Кризис образования в Сирии на повестке донорской конференции в Лондоне

Спровоцированный извне вооруженный конфликт в Сирии продолжается вот уже без малого пять лет, начиная  с марта  2011 года.  Он привел к гуманитарной катастрофе с сотнями тысяч человеческих жертв и миллионами пострадавших,  лишенных  крова  вынужденных  переселенцев и мигрантов, среди которых много женщин и детей. Население страны за один только год сократилось более чем на 2 млн человек: с 19,323 млн (2013) до 17,064  млн  (2014). [1]   В целом, за пять лет войны, по данным ООН,  погибло более 250 тыс. сирийских граждан, а количество беженцев превысило 4,4 млн человек.

Жертвой разрушительной войны стала и система образования Сирийской Арабской  Республики, имевшая один из самых высоких количественных показателей в сфере просвещения среди арабских государств. Достаточно посмотреть на стремительное снижение статистических показателей охвата детей школьным обучением после начала военного противостояния. Так,  в довоенное время, по официальным данным ООН (2009), охват    детей начальным обучением  в целом по стране достигал 93% (93,7% — среди мальчиков и 92,8% — среди  девочек). В  2014 г. уже менее 50% детей имели возможность посещать школу, а в наиболее конфликтогенных районах страны, как, например,  в Алеппо,  этот показатель не превышал и 6%. Почти четверть учреждений образовательной инфраструктуры страны  были полностью разрушены в ходе военных действий.  Уцелевшие здания школ зачастую используются для расквартирования военизированных группировок  или  армейских подразделений, а также для временного проживания беженцев. Таким образом, в условиях продолжающейся войны более 2,8 млн детей лишились возможности учиться. Неудивительно, что уровень охвата детей школьным обучением достиг одного из самых низких показателей в мире. При этом, по данным международной правозащитной  организации «Спасем детей», сложная ситуация складывается и с предоставлением хотя бы минимальных базовых знаний для  более одного миллиона сирийских  детей-беженцев, проживающих в основном в Ливане, Иордании, Турции, Египте, Ираке, а также в  странах Европы. Половина из них  лишена элементарных условий для включения их в учебный процесс. [2]

Стоит сказать, что высоким в Сирии был и довоенный уровень грамотности среди молодежи в возрастной категории среднего и высшего обучения (15-24 лет) – 95%. В стране насчитывалось 27 университетов (20 – государственных и 7 – частных). Во многом таких высоких количественных показателей удалось достичь за счет введения в стране всеобщего девятилетнего обязательного бесплатного начального и среднего образования, а также благодаря значительным государственным ассигнованиям, выделявшимся на развитие образовательной сферы (5,1% ВНП, 2009), часть из которых шла на предоставление учащимся бесплатных учебников. [3]  Государственное финансирование  национальной системы просвещения намного превышало рекомендованный ЮНЕСКО для развивающихся стран бюджетный минимум расходов на образование (4%).По оценке Международного чрезвычайного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),  «в ходе пятилетнего конфликта в Сирии были перечеркнуты многие достижения в сфере образования» и ее система находится «на грани полного коллапса».[4]

Проблемы кризиса образования в Сирии  в контексте предпринимаемых мировым сообществом попыток по политическому урегулированию  сирийского вопроса будут обсуждаться на открывающейся в Лондоне 4 февраля международной конференции стран-доноров, созываемой для сбора средств на финансирование гуманитарных проектов и программ для  пострадавших от войны сирийских граждан, включая  миллионы покинувших страну беженцев. Ее проведение было инициировано ООН совместно с Великобританией, Германией, Норвегией и  Кувейтом.

