч людей во время хаджа, а мы должны извиняться? Даже если они извинятся несколько раз перед всей исламской умой, этого будет недостаточно». Со своей стороны министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус во время переговоров в Париже предложил посредничество Франции в разрешении ирано-саудовских разногласий.

Во время пребывания иранского президента в Риме был подписан целый ряд крупных контрактов с итальянскими фирмами и компаниями на общую сумму 18,49 миллиардов долларов. Сделки, заключенные в Италии, касаются энергетики, кораблестроения, сталелитейной промышленности и инфраструктурных проектов. Например, заключен договор на 3,7 миллиарда евро с  компанией Saipem о модернизации ряда нефтедобывающих предприятий Ирана, контракт на 5,7 миллиарда евро с итальянской металлургической компанией Danielli, на 4 миллиарда долларов с итальянской железнодорожной компанией Gavio о модернизации иранских железных дорог, на 4 миллиарда евро с компанией Condotte d’Aqua, занимающейся инфраструктурными проектами и на 400 миллионов евро с компанией Finmeccanica, которая будет заниматься обслуживанием и тюнингом иранских самолетов гражданской авиации.

После посещения Рима Хасан Роухани отбыл в Париж, где провел переговоры с президентом Франции Франсуа Олландом. В ходе беседы двух президентов были затронуты вопросы ситуации на Ближнем Востоке, проблемы борьбы с «Исламским государством», проблема сирийского урегулирования и вопросы экономического сотрудничества между Ираном и Францией. Было достигнуто соглашение об обмене информацией между спецслужбами двух стран в сфере борьбы с терроризмом. Ливанские СМИ посетовали на то, что лидеры двух стран не обсудили проблему политического кризиса в Ливане и не наметили пути ее разрешения. Не была забыта и проблема прав человека. «Мы честно и открыто обсудили все проблемы, конструктивно высказав взаимные претензии и ничего не скрывая друг от друга. Только так и можно вести переговоры в настоящее время, когда мы открываем новый этап в отношениях между Францией и Ираном, оставляя в стороне старые предрассудки», — отметил Хасан Роухани. Впрочем претензии Парижа к Тегерану по поводу прав человека оказались не столь велики. Во всяком случае, они не помешали французским бизнесменам с полного одобрения правительства страны заключить с иранцами ряд выгодных контрактов. Иранская делегация высказала намерение приобрести 118 самолетов Airbus, производимых франко-немецко-испанским концерном на общую сумму 25 миллиардов евро. Был подписан договор с компанией Total, которая будет ежедневно закупать в Иране 200 000 баррелей нефти. Крупнейшая французская автомобилестроительная компания PSA Peugeot Citroen объявила о своем возвращении в Иран. Ей вместе с иранской компанией «Иран Ходро» будет создано совместное предприятие по сборке 200 тысяч автомобилей в год. Французы планируют инвестировать в этот проект 400 миллионов евро в течение пяти лет. Французское Национальное общество железных дорог ( NSCF) и компания «Иранские железные дороги» подписали протокол о намерениях по строительству новых вокзалов в Иране и проведению в этой стране скоростных железнодорожных линий. Крупные французские строительные компании  Bouygues и  Vinci подписали протокол об участии в модернизации трех иранских аэропортов.

Переговоры Хасана Роухани в Риме и Париже можно рассматривать как прорыв иранской дипломатии на европейском направлении. В экономическом плане Иран, долгое время находившийся в международной изоляции, нуждается в инвестициях и новых технологиях для ликвидации своего промышленного и инфраструктурного отставания. Источники того и другого Тегеран ищет в Европе. При этом вовлеченность Ирана в мировую экономическую систему будет неизбежно нарастать. ИРИ окажется в полной мере затронута глобализацией со всеми ее позитивными и негативными последствиями. Сумеет ли система исламского правления справиться с новыми вызовами, покажет время.

52.2MB | MySQL:103 | 0,641sec