Соглашение по иранской ядерной программе и его влияние на пост-санкционное возвращение Ирана на рынок энергоресурсов

Анализ западными спецслужбами современного состояния энергетического сектора иранской экономики, тенденций мирового рынка углеводородного сырья, а также возможных вариантов развития военно-политической обстановки в связи с подписанием «Соглашения по ядерной программе Ирана» лег в основу их оценки влияния санкций в отношении Тегерана на экономику страны, динамику объемов добычи и экспорта нефти и газа, а также на развитие общемировых сырьевых рынков. При этом ими рассматриваются перспективы изменения ситуации с учетом возможного ослабления основных факторов воздействия, таких как частичное снятие введенных ограничений при выполнении Ираном взятых на себя обязательств.

В соответствии с достигнутыми договоренностями ряд санкций, принятых в отношении Исламской Республики Иран (ИРИ), уже отменен, остальные планируется снять через восемь лет при соблюдении Тегераном необходимых условий, в число основных из которых входит:

  • безоговорочное выполнение всех положений принятого Совместного комплексного плана действий (Joint Comprehensive Plan of Action), что обеспечит реализацию иранской ядерной программы исключительно в мирных целях;
  • предоставление Тегераном гарантий отсутствия намерений по разработке, созданию или приобретению любых видов ядерного оружия;
  • формирование комиссии по надзору за выполнением условий Плана из числа представителей стран-участниц договора;
  • следование всем рекомендациям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющего мониторинг деятельности Ирана в ядерной сфере.

Кроме того, согласно положениям Плана на Тегеран накладывается ряд ограничений на ведение деятельности, связанной с обогащением урана, разработкой технологий и научными исследованиями в данной области, на ближайшие восемь лет с возможностью дальнейшего продления сроков в случае нарушения условий соглашения. Вместе с тем иранской стороне необходимо провести существенные изменения в инфраструктуре ядерных объектов, а также снизить уровень обогащения урана с 20% до 3,67%. Срок действия указанных мер составляет 15 лет. Функции надзора и контроля за реализацией данных мероприятий возложены на МАГАТЭ.

Наряду с этим Вашингтон считает, что снятия ограничений в энергетическом секторе на данном этапе достаточно, в связи с чем сохраняет санкции в ряде других сфер. В частности, США намерены продолжать блокировать любые отношения с Тегераном и иранскими финансовыми организациями. Американским компаниям и гражданам по-прежнему запрещено осуществлять совместную предпринимательскую деятельность с юридическими и физическими лицами из Ирана. Под запретом находятся любые инвестиционные проекты, организация экспорта товаров и услуг, а также импорт иранской продукции в США.

Кроме того, Вашингтон предполагает продолжить контроль за нераспространением оружия массового поражения, развитием ракетных технологий и торговлей обычными вооружениями. Данные меры направлены на блокирование иранской ракетной программы и недопущение разработки и создания в Исламской Республике ядерного, химического или биологического оружия.

Вместе с тем США продолжают официально считать Иран государством, оказывающим поддержку международным террористическим организациям и неугодным Вашингтону режимам власти в регионе. В этой связи американское руководство также сохранило ряд ограничений, связанных с международным военным сотрудничеством, импортом вооружений и экспортом различных технологий. Более того, Белый дом оставляет за собой право восстановить в максимально короткие сроки действие отмененных санкций, в том числе со стороны ООН и ЕС, в случае нарушения Ираном условий соглашения.

Вашингтон также демонстрирует готовность вводить ограничительные меры против организаций и граждан других государств при их взаимодействии с Тегераном по вышеперечисленным вопросам.

Одновременно остаются в силе принятые в отношении Ирана санкции Совета Безопасности ООН в части, касающейся экспорта и импорта вооружений на ближайшие пять лет, и деятельности, связанной с производством или приобретением технологий и комплектующих для создания баллистических ракет – на восемь лет. Однако действие данных ограничений может быть приостановлено раньше в случае принятия специальной комиссией МАГАТЭ соответствующего решения и ходатайства перед Советом Безопасности ООН.

По мнению американских специалистов, вследствие введенных против Тегерана мер экономического воздействия существенно снизились объемы добычи и экспорта нефти (с 2,6 в 2011 г. до 1,4 млн баррелей в день в 2014 г.), доходы от которого в период с 2011 по 2014 гг. сократились более чем вдвое (со 118 до 56 млрд долларов США в год). В результате оказываемого со стороны Вашингтона давления главные импортеры иранского углеводородного сырья (ЕС, Япония, Республика Корея) частично или полностью отказались от дальнейших закупок в пользу сырья других поставщиков (Ангола, Ирак, Кувейт, Нигерия и Саудовская Аравия) из числа государств-членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК.)

Кроме того, влияние санкций отразилось и на развитии торговых отношений со странами-партнерами, в связи с чем Иран был вынужден диверсифицировать направления экспорта и импорта основных товаров и услуг. Несмотря на это, товарооборот с другими странами, а также объемы инвестиций существенно снизились.

В этих условиях в период действия санкций темпы экономического роста Ирана замедлились, размер ВВП сократился, а уровень безработицы вырос. Американские эксперты считают, что данные факты свидетельствуют об эффективности принятых в отношении Тегерана мер воздействия и в настоящее время экономика страны находится в состоянии рецессии.

Однако по итогам проведенной 14 июля 2015 г. встречи в формате «5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН – Российская Федерация, США, Китай, Великобритания и Франция плюс Германия) были достигнуты договоренности об ограничении деятельности Ирана в ядерной сфере в обмен на отмену ряда санкций. В первую очередь, снятие запретов затрагивает энергетический сектор и предполагает полноценное возвращение Тегерана на нефтяной рынок.

В этой связи, следует ожидать увеличения темпов экономического роста ИРИ вследствие получения прибыли (около 15 млрд долларов США) в течение первого года с момента снятия ограничений. Кроме того, этому будет способствовать возвращение зарубежных активов в размере 107 млрд долларов США, замороженных в результате введения санкций, из которых 29 млрд можно будет освоить непосредственно после вступления в силу достигнутых договоренностей.

Наряду с этим ожидается увеличение притока иностранных инвестиций, размер которых, по прогнозам экспертов Центра международных стратегических исследований, составит 3-3,5 млрд долларов США в течение 2016-2017 годов. Вместе с тем в связи со смягчением санкционного режима произойдет восстановление объема и существенный рост товарооборота с такими странами как Великобритания, Индия, Китай, Саудовская Аравия и Турция.

image001

Возвращение Ирана на нефтяной рынок отразится на динамике его развития и общемировых тенденциях в энергетической сфере. По оценке американских специалистов, объемы сырья, которое Иран в перспективе сможет поставлять потребителям, составляют 1 млн баррелей в день, что снизит цену на нефть в 2016 году приблизительно на 14% (10 долларов США за баррель). Это окажет негативное воздействие на экономики крупнейших экспортеров нефти из числа стран Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи, эксперты прогнозируют снижение темпов роста ВВП Саудовской Аравии на 5%, Ливии – на 10%.

Наряду с этим страны, обладающие развитой отраслью нефтехимической промышленности (США и Израиль и ряд стран ЕС), ожидает увеличение производства.

Полноценное возвращение Ирана на нефтяной рынок займет от 8 до 12 месяцев, в течение которых Тегеран сможет реализовать только накопленное сырье, находящиеся в настоящее время в хранилищах (около 30-40 млн баррелей), что увеличит мировые объемы продаж на 400-500 тыс. баррелей в день.

image002

image003

52.3MB | MySQL:108 | 0,451sec