С обращением к ее  участникам    выступит самый юный лауреат Нобелевской премии за мир (2014)  18-летняя пакистанка Малала Юсуфзай. Она была удостоена этого почетного звания за ее  самоотверженное отстаивание  права  детей на образование не только в ее родной долине Сват, где радикальные исламисты запретили  девочкам посещать учебные заведения, но и во многих других  конфликтогенных зонах мирового пространства (Афганистане, Кении, Нигерии, Палестине, Сирии и т. д.). Эта пакистанская школьница, сама чудом выжившая  после вооруженного нападения на нее талибов (2012) за ее стремление к современным знаниям и отторжение насаждаемой ими исламистской идеологии,  стала символом всемирной борьбы за  образование для всех. Своей правозащитной и филантропической деятельностью, осуществляемой в том числе и через возглавляемый ею благотворительный «Фонд Малалы», созданный при непосредственной поддержке ООН (2013), она смогла мобилизовать усилия международного сообщества в борьбе за предоставление равных образовательных возможностей для всех жителей планеты независимо от их гендерной принадлежности. При этом М.Юсуфзай  видит возможность противодействия насилию и террору не столько силовыми методами, сколько «посредством образования». [5]  По ее твердому убеждению, только оно и составляющие его компоненты являются «реальным орудием  обновления»: «Один ребенок, один учитель, одна книга и одна ручка способны изменить мир». [6]

В своем интервью,  накануне предстоящей конференции, касаясь возможных путей разрешения сирийского кризиса, она, в частности, указала на необходимость нацеленности международного сообщества на мирную перспективу развития ситуации в Сирии с помощью предоставления  образования пострадавшим от войны детям, чей  человеческий  интеллектуальный потенциал будет определять будущее страны: «Мы все еще можем помочь им, мы все еще можем защитить их. Они все еще не потеряны. Им нужны школы. Им нужны книги. Им нужны учителя.  И это тот путь, с помощью которого мы сможем защитить будущее Сирии». [7]   Он откроет  стране  перспективу постепенного включения  ее в глобальный процесс устойчивого развития мировой цивилизации в новом тысячелетии  на основе  принятой  ЮНЕСКО всемирной Инчхонской  программы действий «Образование 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни» (2015). [8]

Сама Малала Юсуфзай своей активной гражданской позицией  в полной мере смогла доказать созидательную роль просвещения в построении современного общества, свободного от насилия и террора. Она и миллионы ее сторонников на всей планете дают надежду  на возможность совместного политического урегулирования сирийского кризиса как первого шага на пути к достижению справедливого мирного устойчивого развития человеческой цивилизации. Ее, правда, несколько омрачают отдельные попытки стран-доноров политизировать саму эту конференцию, но будем считать это издержками их порой недальновидной сиюминутной дипломатии. [9]

 

[1] UNESCO Institute for Statistics http://www.uis.unesco.org/DataCentre/Pages/country-profile.aspx?code=SYR&regioncode=40525; WES Educational Profile: Syria//World Education Services, 2016 (http://www.wes.org/ca/syriaprofile/SyriaCountryProfile.pdf)

[2] The Cost of War. Calculating the impact of the collapse of Syria`s education system on the country`s feature (http://www.savethechildren.org.uk/sites/default/files/docs/The_Cost_of_War2.pdf); UNESCO Institute for Statistics http://www.uis.unesco.org/DataCentre/Pages/country-profile.aspx?code=SYR&regioncode=40525

[3] WES Educational Profile: Syria//World Education Services, 2016 (http://www.wes.org/ca/syriaprofile/SyriaCountryProfile.pdf)

[4] http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=24444#.VrG4bU8yjRs

[5] Юсуфзай М. Я – Малала /при участии Кристины Лэм; пер. с англ. Е. Большелаповой. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – с 17.

[6] Там же — с. 376 или см. также материалы официального сайта «Фонда Малалы»: www: malala.org

[7] Dawn, 02.02.2016.

[8] Incheon Declaration Education 2030: Towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all// www.unesco.org/world-education-forums-2015/

[9] UK berates Russia ahead of Donors’ Conference on Syria http://www.euronews.com/2016/02/02/uk-berates-russia-ahead-of-donors-conference-on-syria/

52.36MB | MySQL:103 | 0,468sec